г. Вологда |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А05-3653/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от общества Катышевой Т.Г. по доверенности от 21.05.2019, Кузьминой А.А. по доверенности от 01.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Архангельский речной порт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2019 года по делу N А05-3653/2019,
установил:
акционерное общество "Архангельский речной порт" (ОГРН 1022900514680, ИНН 2901011040; адрес: 163016, Архангельская область, город Архангельск, улица Старожаровихинская, дом 7, корпус 1, строение 6; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - министерство) о признании незаконным выраженного в письмах от 15.02.2019 N 204-13/1658 и от 21.02.2019 N 204-13/1890 отказа в продлении лицензии АРХ 00614 ТЭ, а также о признании недействительным и отмене распоряжения от 21.02.2019 N 173 о прекращении права пользования участком недр.
Решением суда от 27 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что на дату отказа в продлении лицензии погасило задолженность по уплате налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и ходатайствовало перед налоговой инспекцией о продлении сроков уплаты остальных налогов, по которым имелась задолженность. Полагает, что лицензия должна быть продлена, поскольку отработка предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых не завершена. В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, совместным постановлением Северного комитета природных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.08.2000 N 511 и главы местного самоуправления муниципального образования "Приморский район" от 10.08.2000 N 298 обществу предоставлено право пользования недрами с целью добычи песка на месторождении Мечка в русле протоки Мечка реки Северная Двина в пределах муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области.
В целях освоения указанного участка недр обществом получена лицензия на право пользования недрами АРХ 00614 ТЭ сроком действия до 16.08.2005 и заключен договор об условиях пользования недрами, являющийся неотъемлемой частью названной лицензии.
В результате неоднократного продления срок лицензии установлен до 18.02.2019 (изменения и дополнения в лицензию, внесенные 16.02.2016).
Общество обратилось в министерство с заявлением от 14.12.2018 о продлении срока действия названной лицензии на пять лет, к которому приложило справку об отсутствии задолженности по заработной плате и справку о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 10.12.2018 с пояснением.
Письмом от 15.02.2019 N 204-13/1658 министерство уведомило общество о принятом решении об отказе в продлении лицензии, в связи с нарушением заявителем подпункта 4.1 пункта 4 договора об условиях пользования недрами в части соблюдения установленного режима налогообложения.
Общество повторно обратилось в министерство с заявлением, представив справку о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 28.01.2019 N 8248 с пояснительной запиской.
Согласно протоколу заседания комиссии министерства по рассмотрению выполнения условий лицензионных соглашений, внесению изменений и дополнений в лицензионные соглашения и досрочному прекращению права пользования участками недр от 18.02.2018 N 4 в связи с выявлением нарушений обществом подпункта 4.1 пункта 4 договора об условиях пользования недрами в части соблюдения установленного режима налогообложения министерству указано на необходимость отказать заявителю в продлении лицензии.
Министерство письмом от 21.02.2019 N 204-13/1890 сообщило обществу о принятом решении об отказе в продлении срока действия лицензии, указав, что продление срока действия лицензии невозможно ввиду наличия нарушений обществом подпункта пункта 4 договора об условиях пользования недрами в части соблюдения установленного режима налогообложения, а также сроков уплаты налогов.
В связи с истечением установленного срока действия лицензии министерство вынесло распоряжение о прекращении права пользования участком недр от 21.02.2019 N 173, в соответствии с пунктом 1 которого прекращено право пользования общества месторождением Мечка, предоставленным с целью добычи песка по лицензии АРХ 00614 ТЭ. В соответствии с пунктом 2 этого распоряжения лицензия АРХ 00614 ТЭ считается утратившей силу с даты подписания данного распоряжения. В пунктах 3 и 4 распоряжения на общество возложена обязанность в течение 10 дней с даты получения этого распоряжения возвратить в министерство лицензию АРХ 00614 ТЭ, а также произвести ликвидацию (консервацию) месторождения Мечка в порядке, установленном законодательством о недропользовании.
Не согласившись с указанными письмами об отказе в продлении лицензии и распоряжением о прекращении права пользования участком недр от 21.02.2019 N 173, общество обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно пункту 10 части второй статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статья 10 Закона о недрах предусматривает возможность предоставления участков недр в пользование на определённый срок или без ограничения срока и дифференцирует эти сроки в зависимости от целей пользования.
Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
В соответствии с частью третьей статьи 10 Закона N 2395-1 срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
С учетом изложенного возможность продления срока действия лицензии по инициативе владельца лицензии (пользователя недр) возможно только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных Законом о недрах, и только при условии отсутствия со стороны владельца лицензии (пользователя недр) нарушений ее условий.
Статьей 39 названного Закона установлено, что при пользовании недрами уплачиваются разовые платежи за пользование недрами при наступлении определённых событий, оговорённых в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, регулярные платежи за пользование недрами, сбор за участие в конкурсе (аукционе). Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 4.1 пункта 4 договора об условиях пользования недрами также определено, что в течение срока всего действия договора на недропользователя распространяется режим налогообложения, установленный законодательством и нормативными актами Российской Федерации и Архангельской области.
Согласно подпункту 4.3 пункта 4 данного договора сроки и порядок внесения платежей и налогов определяются действующими нормативными документами и могут корректироваться налоговыми органами.
Следовательно, соблюдение лицензионных условий пользователем недр состоит в числе прочего в своевременной и полной уплате платежей, указанных в статье 39 Закона о недрах, а также налогов и сборов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В данном случае вместе с заявлениями о продлении срока спорной лицензии общество представило справки налоговых органов от 10.12.2018 и 28.01.2018, в соответствии с которыми заявитель имеет значительные суммы задолженности по налогам и пеням: по состоянию на 10.12.2018 у общества в числе прочего имелась недоимка по налогу на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в суммах 35 370 руб. и 199 067 руб., недоимка по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) - 11 355 432 руб., недоимка по НДПИ -722 219 руб., задолженность по пеням; по состоянию на 28.01.2019 у общества имелась недоимка по налогу на прибыль в суммах 13 107 руб. и 73 767 руб., недоимка по НДС - 5 583 596 руб. 59 коп., недоимка по НДПИ - 295 913 руб., задолженность по пеням.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у общества на момент подачи заявлений о продлении срока действия лицензии и вынесения министерством соответствующих отказов в продлении лицензий значительных сумм налоговой задолженности.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что на дату принятия министерством решения об отказе в продлении лицензии задолженность по уплате НДПИ им была погашена, а на 21.02.2019 уже имелась переплата по данному налогу, поскольку это не подтверждается соответствующими справками налогового органа на момент вынесения оспариваемых отказов.
Как указано выше, согласно представленным обществом вместе с заявлениями о продлении срока лицензии справками налогового органа у него имелась задолженность по уплате налогов и пеней.
При этом ни министерство, ни суд при рассмотрении данного дела не вправе признавать уплаченными в бюджет перечисленные обществом суммы в счет оплаты задолженности по налогам, а также признавать наличие у заявителя какой-либо переплаты по налогу. Соответствующие справки налогового органа обществом в материалы дела не представлены.
Кроме того, обществом не опровергнуто, что им погашена не вся имеющаяся у него задолженность по налогам и пеням, отраженная в представленных справках налогового органа. Также следует отменить, что списание денежных средств со счета заявителя по инкассовым поручениям, датированным 19.02.2019, произведено банком только 21.02.2019 - в день вынесения министерством оспариваемого отказа.
Не могут быть приняты во внимание ссылки общества на обращение в налоговый орган о предоставлении рассрочки по уплате имеющейся задолженности по налогам и пеням, поскольку в материалы дела не представлено какое-либо решение налоговой инспекции о предоставлении соответствующей рассрочки обществу.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом нарушены условия лицензии, предусмотренные пунктом 4 договора об условиях пользования недрами в соответствии с лицензией АРХ 00614 ТЭ.
Также не подтверждены какими-либо доказательствами доводы подателя апелляционной жалобы о том, что продление срока действия лицензии необходимо с целью завершения обработки указанного месторождения.
Следовательно, оспариваемые отказы министерства в продлении выданной обществу лицензии являются обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока её действия.
Поскольку установленный срок действия лицензии АРХ 00614 ТЭ истек, а основания для продления указанного срока отсутствовали, министерство законно и обоснованно вынесло распоряжение о прекращении права пользования общества участком недр от 21.02.2019 N 173.
С учетом изложенного, поскольку условия, предусмотренные частью 4 статьи 200 АПК РФ, отсутствуют, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества.
Следовательно, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2019 года по делу N А05-3653/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Архангельский речной порт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3653/2019
Истец: АО "Архангельский речной порт"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14247/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14247/19
29.08.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7114/19
27.06.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3653/19