г. Чита |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А58-11107/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Барковской О.В., Мациборы А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Емельяновой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация коммерческого мониторинга - Холдинг" на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2019 года по заявлению администрации муниципального образования "Город Ленск" о включении требования в сумме 10 026 192,73 руб. в реестр требований кредиторов должника, в деле N А58-11107/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северо - Западная топливная компания "НордБерг" о признании общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация коммерческого мониторинга - Холдинг" (ИНН 5406553252, ОГРН 1095406039410) несостоятельным банкротом (суд первой инстанции: судья Кононова Т.В.)
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в обособленном споре, отсутствуют, уведомлены
установил:
определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.01.2019 (резолютивная часть определения оглашена 15.01.2019) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация коммерческого мониторинга - Холдинг" (далее ООО "АКМ-Холдинг", должник) введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Цуриков Илья Владимирович.
04.03.2019 администрация муниципального образования "Город Ленск" обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 10 026 192,73 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2019 года требование администрации муниципального образования "Город Ленск" включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 9 459 779, 90 рублей, в том числе: задолженность по арендной плате в размере 8 642 441, 11 рубль за период с 01.02.2017 по 22.11.2018, пени в размере 817 338, 79 рублей за период с 01.03.2017 по 14.01.2019. В части требования по задолженности по арендным платежам в размере 503 700, 56 рублей за период с 23.11.2018 по 31.12.2018 производство прекращено. В остальной части требования отказано.
Должник, не согласившись с определением суда от 22.04.2019, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что заявитель требования не представил в материалы дела договор аренды земельного участка N 6а от 01.02.2017, акт приема-передачи земельного участка от 01.02.2017.
Лица, участвующие в обособленном споре, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, и проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта на основании следующего.
Как следует из материалов обособленного спора и установлено судом первой инстанции, 01.02.2017 между муниципальным образованием "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) (арендодатель, кредитор) и ООО "Ассоциация Коммерческого Мониторинга-Холдинг" (арендатор, должник) заключен договор N 6а аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по условиям которого кредитор обязуется предоставить должнику за плату во временное пользование земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, категория земель-земли населенных пунктов, с кадастровым номером 14:14:050077:25, общей площадью 97 175 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), р. Ленский, г. Ленск, ул. Объездная в районе ЦДС, д. 7а, в границах, указанных кадастровом паспорте земельного участка (далее-земельный участок), для размещения складской базы (п. 1.1, 1.2 договора).
Договор заключен сроком на 7 лет с 01.02.2017 по 31.01.2024 (п. 2.1 договора).
Договор аренды прошел процедуру государственной регистрации в установленном порядке (регистрационная запись от 26.02.2017 N 14:14:050077:25-14/011/2017-3).
Земельный участок передан должнику (арендатору) по акту приема-передачи от 01.02.2017.
В соответствии с п. 3.2 договора аренды земельного участка N 6а от 01.02.2017 ставки арендной платы за землю устанавливаются в порядке, определенном действующим законодательством.
Базовая ставка арендной платы установлена Решением Городского совета депутатов МО "Город Ленск" Ленского района РС (Я) "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности МО "Город Ленск" РС (Я), а также соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории МО "Город Ленск" РС(Я) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности МО "Город Ленск" РС (Я)" от 15.05.2015 N 18-5.
В соответствии с указанным решением размер арендной платы составляет:
- кадастровая стоимость земельного участка 68 170 000 рублей;
- ставка арендной платы 7 %;
- арендная плата 4 771 900 рублей в год.
Согласно пункту 3.7 договора аренды расчет арендной платы за использование земельного участка определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью указанного договора. В указанном приложении сумма арендной платы за квартал определена в размере 1 192 975 рублей и 4 771 900 рублей за год, т.е. в соответствии с решением Городского совета депутатов МО "Город Ленск" Ленского района РС (Я) от 15.05.2015 N 18-5.
Арендные платежи начинают исчисляться с 01.02.2017 и вносятся поквартально равными долями, не позднее 1 числа последнего месяца текущего квартала (п. 3.5 договора).
