г. Ессентуки |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А63-14690/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 27.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Марченко О.В., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., при участии в судебном заседании от истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630) - Прошуниной Ж.И. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Вершина" (г. Кисловодск, ИНН 2628054322, ОГРН 1092628001355), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вершина" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.04.2019 по делу N А63-14690/2018 (судья Ващенко А.А.),
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее по тексту - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Вершина" 880 187,07 руб. задолженности за полученную воду и сброшенные сточные воды за период января по март 2018, 15 133 руб. пени за период с 16.02.2018 по 15.05.2018 (с учетом уточнения).
Решением суда от 09.04.2019 иск удовлетворен в полном объеме. Судебный акт мотивирован доказанностью оказания услуг по водоснабжению в спорный период и непредставлением доказательств их оплаты.
Управляющая компания не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
До рассмотрения апелляционной жалобы от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы отклонил.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, Шестнадцатый арбитражной апелляционный суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что между 10.04.2017 ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК "Вершина" (ранее ООО УК "Домоуправление N 3") (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов N 20140, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась осуществлять подачу исполнителю питьевой воды установленного качества по присоединенной сети, а исполнитель принял на себя обязательство оплачивать принятую питьевую воду в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к договору (п. 1.1 договора) (т.д. 1 л.д. 10-14).
Согласно пункту 6.3 договора оплата за коммунальный ресурс должна быть произведена до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.
Во исполнение договорных обязательств предприятие в период с января 2018 по март 2018 оказало управляющей компании услуги по водоснабжению и водоотведению на 880 187,07 руб.
Досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, в связи с чем, предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца суммы основного долга и пени, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354)).
Исходя из части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют, в частности, горячее водоснабжение, водоотведение.
В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124) исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Так, управляющие организации на основании пунктов 4, 21(1) Правил N 124 приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения: на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, если управляющая организация является исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме; на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, если управляющая организация не предоставляет коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством.
С 01.01.2017 применяются положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Иными словами, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Следовательно, коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения иска, истцом проведена корректировка объемов потребления после предоставления показаний приборов учета, в связи с чем, предприятие уточнило исковые требование и просило взыскать с управляющей компании 880 187,07 руб.
Проверив расчет истца на соответствие его требованиям закона и условиям договора, суд первой инстанции признал его верным, пришел к выводу о доказанности его истцом и, в соответствии со статьями 309, 310, 539 - 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца долг в сумме 880 187,07 руб.
В пункте 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право кредитора требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
В соответствии с частью 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У, значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 приравнено к значению ключевой ставки Банка России.
Истцом в суд первой инстанции представлен расчет неустойки (т.д. 4 л.д. 62) за период с 16.02.2018 по 15.05.2018 по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации 7,75 %. По расчетам истца неустойка составляет 15 133,93 руб.
Суд первой инстанции признал данный расчет арифметически верным.
Однако судом не учтено следующее.
В Обзоре судебной практики N 3(2016) вопрос 3 разъяснено, что статьей 13 Закона о водоснабжении установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих ресурсов. Согласно указанной норме размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Между тем разъяснения, изложенные в ответах на вопросы 1 и 3 названного Обзора, распространяются исключительно на случаи, когда основной долг не погашен (Обзор судебной практики N 2(2019) вопрос 26).
С учетом акцессорного характера неустойки и ее зависимости от оплаты основной задолженности, следует исчислять неустойку исходя из ставки рефинансирования (ключевой ставки) на день фактической оплаты задолженности, а не самой неустойки.
Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, платежными поручениями N 118 от 30.01.2018 на сумму 34 000 руб., N 276 от 01.03.2018 на сумму 20 000 руб., N 337 от 14.03.2018 на сумму 20 770 руб., N 628 от 03.05.2018 на сумму 30 000 руб., N 639 от 04.05.2018 на сумму 13 763 руб. управляющая компания производила частичное погашение задолженности на спорный период (л.д. 159-163).
Соответственно, судом должна быть применена ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации с учетом даты фактического погашения основного долга. Оснований для применения ключевой ставки 7,75% на момент вынесения судом решения за весь период просрочки, без учета фактического погашения задолженности, у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку доказательств оплаты долга в полном объеме суду не представлено, а на момент принятия решения (02.04.2019 дата вынесения резолютивной части) согласно Информации Банка России (находится в свободном доступе в сети Интернет) ключевая ставка составляла 7,75 % которая подлежит применению в отношении непогашенного долга.
