г. Москва |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А40-237792/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Т.В. Захаровой, О.Г. Головкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01 июля 2019 года
по делу N А40-237792/18, принятое судьей Ю.В. Жбанковой,
по иску Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации"
(ОГРН: 1097746667061; 129090, город Москва, улица Гиляровского, 31-1)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании 3 779 033 рублей 60 копеек неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Водичев Д.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика: Беляев А.Н. по доверенности от 24.12.2018
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "ГЦСП МВД России, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 4 089 454 рублей 24 копеек излишне перечисленных денежных средств, 385 893 рублей 21 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами (с учётом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исковые требования заявлены на основании ст.ст. 307, 309, 310, 784, 785, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы переплатой истцом денежных средств по вине ответчика.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.07.2019 в иске отказано.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 26.08.2019 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам представленного им отзыва.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2019 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании заключенного между ФКУ "ГЦСП МВД России" и ОАО "РЖД" государственного контракта от 25.12.2017 N 2702630 "На выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок" (далее - государственный контракт), который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с оказанием услуг по организации перевозок грузов в интересах подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также в интересах иных соответствующих федеральных органов исполнительной власти, истец, выступающий государственным заказчиком по государственному контракту, за счет средств федерального бюджета в рамках выделенных ему для этого лимитов бюджетных ассигнований осуществляет оплату услуг, оказанных ответчиком, являющимся головным исполнителем.
Согласно части 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение государственного контракта оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат с учетом "Особенностей тарификации воинских и специальных перевозок", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с пунктом 3 Особенностей тарификации перевозок под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
На момент вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, коэффициент индексации тарифов по воинским перевозкам составлял 3, 043.
Ежегодно приказами ФАС России устанавливаются коэффициенты индексации тарифов, применяемые к базовым ставкам тарифов, умноженных на коэффициенты индексации тарифов, установленные регулирующими органами к предыдущему периоду.
Приказом ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16, от 27.12.2017 N 18093/17 установлены коэффициенты индексации тарифов по воинским железнодорожным перевозкам на 2017 год -1,04, на 2018 год - 1,039 соответственно.
Таким образом, единый коэффициент индексации тарифов по воинским железнодорожным перевозкам на 2017 год должен составлять 3, 164 (3,043*1,04), на 2018 год - 3,287 (3,043*1,039).
Приказом ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16 "О внесении изменений и дополнений в приказ ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуг по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "РЖД" в спорный период были проиндексированы действующие на момент вступления в силу данного приказа ставки сборов и плат раздела 2 части 1 Прейскуранта N 10-01, за исключением тарифов на перевозки специальных грузов и воинских грузов, оформленных воинскими требованиями-накладными формы N 2.
Истец полагает, что установленный приказом ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16 общий коэффициент индексации не подлежал применению ответчиком к базовым ставкам тарифов, сборов и платы для перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом, оказанной ответчиком в рамках государственного контракта. В указанном случае, по мнению истца, следовало применять индексы тарифов на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования, установленных приказом ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16.
Истец также считает, что в результате выставленных ответчиком счетов у него образовалась вынужденная переплата по государственному контракту за период с 01.09.2017 по 31.01.2018 в размере 4 089 454 рублей 24 копеек.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на нижеследующие основания.
По требованиям о взыскании излишне начисленных денежных средств по накладным N N ЭЗ882732, ЭИ542485, ЭИ640350, ЭИ499311, ЭИ586351, Х086944, Х086945, Х086946, К643412, ЭИ484793 истцом пропущен срок исковой давности.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что иск по делу заявлен ненадлежащим истцом, что касается перевозки личных вещей.
В соответствии с иском, ФКУ "ГСЦП МВД России" просит взыскать с ОАО "РЖД" излишне начисленные денежные средства в размере 4 089 454 рублей 24 копеек и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 385 893 рублей 21 копейки.
Так, иск о возврате излишне начисленной провозной платы может быть предъявлен только грузоотправителем или грузополучателем.
В соответствии с п. 2 ст. 797 ГК РФ иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 120 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), право на предъявление к перевозчику иска, связанного с возвратом провозной платы имеют грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель).
Исходя из правовой позиции п. 40 Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что в ст. 120 Устава железнодорожного транспорта перечислены лица, которые могут предъявлять претензии и иски, связанные с осуществлением перевозок грузов; иным лицам, не перечисленным в ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, право на предъявление претензий и исков к перевозчику Устав железнодорожного транспорта не предоставляет.
Истец не является стороной спорных договоров перевозки, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными.
Ни по одной накладной заявленной в иске истец грузоотправителем не является. Ни по одной накладной заявленной в иске истец грузополучателем не является.
На основании изложенного, в соответствии с п. 2 ст. 797 ГК РФ, абз. 7 ч. 2 ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, представленными в материалы дела накладными, ФКУ "ГСЦП МВД России" не является грузоотправителем, грузополучателем по договорам перевозки грузов, по которым предъявлены исковые требования о взыскании излишне уплаченной провозной платы.
Кроме того, как отмечено судом первой инстанции, вопреки позиции истца, тариф на перевозку воинских грузов был применен ОАО "РЖД" правильно.
ОАО "РЖД" правомерно применило к перевозкам истца тариф, установленный Прейскурантом 10-01, проиндексированный приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15, приказом ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 N 1590.
Более того, тариф, который истец оспаривает в настоящем иске, был согласован с ним при заключении Государственного контракта на выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из нижеследующего.