Согласно расчетам кредитора (арендодателя) задолженность должника перед ним по исполнению обязательства по оплате аренды за период с 01.02.2017 по 07.02.2019 составила 9 146 141, 67 рубль.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение должником обязательств по оплате арендной платы, администрация муниципального образования "Город Ленск" обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр должника суммы долга в размере 9 146 141, 67 руб. и договорной неустойки в размере 880 051,06 рубль за период с 01.02.2017 по 07.02.2019.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы обособленного спора доказательства, признал требование кредитора обоснованным в части и включил в реестр требований кредиторов должника задолженность в размере 8 642 441,11 руб. за период с 01.02.2017 по 22.11.2018, исключив из расчета заявителя задолженность, возникшую после принятия заявления о признании должника банкротом (текущая задолженность), неустойку в размере 817 338, 79 руб. за период с 01.03.2017 по 14.01.2019 начисленную на сумму основного долга в размере 8 642 441, 11 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое определение законным и обоснованным и не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требование заявлено в пределах срока установленного законом.
При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов (пункт 3 статьи 71 Закона о банкротстве).
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств.
Как следует из материалов дела, Администрация муниципального образования "Город Ленск" обратилась с требованием о включении в реестр задолженности по договору аренды земельного участка, задолженности по договору аренды земельных участков.
В силу статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку согласно названной норме Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка отнесена к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка, в соответствии с предоставленными полномочиями, не является с его стороны нарушением условий договора о согласованном размере арендной платы.
Следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, арендные платежи за пользование земельным участком являются нормативно регулируемыми, поэтому уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления вправе путем принятия нормативных правовых актов в одностороннем порядке изменять нормативно установленные ставки арендной платы и методику их расчета независимо от воли сторон договора и без заключения дополнительных соглашений к нему.
Согласно Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 26 от 26.01.2008 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" и п. 1.1 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки) определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления. Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок. При определении базовой ставки арендной платы руководствоваться принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Ежегодно к размеру арендной платы за использование земельных участков применяется поправочный коэффициент, учитывающий показатель инфляции на текущий финансовый год.
Базовая ставка арендной платы установлена Решением Городского совета депутатов МО "Город Ленск" Ленского района РС (Я) "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности МО "Город Ленск" РС (Я), а также соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории МО "Город Ленск" РС(Я) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности МО "Город Ленск" РС (Я)" от 15.05.2015 N 18-5.
В соответствии с указанным решением размер арендной платы составляет:
* кадастровая стоимость земельного участка 68 170 000 рублей;
* ставка арендной платы 7 %;
* арендная плата 4 771 900 рублей в год.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование Администрации о включении в реестр неуплаченной арендной платы по договору является обоснованным в части включения задолженности по арендной плате в размере 8 642 441,11 рубль за период с 01.02.2017 по 22.11.2018 и подлежит включению в реестр, остальная часть обосновано отнесена к текущим платежам, в связи с чем производство по делу в части данной суммы прекращено.
Учитывая, что признан обоснованным основной долг, то и является и правомерной сумма пени в размере 817 338, 79 рублей за период с 01.03.2017 по 14.01.2019 на основании ст. ст. 329,330, и п.п. 3.5, 3.8 договора аренды N 6а от 01.02.2017.
Расчет пени, произведенный судом первой инстанции, апелляционным судом проверен, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель требования не представил в материалы дела договор аренды земельного участка N 6а от 01.02.2017, акт приема-передачи земельного участка от 01.02.2017, подлежит отклонению как несостоятельный.
В соответствии с частью 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Подлинные документы представляются в арбитражный суд в случае, если обстоятельства дела согласно федеральному закону или иному нормативному правовому акту подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию арбитражного суда (часть 9 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование требования Администрацией представлены в материалы настоящего обособленного спора надлежащим образом заверенная копия договора аренды с приложениями.
Учитывая, что о фальсификации договора не заявлялось, а также не заявлялось никаких возражений со стороны должника о заключенном договоре аренды, оснований для истребования подлинников договора аренды и приложений к нему не имелось.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, определение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2019 года по делу N А58-11107/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-11107/2018
Должник: ООО "Ассоциация Коммерческого Мониторинга - Холдинг"
Кредитор: Администрация Муниципального образования "Город Ленск", ООО "ГСМ-Авиасервис", ООО "Передвижная механезированная колонна - 57", ООО "Северо-Западная топливная компания "Нордберг", Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХУПРАВЛЯЮЩИХ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТОВ ИПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Ленский районный федеральный суд РС(Я), Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия), УФССП по РС (Я) Ленский районный отдел судебных приставов, Цуриков Илья Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2167/19
27.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11107/18
06.08.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2167/19
05.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2167/19
22.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11107/18
05.06.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2167/19
03.06.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2167/19
18.04.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2167/19
22.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11107/18
21.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11107/18