С учетом изложенного, расчет выглядит следующим образом:
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 16.02.2018 | ||||||||||||||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
|||||||||||||
с |
по |
дней |
||||||||||||||||
-34 000,00 |
30.01.2018 |
Погашение части долга |
||||||||||||||||
257 545,35 |
16.02.2018 |
01.03.2018 |
14 |
7,50 % |
1/300 |
257 545,35 |
901,41 р. |
|||||||||||
-20 000,00 |
01.03.2018 |
Погашение части долга |
||||||||||||||||
237 545,35 |
02.03.2018 |
14.03.2018 |
13 |
7,50 % |
1/300 |
237 545,35 |
772,02 р. |
|||||||||||
-20 770,00 |
14.03.2018 |
Погашение части долга |
||||||||||||||||
216 775,35 |
15.03.2018 |
16.04.2018 |
33 |
7,25 % |
1/300 |
216 775,35 |
1 728,78 р. |
|||||||||||
216 775,35 |
17.04.2018 |
03.05.2018 |
17 |
7,25 % |
1/170 |
216 775,35 |
1 571,62 р. |
|||||||||||
-30 000,00 |
03.05.2018 |
Погашение части долга |
||||||||||||||||
186 775,35 |
04.05.2018 |
04.05.2018 |
1 |
7,25 % |
1/170 |
186 775,35 |
79,65 р. |
|||||||||||
-13 763,00 |
04.05.2018 |
Погашение части долга |
||||||||||||||||
173 012,35 |
05.05.2018 |
15.05.2018 |
11 |
7,75 % |
1/170 |
173 012,35 |
867,61 р. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Итого: |
5921,09 руб. |
|||||||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 16.03.2018 | ||||||||||||||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
|||||||||||||
с |
по |
дней |
||||||||||||||||
371 734,88 |
16.03.2018 |
14.05.2018 |
60 |
7,75 % |
1/300 |
371 734,88 |
5 761,89 р. |
|||||||||||
371 734,88 |
15.05.2018 |
15.05.2018 |
1 |
7,75 % |
1/170 |
371 734,88 |
169,47.р. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Итого: |
5 931,36 руб. |
|||||||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 16.04.2018 | ||||||||||||||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
|||||||||||||
с |
по |
дней |
||||||||||||||||
335 439,92 |
16.04.2018 |
15.05.2018 |
30 |
7,75 % |
1/300 |
335 439,92 |
2 599,66 р. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Итого: |
2 599,66 руб. |
|||||||||||
Сумма основного долга: 880 187,15 руб. | ||||||||||||||||||
Сумма пеней по всем задолженностям: 14 452,11 руб. |
Общий размер обоснованно начисленной неустойки составляет 14 452,11 руб.
Надлежащим образом оформленный контррасчет, ответчик суду не представил.
Доказательств того, что начисления, произведенные истцом, не соответствуют реальному потреблению ресурса, апеллянтом не представлено. Доказательств оплаты задолженности в материалах дела не имеется.
Возражая против заявленных требований, ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что истец необоснованно предъявляет к нему требование о взыскании платы за коммунальные ресурсы, поскольку собственники помещений производят оплату за оказанную услугу напрямую истцу.
Судом апелляционной инстанции данный довод заявителя признается несостоятельным в силу следующего.
Как указано выше, положениями пункта 14 Правил N 354 установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу приведенных правовых положений предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом МКД во исполнение решения общего собрания собственников помещений, то отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая компания может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем, данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в МКД управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
При этом, то обстоятельство, что ответчик не выполняет возложенные на него законом и договором управления функции управляющей организации (не выставляет платежные документы потребителям, не получает от них плату за коммунальные услуги и т.д.) то есть бездействует, не влияют на вывод суда о том, что обязанность по оплате поставленных в жилой многоквартирный дом коммунальных ресурсов в данном случае лежит на ответчике как управляющей компании.
Доводы жалобы о том, что в рассматриваемом случае именно истец является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирный дом, которым управляет ответчик, подлежат отклонению.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о том, что истец при расчете нормативов потребления не учитывает повышающие коэффициенты, что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поскольку ответчик не воспользовался правом указать конкретные случаи неправильного расчета, а также не представил свой контррасчет.
