г. Саратов |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А57-26854/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 26.08.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 30.08.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 мая 2019 года по делу N А57-26854/2018 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" (ОГРН: 1156451023156, ИНН: 6453143086, 410080, г. Саратов, Сокурский Тракт, б/н)
заинтересованные лица:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ОГРН: 1046405319410, ИНН: 6453078895, 410040, г. Саратов, Деловой тупик, д. 3),
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН: 1046415400338, ИНН: 6454071860, 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24)
об отмене решения налогового органа.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" - Чижиков А.С., доверенность от 05.10.2018 (срок доверенности 1 год);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Анисимова Л.С., доверенность от 08.10.2018 N 04-25/015569@ (срок доверенности 3 года);
от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Анисимова Л.С., доверенность от 08.10.2018 N 05-13/86 (срок доверенности 3 года).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" (далее - ООО "Саратовский молочный комбинат", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова) от 19.09.2018 N 54003.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 мая 2019 года в удовлетворении заявленных ООО "Саратовский молочный комбинат" требований отказано.
Налогоплательщик не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Одновременно с апелляционной жалобой ООО "Саратовский молочный комбинат" представлены выписка из протокола годового общего собрания акционеров от 24.06.2015 N 24, выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:040317.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Таким образом, закон возлагает на апелляционные суды обязанность повторно рассмотреть дело, проверив и выяснив, все фактические обстоятельства.
В связи с этим апелляционный суд считает необходимым приобщить указанные документы к материалам дела, как необходимые для полного и всестороннего рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова в период с 31.01.2018 по 03.05.2018 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, представленной ООО "Саратовский молочный комбинат" 30.01.2018 (т. 1 л.д. 62-71).
В налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год ООО "Саратовский молочный комбинат" заявлена сумма налога к уплате в бюджет в размере 0 руб. в связи с заявленной налогоплательщиком налоговой льготой в сумме 499 119 руб. по земельным участкам в рамках реализации инвестиционного проекта в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ и п.п. "у" п. 5 решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге" (далее - Решение Саратовской городской Думы N 63-615).
В ходе налоговой проверки Инспекция пришла к выводу о том, что заявленная льгота не отвечает критериям, установленным п.п. "у" п. 5 решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге", т.к. объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках Общества были созданы, приобретены до начала реализации инвестиционного проекта, до 2012 года, а не после 01.01.2012 года. Также, налоговый орган пришёл к выводу о том, что в рамках инвестиционного проекта Обществом произведена замена устаревшего оборудования только в отдельных зданиях (помещениях), а льгота налогоплательщиком заявлена по всем земельным участкам, в том числе и по земельным участкам, на которых расположены: здания проходного пункта, здание котельной, административного здания, здание-помещение МСБ.
Результаты проверки отражены в акте налоговой проверки от 18.05.2018 N 41848 (т. 1 л.д. 72-79).
19.09.2018 Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, всех имеющихся материалов проверки, вынесено решение N 54003 о привлечении ООО "Саратовский молочный комбинат" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 49 911,90 руб., также указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 499 119 руб., пени в размере 49 568,72 руб.
Указанное решение обжаловалось ООО "Саратовский молочный комбинат" в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 12.11.2018 апелляционная жалоба ООО "Саратовский молочный комбинат" оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 28-37).
Не согласившись с решением Инспекции от 19.09.2018 N 54003, Общество обратилось за защитой своих прав в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о правомерности доначисления Обществу земельного налога, начисления соответствующих сумм пени и штрафа, в связи с тем, что у ООО "Саратовский молочный комбинат" отсутствуют основания для применения льготы по земельному налогу.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ООО "Саратовский молочный комбинат" является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 5 Решения Саратовской городской Думы N 63-615 освобождены от уплаты земельного налога организации - инвесторы, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществившие после 1 января 2012 года в рамках реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов" основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики города в размере не менее 20 миллионов рублей, в течение пяти налоговых периодов с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации - налогоплательщика. Льгота предоставляется в части земельных участков, занятых имуществом, созданным (приобретенным) в результате реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с п. 5.1 Решения Саратовской городской Думы N 63-615 в целях применения подпунктов "т", "у" пункта 5 настоящего решения приоритетными направлениями развития экономики города являются:
- обрабатывающие производства;
- транспорт и связь;
- дошкольное и начальное общее образование;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- научные исследования и разработки;
- строительство производственных и жилых зданий, сооружений;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Понятия "капитальные вложения", "инвестор" и "инвестиционный проект", используемые в настоящем решении, применяются в том значении, в котором они определены Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (абз. 3 п. 5.1 Решения N 63-615).
