г. Челябинск |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А47-1002/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроразвитие" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2019 по делу N А47-1002/2019 (судья Александров А.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Агроразвитие" (далее - ООО "Агроразвитие", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) (далее- Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене приказа N 590 от 12.12.2018 об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены приказа N 590 от 12.12.2018 об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица - общество с ограниченной ответственностью "Ольшанское" (далее- ООО "Ольшанское").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Агроразвитие" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департамент при рассмотрении вопроса об изъятии земельного участка не установил наличие условий, предусмотренных статьёй 49 Земельного кодекса Российской Федерации, для осуществления такого изъятия. Так, по мнению апеллянта, Департаментом не установлено, в чем именно заключаются государственные нужды, а также невозможность урегулирования вопроса между собственником и недропользователем иными, кроме изъятия земельного участка, способами. Полагает, что общество "Ольшанское", обращаясь в Департамент с ходатайством об изъятии земельного участка, надлежащим образом не обосновало цели изъятия.
Департаментом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с ее доводами, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей не явившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Агроразвитие" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:25:1310001:41, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 3130000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Сакмарский район, Среднекаргальский с/с, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:25:1310001, на основании договора купли-продажи от 08.12.2015 N 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2016.
ООО "Ольшанское" предоставлена лицензия серии ОРБ номер 14669 НЭ, сроком действия до 31.12.2079, на право пользования недрами с целью добычи нефти на Ольшанском месторождении, основным видом деятельности ООО "Ольшанское" в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц является добыча сырой нефти.
09.11.2018 обществом "Ольшанское" подано ходатайство в Департамент по недропользованию об изъятии земельных участков с условными номерами 56:25:1310001:41:ЗУ1, 56:25:1310001:41:ЗУ2, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 56:25:1310001:41, для государственных или муниципальных нужд, по форме, установленным в приказе Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 "Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и требований к их формату".
Цель изъятия - проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя (л.д. 59-60).
По результатам рассмотрения указанного ходатайства общества "Ольшанское", в соответствии с протоколом заседания Комиссии N 187 от 10.12.2018 (л.д. 63-64) принято решение:
1. утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории по образованию земельных участков с условными номерами 56:25:1310001:41:ЗУ1 площадью 12362 кв.м., 56:25:1310001:41:ЗУ2 площадью 5057 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 56:25:1310001:41 площадью 3130000 +/- 15480 кв.м., категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", принадлежащего на правах собственности ООО "Агроразвитие";
2. изъять земельные участки с условными номерами 56:25:1310001:41:ЗУ1 площадью 12362 кв.м., 56:25:1310001:41:ЗУ2 площадью 5057 кв.м., расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 56:25:1310001:41 площадью 3130000 +/- 15480 кв.м., принадлежащего на правах собственности, находящегося по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, в южной части кадастрового квартала 56:25:1310001, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО "Ольшанское" согласно лицензии ОРБ 14669 НЭ (дата государственной регистрации 30.04.2009).
На основании решения Комиссии Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) издан приказ N 590 от 12 декабря 2018 года об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя (л.д. 13).
Не согласившись с данным приказом, общество "Агроразвитие" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал вывод о том, что приказ Департамента об изъятии земельного участка является законным и обоснованным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
Согласно пункту 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
- прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
- прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
- досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
- выполнением международных договоров Российской Федерации;
- строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
- иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе, решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (п. 2 названной статьи.).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Согласно пункту 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Кодекса.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться, в том числе, организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (подпункт 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, на основании лицензии N 14669 общество "Ольшанское" осуществляет добычу нефти и газа на Ольшанском месторождении, то есть является недропользователем соответствующего участка недр. С целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе, осуществляемых за счет недропользователя, общество "Ольшанское" обратилось в Департамент с ходатайством об изъятии земельных участков с условными номерами 56:25:1310001:41:ЗУ1 площадью 12 362 кв.м., 56:25:1310001:41:ЗУ2 площадью 5 057 кв.м., расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 56:25:1310001:41, принадлежащем ООО "Агроразвитие".
Департамент, рассмотрев представленное ходатайство, пришел к выводу о наличии оснований для изъятия спорных земельных участков у общества "Агроразвитие".
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы Департамента и суда первой инстанции о наличии оснований для изъятия земельных участков являются верными и не подлежат переоценке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Как отмечалось ранее, общество "Ольшанское" является недропользователем недр, расположенных на спорных земельных участках, и, как следствие, является лицом, уполномоченным подавать ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в соответствии с частью 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда уполномоченные органы отказывают в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка. Такое решение может быть принято в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что ходатайство об изъятии земельных участков заявителя подано уполномоченным лицом, обосновавшим необходимость изъятия земельных участков фактом осуществления недропользования в целях удовлетворения государственных нужд. Оснований для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков по основаниям, установленным частью 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, у Департамента не имелось.
Ссылки заявителя на неподтвержденность необходимости изъятия земельных участков для государственных интересов и нужд, рассмотрены и отклонены судом первой инстанции с указанием на положения государственной политики в области недропользования, определенной Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р. Добыча обществом "Ольшанское" энергетических ресурсов (нефти и газа) на спорных земельных участках направлена не только на получении прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны. Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Программный подход к предоставлению участков недр в пользование способствует увеличению объемов геологоразведочных работ, финансируемых за счет средств недропользователей, расширению сырьевой базы и вовлечению разведанных запасов в разработку. В целях исключения каких-либо препятствий пользованию недрами, Департаментом обоснованно принято решение об изъятии спорных земельных участков из собственности общества "Агроразвитие".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы заявителя признаются несостоятельными по вышеизложенным мотивам.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ввиду вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя не имелось.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2019 по делу N А47-1002/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроразвитие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1002/2019
Истец: ООО "Агроразвитие"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра)
Третье лицо: ООО "Ольшанское"