Рассматривая довод управляющей компании о недостоверности расчета, принятого судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 на исполнителе лежит обязанность по проверке состояния приборов учетов и проверок достоверности сведений о показаниях приборов учетов, представленных потребителями.
Управляющая компания для достижения целей управления имеет возможность выполнять мероприятия, направленные на снижение объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в том числе мероприятия по выявлению несанкционированных подключений, проведению регулярных проверок работы коллективных (общедомовых) приборов учета, составлению актов о временно проживающих потребителях и другие.
Истцом представлены сведения о показаниях общедомовых приборов учета и индивидуальном потреблении собственников (пользователей) жилых помещений, в соответствии с которыми производился расчет объемов поставленного ресурса на общедомовые нужды.
Ответчик надлежащим образом не обосновал методологическую неправильность расчета истцом объема коммунального ресурса.
Кроме того, вопреки доводу апеллянта о том, что он не располагал первичными данными, положенными в основу расчета, следует отметить, что управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Из подпункта б пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Как следует из материалов дела, управляющая компания в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса не доказала неправомерность расчета, а также доказательств иного объема потребления коммунального ресурса.
Управляющая компания, являясь исполнителем коммунальных услуг, имеет доступ ко всей информации, позволяющей производить расчеты за поставленные ресурсы, в частности, о площади жилых помещений и количестве зарегистрированных граждан, о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета, в связи с чем ответчик имеет возможность проверять начисления, производимые ресурсоснабжающей организацией.
Более того, управляющая компания вправе обратиться к ресурсоснабжающей организации за осуществлением перерасчета при установлении несоответствия фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. (Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386).
Доводы жалобы на применение повышающего коэффициента в расчетах с собственниками помещений подлежат отклонению. Управляющая компания не учитывает, что применение названного коэффициента не влияет на объем поставленного ресурса, от его применения зависит только стоимость ресурса. Повышающий коэффициент служит материальным стимулом для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета коммунальных ресурсов при наличии технической возможности.
Ссылка управляющей компании на отсутствие заключенного договора, отклоняются апелляционным судом, как противоречащая материалам дела (т.д. 1 л.д. 10-14). Согласно пункту 9.3 договор N 20140 от 10.04.2017 заключен на срок один год с даты начала поставки питьевой воды и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит в письменной форме о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
В материалах дела соответствующие доказательства не представлены.
Кроме того, обязанности у ответчика как исполнителя коммунальной услуги по заключению договора водоснабжения/водоотведения, по оплате данных услуг, поставленных в отношении МКД, возникли на основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 14 Правил N 354.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) подробно урегулирован в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В той же статье перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищному законодательству неизвестны, порядок расчетов с такой организацией за поданные в многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы по смыслу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации должен определяться положениями параграфа 6 главы 30 названного Кодекса.
Пунктами 13, 14 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, именно ответчик в отношении объектов, находящихся в его управлении (МКД), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства по оплате ресурсоснабжающими организациями поставленных ими энергоресурсов.
При этом, в случае внесение гражданами платы за коммунальные услуги опосредованно через кассы ЕРКЦ, означает, что обязательство управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией исполняется третьими лицами в соответствии со статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом, сами потребители коммунальных услуг не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, а ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителей внесения платы.
Несвоевременная и не в полном объеме оплата коммунальных услуг собственниками жилых помещений не освобождает ответчика от обязанности своевременно оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленный ресурс, учитывая, что ответчик имеет право и реальную возможность в соответствии с нормами гражданского, жилищного и процессуального законодательства обращаться в суд с исковыми заявлениями о принудительном взыскании задолженности за коммунальные услуги с собственников помещений, а также неустойки за нарушение сроков оплаты коммунальных услуг (часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, ответчиком на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.04.2019 подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.04.2019 по делу N А63-14690/2018 в части взыскания неустойки в размере 15 133,93 руб. изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Вершина" (г. Кисловодск, ИНН 2628054322, ОГРН 1092628001355) в пользу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630) 14 452,11 руб. неустойки.
В остальной части в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределить следующим образом:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Вершина" в пользу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" 20 888 руб расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630) из федерального бюджета 4 128 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 1565 от 31.07.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Марченко О.В. |
Судьи |
Казакова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14690/2018
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ВЕРШИНА"
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11188/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11188/19
27.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2295/19
09.04.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-14690/18