Таким образом, применение рассматриваемой льготы по п.п. "у" п. 5 Решения Саратовской городской Думы N 63-615 возможно в отношении земельных участков, занятых имуществом, созданным (приобретенным) в результате реализации инвестиционного проекта после 1 января 2012 года.
При этом, под приобретенным (вновь созданным) имуществом понимается имущество, не бывшее в эксплуатации, которое принято организацией на учет по первоначальной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета; не учитывавшееся на балансе налогоплательщика в качестве объекта основных средств на начало налогового периода.
Основанием для предоставления льготы по налогу является письменное заявление инвестора в соответствующий налоговый орган с приложением следующих документов: копии учредительных документов; документы, подтверждающие фактическое осуществление капитальных вложений в имущество; инвестиционный проект, в результате реализации которого создано (приобретено) имущество (абз. 2 п. 5.1 Решения N 63-615).
Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В подтверждение права на применение заявленной льготы Обществом в налоговый орган был представлен Инвестиционный проект (бизнес-план) "Обновление основных производственных фондов, модернизация оптово-распределительного центра сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2016 - 2021 гг."; договор поставки от 07.04.2016 N 80-ПТО-2016, договор на оказание услуг от 15.08.2011 N 58-11-р, договор поставки от 03.08.2017 N 126, платежные поручения, товарные накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи объектов основных средств, инвестиционный договор от 27.01.2017 N 75 (т. 4 л.д. 70-152).
Согласно представленным документам, между Обществом и Комитетом инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области (далее - Комитет) заключен инвестиционный договор от 27.01.2017 N 75, предметом которого являются отношения между сторонами при реализации инвестиционного проекта "Обновление основных производственных фондов, модернизация оптово-распределительного центра сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2016-2021 годах" (т. 2 л.д. 61-70).
Согласно п. 1.1 Инвестиционного договора N 75 от 27.01.2017, предметом договора являются отношения между Сторонами настоящего Договора при реализации Инвестиционного проекта Инвестора "Обновление основных производственных фондов, модернизация оптово-распределительного центра сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2016-2021 годах".
По условиям Инвестиционного проекта "Описание проекта", первым этапом Проекта должно было быть строительство и модернизация складского комплекса для хранения ультра пастеризованной продукции в объеме 3,5 тысяч тонн, при этом, в рамках такого строительства предусматривалась модернизация/реконструкция имеющегося складского помещения, установка современного складского оборудования и приобретение высокотехнологической складской техники. Приобретение оборудования по приемке, переработке, фасовке, групповой упаковки и комплектации по паллетам сметаны и молочной продукции (т. 2 л.д. 141).
Между тем, названное строительство складского комплекса не осуществлено, что не отрицает заявитель.
При анализе товарных накладных и счетов-фактур, представленных обществом, Инспекцией установлено, что налогоплательщиком приобретены: электродвигатель стоимостью 81,3 тыс. руб., спиральный герметичный процессор стоимостью 125,4 тыс. руб., паллетоупаковщик стоимостью 16 тыс. руб., теплообменник (3 шт.) стоимостью 262 тыс. руб., фасовочный автомат (2 шт.) стоимостью 22 330 тыс. руб., центробежный насос стоимостью 52,5 тыс. руб., компрессор специальный герметичный стоимостью 125 тыс. руб., электродвигатель стоимостью 83 тыс. руб.
Письмом от 26.04.2017 N 52 (т. 3 л.д. 188-195, т. 4 л.д. 1-69) Обществом вместе с заявлением о предоставлении льготы в Инспекцию представлены схема расположения Объектов недвижимости и подробный список приобретенного имущества, установленного в зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на 8 земельных участках.
При анализе схемы и других представленных заявителем документов налоговым органом установлено следующее:
1) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040317:89 расположены объекты "административное здание", "здание отдела сбыта", "проходной пункт", "главный производственный корпус", "здание-помещение МСБ (нежилое помещение)", "материальные склады". Год постройки объектов, соответственно, 1964, 1963, 1979. Дата возникновения права собственности, соответственно, 24.01.2008, 05.12.2005, 23.06.2006, 24.11.2011;
2) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:40317:78 расположен объект "здание заводоуправления (административное здание)". Год постройки объекта 1963. Дата возникновения права собственности 23.06.2006. Установлен электродвигатель (оборудование для воздушной компрессорной);
3) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:40317:77 расположен объект "здание вспомогательного корпуса". Год постройки объекта 1961. Дата возникновения права собственности 23.06.2006. Установлен компрессор и станция ледяной воды;
4) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:40317:60 расположен объект "здание котельной". Год постройки объекта 1961. Дата возникновения права собственности 23.06.2006. Установлена тележка (складское оборудование);
5) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:40317:110 расположен объект "сырохранилище". Год постройки объекта 1989. Дата возникновения права собственности 17.07.2007. Установлены стеллажи;
6) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:40317:108 расположен объект "материальные склады". Дата возникновения права собственности 24.11.2011. Установлена тележка (складское оборудование);
7) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040317:111 расположен объект "материальные склады". Дата возникновения права собственности 24.11.2011. Установлена тележка (складское оборудование);
8) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040317:39 расположен объект "производственные здания". Год постройки объекта 1964. Дата возникновения права собственности 19.11.2014. Установлена тележка (складское оборудование).
Таким образом, в отношении имущества, расположенного на указанных 8 земельных участках, осуществлена замена устаревшего оборудования.
Кроме того, Обществом произведена замена оборудования только в отдельных зданиях (помещениях). При этом, льгота заявлена по всем земельным участкам, в том числе по участкам, на которых в помещениях оборудование не устанавливалось.
Ссылка заявителя на модернизацию оборудования обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку приобретение спорного имущества для модернизации производства нельзя признать капитальными вложениями в расположенные на территории области основные средства, как того требует положение п.п. "у" п. 5 Решения городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге".
Аналогичная позиция выражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.12.2018 г. по делу N А57-648/2018, по делу А57-647/2018, по тому же налогоплательщику, по аналогичной ситуации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае Обществом не представлено документов, подтверждающих фактическое осуществление капитальных вложений в имущество, а именно вложений в расположенные на территории муниципального
образования "Город Саратов" созданные (приобретенные) в результате реализации
инвестиционного проекта основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики города.
Тогда как в соответствии с требованиями п.п. "у" п. 5 Решения Саратовской городской Думы N 63-615 освобождены от уплаты земельного налога организации - инвесторы, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществившие после 1 января 2012 года в рамках реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов" основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики города.
При этом, понятие "капитальные вложения в расположенные на территории области основные средства" и понятие "приобретенное имущество для модернизации производства" не являются идентичными.
Как следует из материалов дела, Обществом в рамках реализации инвестиционного проекта было приобретено, в т.ч. следующее имущество: электродвигатель, спиральный герметичный процессор, паллетоупаковщик, теплообменник, фасовочный автомат, центробежный насос, компрессор специальный герметичный, электродвигатель. Однако, в данном случае, приобретение указанного имущества для модернизации производства нельзя признать капитальными вложениями в расположенные на территории области основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики города.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ссылка заявителя на модернизацию оборудования обоснованно не принята налоговой инспекцией, поскольку приобретение спорного имущества для модернизации производства нельзя признать капитальными вложениями в расположенные на территории области основные средства, как того требует положение пп. "у" п. 5 Решения городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге".
С учетом изложенного, является верным вывод суда первой инстанции о том, что отказ налоговой инспекции ООО "Саратовский молочный комбинат" в применении льготы по земельному налогу за 2017 г. по п.п. "у" п. 5 Решения городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге" правомерен.
Кроме того, судом первой инстанции рассмотрено ходатайство Общества о снижении суммы штрафной санкции по правилам ст.ст. 112 - 114 НК РФ и оснований для снижения налоговых санкций не установлено, так как сумма штрафной санкции, уменьшенная налоговым органом до 49 911,90 руб., является сдерживающим фактором для недопущения Обществом подобных правонарушений в будущем. Кроме того, заявителем при рассмотрении дела судом первой инстанции не представлены доказательства, обосновывающие заявленное ходатайство.
Апелляционная коллегия соглашается с данной позицией суда первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено то, что Общество является единым производственным комплексом и расположено на 8 земельных участках, как целое предприятие, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку как следует из материалов дела, ООО "Саратовский молочный комбинат" в 2017 году являлся собственником 8 земельных участков с кадастровыми номерами: 64:48:040317:111, 64:48:040317:39, 64:48:040317:89, 64:48:40317:108, 64:48:40317:110, 64:48:40317:60, 64:48:40317:77, 64:48:40317:78. То обстоятельство, что в 2019 году все земельные участки объединены, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку Инспекцией проведена проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции в решении указан перечень основных средств, которые Обществом не заявлялись на льготу по налогу на землю за 2017 год и не соответствуют перечню имущества, указанному в оспариваемом решении, судебная коллегия считает обоснованными. Однако, данное обстоятельство не привело к принятию незаконного судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" не имеется.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах, при подаче апелляционной жалобы ООО "Саратовский молочный комбинат" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 27.06.2019 N 742454 заявителем за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Саратовский молочный комбинат" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 мая 2019 года по делу N А57-26854/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" (ОГРН: 1156451023156, ИНН: 6453143086, 410080, г. Саратов, Сокурский Тракт, б/н) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную платежным поручением от 27.06.2019 N 742454. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-26854/2018
Истец: ООО "Саратовский молочный комбинат"
Ответчик: ИФНС РФ по Ленинскому району г. Саратова, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области