г. Саратов |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А57-21841/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Дубровиной О.А., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 июня 2019 года по делу N А57-21841/2018 (судья Воскобойников М.С.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946)
к товариществу собственников жилья "Волжская Венеция" (ОГРН 1086439000625; ИНН 6439067940)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества по договору N 62048 за период январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года в размере 297 252,23 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 945 рублей,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Т Плюс"- Безсчастнова А.С., по доверенности от 17.12.2018, Белогорской А.С., по доверенности от 30.05.2018, товарищества собственников жилья "Волжская Венеция" - Бережновой Т.Ю., по доверенности от 10.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось с сиком к товариществу собственников жилья "Волжская Венеция" о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества по договору N 62048 за период январь 2017 г., февраль 2017 г., март 2017 г., апрель 2017 г., май 2017 г., июнь 2017 г., июль 2017 г., августа 2017 г., сентябрь 2017 г., октябрь 2017 г., ноябрь 2017 г., декабрь 2017 г. в размере 297 252,23 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 945 руб.
Определением суда от 24.12.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 июня 2019 года исковые требования публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворены в части.
С товарищества собственников жилья "Волжская Венеция" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества по договору N 62048 за период январь 2017 г., февраль 2017 г., март 2017 г., апрель 2017 г., май 2017 г., июнь 2017 г., июль 2017 г., августа 2017 г., сентябрь 2017 г., октябрь 2017 г., ноябрь 2017 г., декабрь 2017 г. в размере 35 515 рублей 02 копейки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 068 рублей 93 копейки. В удовлетворении оставшейся части исковых требований - отказано.
Публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета возвращена излишне оплаченная государственная пошлина в размере 4 067 рублей 52 копейки.
Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что решение суда первой инстанции основано на ошибочном доводе Ответчика о необходимости применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества, что привело к применению судом норм материального права, неподлежащих применению, а также неприменению норм материального права подлежащих применению.
Также заявитель указывает, что суд первой инстанции не учел, что в случае снижения платы при учете "Отрицательного объема ОДН" в последующих периодах, в которых будет выявлен "Положительный объем ОДН" приведет к погашению обязательств управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией за ресурс, потребленный при содержании общего имущества МКД, за счет средств собственников помещений, оплачиваемых в составе платы за коммунальную услугу, в нарушение пп.44-46 Правил N 354.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истец направлял Ответчику проект договора на снабжение тепловой энергией в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД N 62048, который не был возвращен Истцу подписанным или с протоколом разногласий, как не последовало и отказа от заключения указанного договора.
В соответствии с п. 11 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам, утвержденных Постановлением правительства N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор, договор признается заключенным с даты направления указанной заявки.
В соответствии с условиями договора N 62048 на снабжение тепловой энергией в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД от 01.02.2017 года теплоснабжающая организация, обязуется подавать Исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, на нужды горячего водоснабжения (именуемые "энергетические ресурсы"), исполнитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления ( п.1.1 договора).
В соответствии с п.1.2. договора исполнитель является в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении N 3 к настоящему договору, лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Исполнитель приобретает по настоящему договору энергетические ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Истец обосновывает свои исковые требования тем, что за период январь 2017 г., февраль 2017, март 2017 г., апрель 2017 г., май 2017 года, июнь 2017 г., июль 2017 г., август 2017 г., сентябрь 2017 г., октябрь 2017 г., ноябрь 2017 г., декабрь 2017 г. в рамках вышеуказанного договора от 01.02.2017 года подал, а ответчик принял коммунальный ресурс на общую сумму 297 252 рубля 23 копейки, который последний не оплатил.
Таким образом, по мнению истца на момент обращения с исковым заявлением в суд у ответчика имелась задолженность в размере 297 252 рубля 23 копейки.
Истцом в адрес ответчика 13.08.2018 г. направлена претензия с требованием добровольной оплаты задолженности за потребленную тепловую по договору N 62048 от 01.02.2017, ответ на которую до настоящего времени не получен.
До настоящего времени оплата потребленного коммунального ресурса за спорный период ответчиком не произведена.
Полагая свое право нарушенным ПАО "Т плюс" обратилось в суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, правильно руководствовался следующим.
К правоотношениям, сложившимся между сторонами, подлежат применению общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже.
Суд определяет отношения сторон, как сложившиеся договорные по снабжению тепловой энергии в горячей воде, к которым применяются общие правила о договоре энергоснабжения, установленные в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу положений статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор не должен противоречить закону, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Из представленных в материалы дела документов следует, что коммунальный ресурс, приобретаемый ответчиком, использовался в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МДК.
Принимая во внимание, что товарищество собственников жилья "Волжская Венеция" приобретает энергоресурс в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктами 40, 44, 45 Правил N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Исходя из положений пунктов 42, 43 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. При этом у потребителей коммунальных услуг имеется обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно представленному истцом расчету, задолженность ответчика на момент обращения в суд составила 297 252 рубля 23 копейки.
Как верно установлено судом первой инстанции, из материалов дела усматривается, что истцом не верно рассчитан объем горячей воды, потребленной при содержании общего имущества многоквартирного дома, оборудованного общедомовым и индивидуальными приборами учета горячей воды. ПАО "Т плюс", обращаясь с исковыми требованиями, неправомерно не учло при расчете суммы задолженности "отрицательный ОДН", образовавшийся в спорном многоквартирном доме, в котором индивидуальное потребление горячего водоснабжения превысило общедомовое потребление горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Правительство Российской Федерации 14.02.2012 издало постановление N 124, которым утвердило Правила N 124 (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232).
