г. Пермь |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А71-19844/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Поляковой М.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
от заявителя: Возисов В.М. (паспорт); Кручинин А.В. (паспорт, доверенность от 29.12.2018);
от ответчика: Скачков А.Н. (паспорт, доверенность от 09.01.2019);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Возисова Виталия Михайловича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 июня 2019 года,
принятое судьей Н.Г. Яцинюк
по делу N А71-19844/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Возисова Виталия Михайловича (ОГРНИП 304182119400012, ИНН 182100691510)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды,
установил:
Индивидуальный предприниматель Возисов Виталий Михайлович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконными отказов в заключении договора аренды участков лесного фонда, оформленных письмом от 12.07.2018 N 01/1-18/7251/1 и письмом от 30.08.2018 N 01/1-18/9191/1, о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение прав предпринимателя путем заключения с ним договоров аренды участков лесного фонда, расположенных в Удмуртской Республике, Сюмсинском районе, Сюмсинском лесничестве, Пумсинском участковом лесничестве, кварталы: 35-38, 67-70, 85-87, 195-197, 206-209; Кильмезском участковом лесничестве, кварталы: 109-112, 120-123, 137-138, 146-149, площадью 7421 га (кадастровый номер лесного участка 18:20:000000:495, номер учетной записи в ГЛР 52-2008-07) для заготовки древесины на срок 49 лет, по типовой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 13.06.2019 (резолютивная часть от 06.06.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 13.06.2019 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что положения пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не содержат указания на срок действия договора аренды. Заявитель считает, что срок предоставления лесного участка должен исчисляться с момента передачи до даты прекращения использования на законных основаниях. Срок использования им лесного участка превышает 10 лет. Заявитель ссылается на неверное толкование судом первой инстанции норм права, также считает неверным вывод о пропуске срока на обращение в арбитражный суд. Заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, ссылается на отсутствие оснований для заключения нового договора аренды лесных участков без проведения торгов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ. Также ответчик указывает, что решения ответчика были получены заявителем 27.07.2018 и 10.09.2018, срок на обращение в суд заявителем пропущен. Ответчик просит оставить решение суда без изменения.
Заявитель, представитель заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола о результатах лесного конкурса от 20.11.2006 N 11 по договору аренды участков лесного фонда N 4 от 04.12.2006 предпринимателю для заготовки древесины передан участок лесного фонда сроком на 5 лет, регистрация сделки произведена 20.12.2006, регистрационный N 18-18-18/004/2006-495.
Участки лесного фонда переданы заявителю 20.12.2006.
В связи с введением в действие с 01.01.2007 ЛК РФ пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" было предписано действующие договоры аренды привести в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
Договором аренды лесного участка от 20.05.2008 N 01/2-15/9, заключенным в порядке переоформления между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (арендодатель) и заявителем (арендатор), арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 7421 га для заготовки древесины на срок 10 лет с момента его государственной регистрации.
Лесной участок передан по акту приема-передачи, договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 28.08.2008.
Как указывает заявитель, в последующем договор аренды лесного участка от 20.05.2008 N 01/2-15/9 неоднократно изменялся, действует в редакции от 14.10.2013 и 17.12.2013.
15.06.2018 заявитель обратился в Министерство с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка на срок 10 лет без проведения торгов.
Письмом N 01/1-18/7251/1 от 12.07.2018 ответчик в удовлетворении заявления отказал.
Письмами от 29.06.2019 N 19, от 02.08.2018 N 20 заявитель повторно предложил заключить договор аренды на новый срок либо продлить срок действующего договора.
Письмом от 30.08.2018 N 01/1-18/9191/1 ответчик в удовлетворении заявления также отказал.
Полагая, что отказы ответчика в предоставлении лесного участка N 01/1-18/7251/1 от 12.07.2018, от 30.08.2018 N 01/1-18/9191/1 не соответствуют закону, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на отсутствие у заявителя оснований для получения лесного участка в аренду без проведения торгов, на пропуск срока на обжалование, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Частью 8 статьи 29 ЛК РФ установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В частях 4, 5 статьи 71 ЛК РФ указано, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с правилами части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, поименованных в части 3 указанной статьи.
Статьей 74 ЛК РФ предусмотрены условия заключения договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов. Так в силу части 1 данной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Материалами дела подтверждается предоставление заявителю лесного участка в аренду по договору от 04.12.2006, заключенному по результатам торгов - лесного конкурса, сроком на 5 лет, что следует из протокола N 11 о результатах лесного конкурса от 20.11.2006, последующее переоформление договора в связи с ведением в действие с 01.01.2007 ЛК РФ путем подписания 20.05.2008 договора аренды лесного участка N 01/2-15/9 со сроком действия 10 лет.
