г. Москва |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А40-86917/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Дарсан"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 мая 2019 года по делу N А40-86917/19(84-788)
по заявлению УВД по ВАО ГУ МВД РФ по г. Москве
к ООО "Дарсан" (ОГРН 1147746192626)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Колесова Ю.В. по дов. от 01.08.2019; |
УСТАНОВИЛ:
УВД по ВАО ГУ МВД РФ по г. Москве (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "Дарсан" (далее - заинтересованное лицо, предприниматель) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 08.05.2019 ООО "Дарсан" привлечено к административной ответственности на основании ч.4 ст.14.1 КоАП РФ и наложен на него административный штраф в размере 100 000 руб. При вынесении данного решения суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении заявителем процедуры привлечения ООО "Дарсан" к административной ответственности и доказанности в действиях последнего события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
С решением суда ООО "Дарсан" не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 12 февраля 2019 года в УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве поступила информация о том, что в аптеке ООО "Дарсан", расположенной по адресу: город Москва, ул. 9-ая Парковая, д. 61, корп. 1 осуществляется хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции выполнение работ или оказание услуг не отвечающим требованиям безопасности.
Для проверки указанной информации было принято решение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия "Проверочная закупка", о чем вынесено соответствующее постановление.
12 февраля 2019 года между 13:25 и 13:35 в помещении ООО "Дарсан" по адресу: город Москва, ул. 9-ая Парковая, д. 61, корп. 1 фармацевтом ООО "Дарсан" Быстрых Э.В. были реализованы препараты: Амоксиклав и Аскорил Эксперторант на общую сумму 778 рублей, без предъявления рецепта на отпуск указанных лекарственных препаратов.
Опрошенная фармацевт ООО "Дарсан" Быстрых Э.В., предупрежденная об ответственности по ст.ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ, которая пояснила, что работает в занимаемой должности с 16 апреля 2008 года. В обязанности Быстрых входит: реализация товаров, выкладка препаратов на витрины, а также отслеживание сроков годности препаратов. Со слов Быстрых, последняя переаттестация происходила около 2-х лет назад. Быстрых также пояснила, что ей известно, о том, что фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию. ООО "Дарсан" имеет соответствующую лицензию N ЛО 77 02 009326 от 03 апреля 2018 года и является аптечным пунктом. С положением о лицензировании фармацевтической деятельности Быстрых не знакома. Федеральный закон 61-ФЗ от 12.04.2010 года "Об обращении лекарственных средств" в части в части хранения, отпуска лекарственных средств известен. Также известен порядок отпуска препаратов "Амоксиклав" (Амоксициллин) и "Аскорил" (сальбутамол сульфат). Также Быстрых пояснила, что 12.02.2019 года примерно в 13:20 в аптечный пункт ООО "Дарсан" зашли два молодых человека и попросили реализовать препараты: Амоксиклав и Аскорил. Быстрых поинтересовалась о дозировке препарата Амоксиклав, а также о наличии назначения врача. Один из молодых людей сообщил Быстрых о том, что назначение врача имеется, о порядке приема указанного препарата ему известно. Фактического наличия Быстрых не проверяла. После факта взаиморасчета один из молодых людей представился сотрудником полиции и предъявил служебное удостоверение и объявил о том, что в помещении аптеки проводится "проверочная закупка". Также Быстрых пояснила, что в помещении аптечного пункта установлен только один гигрометр, второй гигрометр был разбит 09.02.2018 года и до настоящего времени новый гигрометр не установлен. В ходе проверки был выявлен факт нарушения хранения лекарственных препаратов, а именно хранение препаратов при недопустимой температуре. Указанный факт Быстрых пояснила сломанным холодильным оборудованием. Впоследствии Быстрых сообщила, что не имеет фармацевтического образования, а имеет медицинское образование по специальности медицинская сестра. В настоящее время обучается по специальности фармацевт в Фармацевтическом колледже "Новые знания", является студенткой третьего курса.
Опрошенная в ходе проверки заведующая аптечным пунктом ООО "Дарсан" Цынкалова О.А., предупреждённая об ответственности по ст.ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ, которая пояснила, что работает в указанном аптечном пункте в должности с 11 августа 2016 года. В обязанности Цынкаловой входит: общее руководство аптечным пунктом, обеспечение бесперебойной работы аптеки, обеспечение плана по товарообороту, обеспечение наличия ассортимента медикаментов, и тд. Цынкалова подтвердила факт отпуска препаратов без предъявления рецептов и пояснила это тем, что Быстрых при реализации указанных препаратов запросила у покупателя рецепт на отпуск. Покупатель сообщил, что указанные рецепт выписан, после чего Быстрых, поверив покупателю, произвела отпуск.
В ходе проверки произведен осмотр помещений, принадлежащих ООО "Дарсан" в ходе которого установлено следующее.
