г. Челябинск |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А76-11202/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов-главного судебного пристава Российской Федерации Аванесяна В.Р. на определение Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2019 по делу N А76-11202/2019 (судья Добронравов В.В.).
Акционерное общество "Промтрактор-вагон" (далее - АО "Промтрактор-вагон", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов-главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств от 21.11.2018 по исполнительному производству N 456374/18/99001-ИП в размере 231 104 руб. 12 коп.
К участию в рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора Арбитражным судом Челябинской области привлечены: судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов-главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесян В.Р. (далее- СПИ Аванесян В.Р.); Федеральная служба судебных приставов России; общество с ограниченной ответственностью "Комспецгрупп"; общество с ограниченной ответственностью "Профинвест-М".
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2019 заявленные обществом требования удовлетворены, размер исполнительского сбора уменьшен на одну четверть от установленного размера, до 173 328 руб. 09 коп.
Не согласившись с вынесенным определением, СПИ Аванесян В.Р. (далее также апеллянт, податель жалобы) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что должником задолженность по исполнительному производству не погашена, доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа не представлено. Таким образом, по мнению апеллянта, оснований для снижения размера исполнительского сбора не имелось.
Кроме того, СПИ Аванесян В.Р. отмечает, что в сводное исполнительное производство, по которому заявитель является должником, входят исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных документов, выданных судом общей юрисдикции. Таким образом, заявление общества не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с ее доводами, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, судебным приставом-исполнителем при директоре Федеральной службы судебных приставов-главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесяном В.Р. на основании исполнительного листа Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-31133/2015 N ФС 006817379 от 31.08.2016, в отношении ЗАО "Промтрактор-вагон" возбуждено исполнительное производство N 456374/18/99001-ИП.
В связи с тем, что в установленный для добровольного исполнения срок требование исполнительного документа должником не исполнено, постановлением судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов-главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесяна В.Р. от 21.11.2018 с должника ЗАО "Промтрактор-вагон" взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы - 231 104 руб. 12 коп.
Должник АО "Промтрактор-вагон", 02.04.2019 в порядке, предусмотренном статьёй 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением от 21.11.2018 в размере 231 104 руб. 12 коп., на одну четверть.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора на одну четверть до 173 328 руб. 09 коп.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") к исполнительным документам отнесены исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В силу статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1). Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (часть 11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 рассматриваемой статьи).
В соответствии с частью 17 статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно части 1 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника- организации (часть 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного судебным приставом-исполнителем в соответствии с частью 3 статьи 112 настоящего Закона.
Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, вопрос о возможности снижения исполнительского сбора должен быть рассмотрен исходя из обстоятельств дела, а также с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документы.
Факт неисполнения обществом "Промтрактор Вагон" исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, подтверждается материалами настоящего дела и заявителем по существу не оспаривался.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции, уменьшая размер исполнительского сбора на одну четверть, принял во внимание обстоятельства неисполнения заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, вину общества, имущественное положение заявителя, а также принципы индивидуализации и дифференцированности санкции в виде взыскания исполнительского сбора. Так, судом учтено, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано затруднительным финансовым положением должника, необходимостью погашения большого количества задолженностей перед иными кредиторами, как по гражданско-правовым договорам и иным правоотношениям, так и обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации, в подтверждение чего в материалы дела представлены соответствующие доказательства. Кроме того, в отношении должника возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) N А79-1725/2015. При наличии вышеуказанных обстоятельств, доводы апеллянта о том, что заявителем не исполнены требования исполнительного документа по спорному исполнительному производству, не являются безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования об уменьшении размера исполнительского сбора.
С учетом указанных обстоятельств, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о снижении размера исполнительского сбора на одну четверть до суммы 173 328 руб. 09 коп. не имеется.
Ссылки апеллянта на неподведомственность заявления об уменьшении исполнительского сбора арбитражному суду являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно которому вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбужденном по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, - статья 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; об отсрочке (рассрочке) исполнения - статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и т.п.).
Как отмечалось ранее, уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). Ввиду изложенного, заявление об уменьшении исполнительского сбора не направлено на оспаривание законности вынесения соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя, оснований для передачи заявления общества в суд общей юрисдикции у суда первой инстанции не имелось.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2019 по делу N А76-11202/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов-главного судебного пристава Российской Федерации Аванесяна В.Р. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11202/2019
Истец: АО "Промтрактор-Вагон"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов -главном судебном приставе РФ Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесян В.Р., Судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов -главном судебном приставе РФ Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесян Ваагн Романович
Третье лицо: ООО "ПРОФИНВЕСТ-М", ООО "КОМСПЕЦГРУПП", Судебный пристав-исполнитель при директоре ФССП -главном судебном приставе Рф Управление по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесян В.Р., Судебный пристав-исполнитель при директоре Фссп -главном судебном приставе Рф Управление по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесян Ваагн Романович, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8079/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8079/19
28.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10680/19
10.06.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-11202/19