Так, вопреки доводам заявителя, тариф на перевозку воинских грузов был применен ОАО "РЖД" правильно.
Расчет платы на перевозку грузов и порожних вагонов производится на основании Прейскуранта 10-01 ("Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденное Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
В целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов ФАС России ежегодно проводит индексацию тарифов, установленных Прейскурантом 10-01.
Индексация тарифов на перевозку коммерческих грузов и воинских грузов до 31.12.2016 осуществлялась раздельно, то есть тарифы на коммерческие грузы индексировались одними приказами ФАС России, а тарифы на перевозку воинских грузов индексировались другими приказами ФАС России.
31.12.2016 принято постановление Правительства Российской Федерации N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 были утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок.
В соответствии с п. 1 Особенностей тарификации установлено, что оно применяется при организации и осуществлении воинских и специальных железнодорожных перевозок в железнодорожном подвижном составе и устанавливает особенности расчетов при оказании услуг по организации и осуществлению таких перевозок по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 3 Особенностей тарификации установлено, что под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта (далее - коэффициент индексации тарифов).
В соответствии с п. 1 постановления установлено, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 г.
Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590, принятым во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, установлено следующее.
С 01.01.2017 воинские и коммерческие перевозки тарифицируются по единому тарифу - тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Тариф на 2017-2018 (года по перевозкам в котором заявлен иск) для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта установлен приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "РЖД" (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2015 N 40184) и проиндексирован приказом ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16 "О внесении изменений и дополнений в приказ ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги" (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2016 N 44865).
На основании изложенного, ОАО "РЖД" применило к перевозкам истца тариф, установленный Прейскурантом 10-01, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5; проиндексированный приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2015 N 40184; приказом ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2016 N 44865; в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", в строгом соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 02.12.2016 N ДМ-П9-71пр.
Правомерность применения ОАО "РЖД" тарифа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 N 1590 подтверждена Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации.
Так, в соответствии с письмом от 23.08.2018 N ИСХ-16167 (т. 3, л. д. 107), ОАО "РЖД" обратилось в ФАС России с просьбой разъяснить порядок применения индексов к ставкам платы за воинские и специальные перевозки с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с письмом от 22.10.2018 N АР/84845/18 (т. 3 л.д. 109), ФАС России сообщила ОАО "РЖД", что до вступления в силу проекта изменений в приказ от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые)
ОАО "РЖД" (в редакции приказа ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16), стороны вправе определить размер ставки в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В рамках договорных отношений ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" заключили государственный контракт N 2702630 от 25.12.2017.
В рамках государственного контракта стороны (как это указано выше) установили, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 с применением индексации, установленной приказами ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15, от 09.12.2016 N 1747/16.
ОАО "РЖД" письмом от 03.12.2018 N ИСХ-23049 (т. 1 л.д. 131) обратилось к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Акимову М.А. по вопросу урегулирования порядка применения норм постановления Правительства от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок",
Поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N МА-П9-9473 Минтранса России, ФАС России и Минюста России обязаны направить в адрес заказчиков услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок заключения о применении норм постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, включая порядок тарификации указанных перевозок (т. 1 л.д. 133).
Письмами от 24.01.2019 N Д4/1393-ИС от 24.01.2019 N ВТ-Д4-22/828, N ВТ-Д4-11/834 Минтранс России (т. 1 л.д. 134-139) сообщил ОАО "РЖД", Минобороны России, МВД России, ФСБ России, что с 01.01.2017 по 02.12.2018 в рамках договорных отношений на перевозку воинских и специальных грузов железнодорожным транспортом стороны правомерно установили, что тарифы на эти перевозки рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590, с учетом установленных индексов, включая дополнительные целевые надбавки. Допустимо применение к тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, осуществленных в 2017-2018 годах, тарифов, установленных Прейскурантом 10-01, с учетом индексации, установленной приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 для коммерческих грузов.
Также, письмом заместителя Министра транспорта Российской Федерации В.А. Токаревым от 04.03.2019 N ВТ-Д4-11/3146 подтверждается направление разъяснения в адрес Минобороны России, МВД России, ФСБ России соответствующим позициям ФАС России и Минюста России.
Кроме того, тариф, который истец оспаривает в апелляционной жалобе, был согласован с ним при заключении государственного контракта N 2702630 от 25.12.2017 на выполнение воинских железнодорожных грузовых перевозок.
В соответствии с п. 2.1 государственного контракта, истец поручает, а ОАО "РЖД" обязуется организовывать и осуществлять во внутригосударственном сообщении, в том числе по инфраструктурам железнодорожного транспорта общего пользования, не принадлежащим ОАО "РЖД", воинские железнодорожные грузовые перевозки горюче-смазочных материалов в вагонах в интересах истца и его подразделений, с привлечением подвижного состава и контейнеров порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590) и дополнительные услуги, связанные с выполнением воинских грузовых перевозок.
В соответствии с п. 5.4 государственного контракта, начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава производится по правилам и тарифам, установленным для внутригосударственного сообщения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов, плат с учетом особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
В соответствии с п. 5.5 государственного контракта, начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, и в соответствии с Постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
Таким образом, заключенным между ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" государственным контрактом прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590. Это означает, что к перевозкам по спорным накладным, указанным в иске, применим общий порядок индексации, установленный приказами ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15, от 09.12.2016 N 1747/16.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 июля 2019 года по делу N А40-237792/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237792/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21350/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21350/19
29.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42294/19
01.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237792/18