Аптечный пункт ООО "Дарсан", расположен на первом этаже пятиэтажного здания. Площадь указанного помещения примерно составляет 60 квадратных метров. При входе слева направо установлены витрины на которых представлены: лекарственные и медицинские препараты, косметические изделия, медицинская техника. Аптечный пункт визуально разделен на три зоны: клиентская зона, зона фармацевта-кассира, вспомогательные помещения (кабинет заведующей, материальная, сан. узел). В кассовой зоне установлен два холодильника. Первый с температурным интервалом 2-8 градусов по Цельсию, второй - 8-15 градусов по Цельсию. Также в ходе осмотра произведен осмотр журнала учета отпуска препаратов по форме 107-у и журнал учета рецептов.
В ходе осмотра зафиксированы следующие нарушения:
1)Фармацевт Бастрых Э.В. не имеет соответствующего образования, а также аттестации для работы в качестве фармацевта,
2)На момент осмотра в аптечном пункте установлен один термометр и гигрометр, на которых зафиксированы показания в 25.5 градусов Цельсия, влажность 0%,
3)В ходе осмотра холодильника с температурным режимом 2-8 градусов установлена температура в 13 градусов по Цельсию и подтверждается фотоматериалами. На момент осмотра в указанном холодильнике расположены следующие лекарственные препараты: Наринэ, Аципол, Бифидумбактерин Форте, Бифидумбактерин, Имунофан и другие.
4)На момент осмотра не представлено сертификатов соответствия на лекарственные препараты "Аскорил" и "Амоксиклав".
5)В ходе осмотра журнала учета препаратов, выписанных по рецепту формы 107- у установлены 6 фактов реализаций препаратов Фенозипам и Фенибут, однако на момент проверки и впоследствии не представлены копии рецептов и (или) погашенные оригиналы на реализацию указанных транквилизаторов.
По итогам осмотра составлен протокол осмотра, в котором отображены указанные правонарушения.
В ходе проверки аптечного пункта было принято решение об изъятии из оборота ООО "Дарсан" препаратов "Фенибут" различных производителей и Фенозипам. По факту изъятия составлен протокол изъятия вещей и документов, приобщенный к материалам дела. Изъятые лекарственные препараты находятся на ответственном хранении в УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве, расположенным по адресу: город Москва, ул. Вернисажная, д. 1.
По итогам проверки в отношении ООО "Дарсан" возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с проведением административного расследования.
15 февраля 2019 года был опрошен управляющий (генеральный директор) ООО "Дарсан" ИП Семенюк Г.А., который пояснил, что является управляющим ООО "Дарсан" с февраля 2014 года. В обязанности Семенюка входит: контроль работы аптек, подбор персонала, подготовка бухгалтерской отчетности, а также представление интересов аптек в различных организациях.
Факт реализации лекарственных препаратов Аскорил и Амоксиклав без рецептов Семенюк не отрицал.
Таким образом, 12 февраля 2019 года между 13:25 и 13:35 по адресу: город Москва, ул. 9-ая Парковая, д. 61, корп. 1 в аптеке ООО "Дарсан" был выявлен факт отпуска препаратов "Амоксиклав Квиктаб" (Амоксициллин) и "Аскорил Экспекторант" (Сальбутомола сульфат) без рецепта врача в нарушении части 2 статьи 55 Федерального закона 61-ФЗ от 12 апреля 2010 года "Об обращении лекарственных средств", то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
01 марта 2018 года в помещении УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве оперуполномоченным 5 ОРЧ ОЭБиПК УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве майором полиции Рыжовым В.А. в отношении ООО "Дарсан" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
Считая общество виновным в совершении административного правонарушения, административный орган обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции, вопреки доводам ответчика, дана надлежащая правовая оценка собранным по делу доказательствам, которую поддерживает и апелляционный суд.
В соответствии с пунктом 47 статьи 12 Федерального закона 99-ФЗ от 05.04.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено наличие лицензии на право занятия фармацевтической деятельности.
Статьей 55 Федерального закона 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств" определен порядок розничной торговли лекарственными препаратами. Согласно части 2 указанной статьи, виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Государственным реестром лекарственным средством препарат "Амоксиклав Квиктаб" имеет международное наименование "Амоксициллин", препарат "Аскорил Экспекторант" имеет одно из действующих веществ с международным наименованием "Сальбутомола сульфат" и реализуются по рецептам врачей на соответствующих бланках.
Приказом N 403н Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 года утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с абзацем 10 статьи 4 Правил отпуска лекарственных препаратов, утвержденных Приказом N 403н Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 года по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах первом, третьем - девятом настоящего пункта, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Согласно статье 68 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации при обращении лекарственных средств, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "Г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", определено соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, аптечными организациями имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", определено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности". Ответственность за вышеуказанное правонарушение предусмотрена части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 мая 2019 года по делу N А40-86917/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86917/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ВОСТОЧНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: ООО "ДАРСАН"