В пункте 21(1) Правил приведено основание заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг. При заключении такого договора ресурсоснабжающая организация и исполнитель обязаны руководствоваться общим порядком заключения договоров с учетом специальных правил определения объема коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 названных Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Абзац четвертый пункта 25 Правил N 124 предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386, в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги; объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Истолковав условия спорного договора применительно к вышеуказанным правовым нормам, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии обязанности истца уменьшить (вплоть до ноля) объем "положительного ОДН" в последующих расчетных периодах применительно к конкретному многоквартирному дому; вместе с тем в ситуации, когда ОДН будет находиться в отрицательном значении (в том числе в последующие периоды), из пункта 21(1) Правил N 124 и условий пункта 3.4. договора, соответствующих указанным Правилам, следует, что объем обязательств управляющей компании в расчетном периоде будет равен нулю; отрицательное значение ОДН будет учитываться в последующие расчетные периоды.
Проведя самостоятельный анализ представленных истцом данных показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета с января 2017 года по декабрь 2017 года, суд первой инстанции при расчете задолженности правомерно исходит из следующего: в случае наличия "положительного ОДН" по конкретному многоквартирному дому в каком-либо месяце спорного периода и в случае наличия "отрицательного ОДН" в данном многоквартирном доме ранее (начиная с января 2017 года), такое отрицательное значение ОДН должно учитываться истцом в том периоде, где имелось положительное значение потребления на ОДН, то есть потребление в конкретном многоквартирном доме должно быть скорректировано на величину переплаты ("отрицательное ОДН") в данном жилом доме.
Таким образом, суд при расчете объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за спорный период уменьшил объем такого коммунального ресурса на объемы, имеющие отрицательное значение в соответствующие месяцы.
Данный вывод суда первой инстанции сделан с учетом имеющейся судебной практики по аналогичной категории дел (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386, Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2019 N 309-ЭС18-22785 по делу N А71-14317/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.01.2019 N Ф06-42268/2018 по делу N А57-6169/2018).
Довод ответчика, о том, что истцом неправомерно начислена плата за потребленный коммунальный ресурс горячее водоснабжение при содержании общего имущества многоквартирного дома за 11 дней декабря 2016 года (с 20.12.2016 по 31.12.2016) суд первой инстанции счёл несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пп. е п. 31 Правил N 354, Исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
В соответствии с пп. ж(1) п. 31 Правил N 354, Исполнитель обязан осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 37 Правил N 354, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с пп. е п. 17 Правил N 124, существенными условиями договора ресурсоснабжения являются порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу.
Исходя из вышеуказанных норм, показания ОДПУ за период январь 2017 года содержащие данные с 20 декабря 2016 года по 19 января 2017 года (период, равный календарному месяцу), должны быть отнесены в расчет за расчетный период январь 2017 года, и не могут быть раздроблены по количеству дней, поскольку расчетным периодом признается календарный месяц, а не количество календарных дней.
Таким образом, ни законом, ни Договором не предусмотрена возможность разделения коммунальных платежей исходя из количества дней в расчетном периоде.
Этой же позиции придерживается и Верховный Суд Российской федерации в Определении от 21.08.2017 N 310-КГ17-10411 по делу N А14-10615/2016.
Довод ответчика о необходимости применения при расчете коммунального ресурса, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в период после 01 июня 2017 года норматива, установленного Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1, суд первой инстанции счёл подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В части 1 Постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" указано, что настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
Согласно части 2 Постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498).
Согласно части 3 Постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Контроль за соблюдением уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.
В вводной части Постановления Правительства РФ N 1498 от 26 декабря 2016 года "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" указано, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01 июня 2017 г. необходимо утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Следовательно, на основании изложенных выше норм, при определении объемов тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме необходимо руководствоваться:
с 01.01.2017 г. до 01.06.2017 г решением Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 01.03.2002 г. N 145 об утверждении норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения для г. Балаково Саратовской области, в размере - 0,0446 гКал на 1мЗ воды;
с 01.06.2017 г. постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 г. N 25/1, которым утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, без наружной сети горячего водоснабжения, в 10-ти этажном МКД, в размере - 0,00072 гКал на 1мЗ воды.
Возражения истца, связанные с оспариванием довода ответчика о применении при определении объема тепловой энергии за спорные периоды с июня 2017 года по декабрь 2017 года норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды при содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 г. N 25/1, суд первой инстанции правомерно счёл несостоятельными в силу следующего.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Как следует из пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Согласно указанной формуле размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как произведение объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определено истцом как произведение объема горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 г. N 25/1, утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, без наружной сети горячего водоснабжения, в 10-ти этажном МКД, в размере - 0,00072 гКал на 1мЗ воды.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в отношении холодной воды - куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; в отношении горячей воды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункты "а", "б" пункта 7.1 Правил N 306).
Учитывая, что данный норматив установлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 29.09.2017) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" арбитражный суд не находит правовых оснований для неприменения данного норматива при определении стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного, произведя корректировку на отрицательные значения в соответствующие месяцы, применив норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установленный Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 г. N 25/1, арбитражный суд пришёл к верному выводу, что стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в многоквартирном доме за спорный период составляет 35 515 рублей 02 копейки.
Надлежащих доказательств, опровергающих установленные материалами настоящего дела обстоятельства, ПАО "Т плюс" не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что требования истца подлежат удовлетворению в части на сумму 35 515 рублей 02 копейки, применение норматива полученного истцом расчетным методом создало бы основания для неосновательного обогащения истца, так как указанный норматив не заложен в тариф управляющей компании.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 июня 2019 года по делу N А57-21841/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В. Б. Шалкин |
Судьи |
О. А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21841/2018
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ТСЖ Волжская Венеция