Установив, что договор аренды участка лесного фонда от 04.12.2006 заключен по результатам лесного конкурса на срок 5 лет, а последующий договор аренды данного лесного участка 20.05.2008 заключен в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда для приведения его в соответствие с ЛК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии условий, предусмотренных частью 1 статьи 74 ЛК РФ, при наступлении которых у арендатора возникает право на заключение нового договора аренды лесных участков без проведения торгов.
Доводы заявителя о том, что срок предоставления лесного участка должен исчисляться с момента передачи до даты прекращения использования на законных основаниях, и такой срок в отношении заявителя превышает 10 лет, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм права.
Согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 ЛК РФ.
Применение закона разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Согласно указанным разъяснениям в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 ЛК РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 ГК РФ.
Из материалов дела также следует, что 05.07.2018 заявитель обратился в Министерство с письмом от 29.06.2018 N 19 о продлении сроков рубки лесных насаждений, вывоза древесины из леса и подготовки изменений к договору аренды в части изменения срока действия договора, соответствующего сроку заготовки и вывозки древесины.
02.08.2018 в дополнение к письму N 19, заявитель обратился в Министерство с письмом N 20 с обоснованием продления договора аренды.
17.08.2018 в дополнение к письмам N 19 и N 20 заявитель обратился в Министерство с письмом от 02.08.2018 N 23 о направлении в адрес Министерства дополнительных соглашений к договору в части продления срока его действия до 01.07.2019.
Письмом от 30.08.2018 N 01/1-18/9191/1 (в ответ на письма N 20 от 02.08.2018 и N 23 от 02.08.2018) Министерство разрешило вывоз древесины в соответствии с пунктом 11 Правил заготовки древесины, утверждённых приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, однако в продлении договора аренды на новый срок отказало. Указанным письмом было выражено согласие Министерства на вывозку уже заготовленной до окончания срока действия договора древесины, являющейся собственностью арендатора.
Министерством в адрес заявителя также были направлены письма от 06.11.2018 N 01/1-18/11996 и от 26.12.2018 N 01/1-18/14167 о подписании актов передачи на возврат лесного участка и направлении этих актов для государственной регистрации.
Письмом от 20.12.2018 N 38 заявитель сообщил о том, что акты передачи на возврат лесного участка им были подписаны, однако на государственную регистрацию заявителем указанные акты направлены не были.
В дальнейшем на основании заявления Министерства Управлением Росреестра по Удмуртской Республике было направлено уведомление от 26.03.2019 N 18/119/601/2019-1799 о погашении ограничения (обременения) права на лесные участки, находившиеся в аренде заявителя.
Поскольку заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 ЛК РФ и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что оспариваемые отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, изложенный в письме от 12.07.2018 N 01/1-18/7251/1, а также отказ в продлении договора, выраженный в письме от 30.08.2018 N 01/1-18/9191/1, является неправомерным.
Кроме того, в силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О указано, что по своему буквальному смыслу положение пункта 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Материалами дела и пояснениями предпринимателя подтверждено, что отказ, оформленный письмом от 12.07.2018 N 01/1-18/7251/1, получен им 27.07.2018, а отказ, оформленный письмом от 30.08.2018 N 01/1-18/9191/1, получен 10.09.2018.
Заявитель обратился в арбитражный суд 06.11.2018 с указанием на оспаривание отказа от 12.07.2018, то есть за пределами трехмесячного срока.
Ссылка предпринимателя на то, что в первоначальном поданном заявлении также был обжалован отказ от 30.08.2018 N 01/1-18/9191/1, отклоняется, поскольку из буквального содержания заявления данный вывод не следует.
В отзыве на иск, ответчик указал на пропуск срока на обжалование, в связи с чем, определениями от 09.01.2019 и от 18.03.2019 суд предложил заявителю уточнить дату и номер письма ответчика, который обжалует заявитель.
В судебном заседании 16.04.2019 заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил предмет заявленных требований и указал, что обжалует два отказа и от 12.07.2018 и от 30.08.2018.
Поскольку, уточнение требований в части обжалования отказа от 30.08.2018 подписано заявителем только 16.04.2019, вывод суда первой инстанции о пропуске установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока является обоснованным.
При названных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы заявителя не опровергают выводы суда о законности оспариваемых отказов, не свидетельствуют о нарушении судом норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда от 13.06.2019 отмене не подлежит.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя согласно статье 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июня 2019 года по делу N А71-19844/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-19844/2018
Истец: Возисов Виталий Михайлович
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7885/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7885/19
29.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11362/19
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-19844/18