27 августа 2019 г. |
Дело N А79-1991/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.06.2019 по делу N А79-1991/2019,
принятое судьей Бойко О.И.
по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района Чувашской Республики о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 29.11.2018 N 11/04-АМЗ-2018,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - Котеев В.В. по доверенности от 19.08.2019 N 01-46/5901 сроком действия по 31.12.2019, Иванова А.С. по доверенности от 10.01.2019 N 01-46/71 сроком действия по 31.12.2019;
муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района Чувашской Республики - Пустынникова Е.А. по доверенности от 15.02.2019, директор Михайлов Н.П. на основании приказа от 19.12.2017 N 1.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения жилищного законодательства по факту отсутствия горячего водоснабжения в летний период. Материалы проверки переданы в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) для дачи заключения о наличии в действиях ресурсоснабжающей организации - муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - Предприятие) нарушений законодательства о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением принято решение от 29.11.2018 по делу N 11/04-АМЗ-2018. В данном решении Управление указало, что в действиях Предприятия усматривается нарушение антимонопольного законодательства, а именно пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в неправомерном прекращении горячего водоснабжения на летний период в бюджетное учреждение "Мариинско-Посадская ЦРБ" Минздрава Чувашии и многоквартирные дома г. Мариинский Посад.
Предприятию 29.11.2018 выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с данным предписанием Предприятию надлежит в срок до 02.12.2019 прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путём разработки программы, в том числе инвестиционной, по реконструкции системы горячего водоснабжения в целях поставки энергоресурсов в виде горячей воды потребителям Предприятия в летний период.
Предприятие не согласилось с решением и предписанием антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления от 29.11.2018 N 11/04-АМЗ-2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - администрация), Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба).
Решением от 03.06.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требования Предприятия.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что установленные Госслужбой тарифы для Предприятия не являются сезонными и предусматривают круглогодичное горячее водоснабжение.
Управление поясняет, что Предприятие указанные тарифы не оспаривало, соответственно для данной организации тарифы, законодательно установленные Госслужбой, являются экономически обоснованными и рентабельными.
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Предприятия в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации и Госслужбы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:
1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;
2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, грубым превышением;
4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации;
а) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;
5) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;
7) проведения планово-предупредительного ремонта;
8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчётных периода, установленных этим договором, и более;
9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по её указанию представителей иной организации к узлам учёта абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.
Одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведённым в приложении N 1 (подпункт "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Согласно пункту 4 Приложения N 1 вышеуказанных Правил допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Принимая оспоренные решение и предписание, Управление пришло к выводам о несоблюдении Предприятием вышеуказанных требований Федерального закона N 416-ФЗ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившихся в прекращении горячего водоснабжения в летний период бюджетного учреждения "Мариинско-Посадская ЦРБ" Минздрава Чувашии и многоквартирных домов г.Мариинский Посад.
Между тем судом первой инстанции по материалам дела установлено, что система теплоснабжения и горячего водоснабжения в Мариинско-Посадском городском поселении устроена особым образом, а именно горячее водоснабжение многоквартирных домов и бюджетных учреждений возможно только в отопительный период. В случае осуществления горячего водоснабжения указанных объектов в летний период необходимо будет поддерживать высокую температуру в системе теплоснабжения, так как вся система горячего водоснабжения является закрытой и подогрев горячей воды осуществляется за счёт теплоносителя из системы теплоснабжения посредством двухтрубных водонагревателей (теплообменников).
При этом в осенний и весенний периоды, когда температура теплоносителя снижена в связи с нахождением температуры наружного воздуха в пределах от плюс восьми до минус десяти градусов Цельсия, температура подогреваемой от данного теплоносителя воды для нужд горячего водоснабжения также снижается до уровня менее шестидесяти градусов Цельсия, что недопустимо, так как является нарушением требований СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Как следует из смысла пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, которые экономически или технологически не обоснованы, и в то же время являются рентабельными.
В рассматриваемом случае осуществление горячего водоснабжения в течение всего года является технологически невозможным, поскольку для осуществления поставки горячей воды одновременно необходимо поставлять и тепловую энергию, в том числе в летний период.
Кроме того суд пришёл к верному выводу о том, что подача горячей воды в теплое время года является нерентабельной для Предприятия, поскольку затраты значительно превысят прибыль от реализации данной коммунальной услуги. Данный вывод суда сделан с учетом пояснений Госслужбы от 19.04.2019, согласно которым тарифы на горячую воду, поставляемую Предприятием, установлены исходя из объёмов ожидаемого полезного отпуска тепловой энергии в отопительный период (октябрь - апрель).
Из пояснений представителей Предприятия также следует, что все собственники многоквартирных домов и учреждения, подключенные к системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, в теплое время года осуществляют подогрев воды с помощью бойлеров и индивидуальных электрических нагревателей.
В рассматриваемом случае Предприятие технически не имеет возможности продолжать горячее водоснабжение после окончания отопительного периода.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений требований Федерального закона N 416-ФЗ со стороны Предприятия.
Из текста предписания видно, что Предприятию предложено прекратить нарушение антимонопольного законодательства путём разработки программы, в том числе инвестиционной по реконструкции системы горячего водоснабжения в целях поставки энергоресурсов в виде горячей воды потребителям предприятия в летний период.
Однако, полномочия по разработке инвестиционных программ по реконструкции системы горячего водоснабжения на Предприятие не возложены. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Указанными полномочиями обладает Мариинско-Посадское городское поселение Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 8 Устава городского поселения к полномочиям органов местного самоуправления Мариинско-Посадского городского поселения относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава Мариинско-Посадского городского поселения организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения, то есть относится к полномочиям и обязанностям органов власти поселения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Предприятие не допустило нарушений требований антимонопольного законодательства, так как не имеет технической возможности осуществления горячего водоснабжения потребителей в теплое время года (не в отопительный период) ввиду технических особенностей систем теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Мариинский Посад, отсутствия в ведении необходимого оборудования и нерентабельности осуществления горячего водоснабжения потребителей в летний период.
Предприятие, занимая доминирующее положение на соответствующем рынке, тем не менее не имеет полномочий и технических возможностей на осуществление действий, указанных в оспоренном предписании.
Суд первой инстанции правильно признал недействительными решение и предписание Управления от 29.11.2018 N 11/04-АМЗ-2018.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не опровергающие законность выводов суда первой инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Антимонопольный орган от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.06.2019 по делу N А79-1991/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1991/2019
Истец: МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам