г. Москва |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А40-36341/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Кочешковой М.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Центр судоремонта "Звездочка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2019 по делу N А40-36341/19
принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению АО "Центр судоремонта "Звездочка"
к Минэнерго России
третьи лица: 1. ПАО "Газпром", 2. ООО "Газпром инвест"
о признании недействительным приказа от 01.11.2018 N 1003
в присутствии:
от заявителя: |
Панчишина Ю.М. по дов. от 12.04.2019; |
от заинтересованного лица: |
Мерзликина Д.В. по дов. от 04.07.2019; |
от третьих лиц: |
1. Баланчевадзе И.В. по дов. от 13.09.2018; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Центр судоремонта "Звездочка" (далее - заявитель, АО "ЦС "Звездочка", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Минэнерго России (далее - ответчик) от 01.11.2018 N 1003 об изъятии для федеральных нужд земельных участков с кадастровым номером 29:16:192701:184, принадлежащих АО "Центр судоремонта "Звездочка".
Решением от 23.05.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ПАО "Газпром" поддержал решение суда первой инстанции.
Представитель ООО "Газпром инвест" в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 16.11.2018 в адрес АО "ЦС "Звездочка" поступила копия приказа Минэнерго России от 01.11.2018 N 1003.
Согласно данному документу, в соответствии с главой VII1 ЗК РФ, ст. 279 ГК РФ, ч. 4 ст. 26 ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подп. 4.4.27 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400, ходатайством ПАО "Газпром" от 02.10.2018, направленным письмом от 02.10.2018 N 01/05-9515 и в целях обеспечения эксплуатации линии электропередачи воздушной кранового узла км 53.1 газопровода-отвода к г. Северодвинск, входящей в состав объекта федерального значения "Газопровод-отвод к г. Архангельск. Северодвинск" изымается для государственных (федеральных) нужд земельный участок с кадастровым номером 29:16:192701:184, площадью 49 +/- 2 кв.м., расположенный по адресу: Архангельская обл., Приморский район, МО "Приморское" и находящийся в собственности Заявителя.
Право собственности Заявителя на выше указанный земельный участок подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Не согласившись с оспариваемым приказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции, правильно применив нормы права, верно установив обстоятельства дела, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что эксплуатация объектов ПАО "Газпром" невозможна без изъятия земельных участков, принадлежащих заявителю, отклоняются апелляционным судом, поскольку согласно материалам дела объекты, размещенные на земельных участках, принадлежащих заявителю, являются частью линейного объекта "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск и входит в Единую систему газоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право собственности ПАО "Газпром" на данные объекты зарегистрировано Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в январе 2012 года.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, выданному агентством архитектуры и градостроительству Архангельской области от 15.11.2011 N 73 в состав законченного строительством объекта "Газопровод-отвод к г. Архангельск, Северодвинск (Ш очередь. 3 пусковой комплекс") в составе проекта "Газопровод-отвод к г. Архангельск, Северодвинск" входит, в том числе:
- Подъездная дорога к крановому узлу км 51,9 газопровода-отвода к г. Северодвинск (пункт 10 в перечне объектов производственного значения);
- Газопровод-отвод к г. Северодвинск (п. 1 в перечне объектов производственного значения);
- Линия электропередачи воздушная кранового узла км 51,9 газопровода-отвода к г. Северодвинск (пункт 26 в перечне объектов производственного значения;
- Линия электропередачи воздушная кранового узла км 53,1 газопровода-отвода к г. Северодвинск (пункт 27 в перечне объектов производственного значения);
- Подъездная дорога к крановому узлу км 53,1 газопровода-отвода к г. Северодвинск (пункт 11 в перечне объектов производственного значения).
Указанные объекты недвижимого имущества являются неотъемлемой технологической частью объекта "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Севердвинск (III очередь. 3 пусковой комплекс)" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
Статья 4 Федерального закона от 31.03.1999 г. "О газоснабжении в Российской Федерации" (Федеральный закон о газоснабжении) регламентирует принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, в том числе:
- государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;
- государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;
- повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации;
- обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации в соответствии с утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 г. N 216 Доктриной энергетической безопасности, где энергетическая безопасность определяется как состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона о газоснабжении Единая система газоснабжения (ЕСГ) входит в состав федеральной системы газоснабжения, которая является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Федерального закона о газоснабжении, ЕСГ представляет собой имущественный, производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1082 "О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования" в состав магистрального газопровода входит не только линейная часть, но и компрессорные, газоизмерительные, газораспределительные станции, узлы редуцирования газа, станции охлаждения газа, подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа.
Согласно ст. 14 Федерального закона о газоснабжении для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов ЕСГ, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
15.11.2011 решением агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области N 73 объект "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Севердвинск (III очередь. 3 пусковой комплекс)" введен в эксплуатацию как часть Единой системы газоснабжения Российской Федерации.
Учитывая изложенное, магистральный газопровод федерального значения "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск" входит в состав ЕСГ, и принятие оспариваемого Приказа обусловлено стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в сфере энергетики, определенными в том числе Энергетической стратегией и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом (ПАО "Газпром"), но и на достижение интересов общества (Российской Федерации) в соответствии с принципами государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, закрепленными в Федеральном законе о газоснабжении.
Пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускает принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации линейных объектов в случае, если у собственника такого линейного объекта или лица, которому такой линейный объект принадлежит на иных правах, отсутствуют права на земельный участок, на котором расположен данный объект.
Оформление прав на принадлежащие АО "Центр судоремонта "Звездочка" земельные участки, необходимые для эксплуатации объектов ПАО "Газпром", не завершено в связи с невозможностью достижения с АО "Центр судоремонта "Звездочка" в течение длительного времени взаимоприемлемых условий заключения договоров аренды земельных участков для эксплуатации объектов.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (образуемые земельные участки).
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 4 сентября 2018 года, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях.
Таким образом, не предусмотрено сохранение прав арендатора земельного участка на вновь образованные земельные участки. Изменения в ранее заключенный договор аренды в связи с образованием новых земельных участков из арендуемых земельных участков сторонами не внесены, соответствующие соглашения или новые договоры аренды образованных земельных участков, в том числе спорного, не заключены.
Учитывая изложенное, на дату вынесения спорного приказа, ПАО "Газпром" не обладало правами на спорный земельный участок, подлежащий изъятию. ПАО "Газпром" также на дату вынесения спорного приказа не имело прав и в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:192801:45 в связи с тем, что данный участок прекратил свое существование как объект права с 12.02.2018 и права Заявителя (собственника) также были прекращены с этой даты. Решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы (п.2 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 1(2016), утв. Президиумом Верховного суда РФ от 13.04.2016).
Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2019 по делу N А40-36341/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Центр судоремонта "Звездочка" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36341/2019
Истец: АО "ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА "ЗВЕЗДОЧКА"
Ответчик: МИНЭНЕРГО РОССИИ
Третье лицо: ООО "Газпром Инвест", ПАО "Газпром"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21339/19
06.12.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21339/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21339/19
26.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40365/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36341/19