г. Владивосток |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А59-5375/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез",
апелляционное производство N 05АП-7045/2023
на решение от 17.10.2023
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-5375/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" (ИНН 7706277053, ОГРН 1027706006195)
к Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ИНН 6501312393, ОГРН 1206500007075)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества" (ИНН 6503012451, ОГРН 1076504002486),
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 14.08.2023 N 3.28-4868/23, об отказе в предварительном согласовании предоставления лесного участка и утверждении проектной документации,
при участии:
от ООО "Солнцевский угольный разрез": представитель Загривко Д.С. по доверенности от 29.03.2022, сроком действия до 31.12.2024;
от Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества": представители не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - агентство), оформленного письмом от 14.08.2023 N 3.28-4868/23, об отказе в предоставлении земельного (лесного) участка и утверждении проектной документации лесного участка площадью 286,6069 га для проведения работ по геологическому изучению, включающему поиски и оценки месторождений полезных ископаемых в рамках лицензии N ЮСХ 01532 ТЭ на пользование недрами, с местоположением: Российская Федерация, Сахалинская область, муниципальное образование "Углегорский городской округ", Углегорское лесничество, Углегорское, часть 3 (б. Краснопольское) участковое лесничество, квартал 66 (части выделов 9, 11, 16-18, 20, 22, 25-29, 33, выделы 8, 10, 12-15, 30), квартал 68 (части выделов 2, 4, 6-12, 14-16, 33, 35, 37, 38, выделы 1, 3, 5), квартал 89 (части выделов 1, 3, 4, 45). В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать агентство утвердить проектную документацию и предварительно согласовать испрашиваемый земельный (лесной) участок.
Определением суда от 22.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне агентства привлечено государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества" (далее - третье лицо, учреждение).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтены положения Приказа Росреестра от 02.09.2020 N П/0321, в соответствии с пунктом 46 которого единственным документом, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, является проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. С учетом изложенного считает ошибочным вывод суда первой инстанции о невозможности принятия положительного решения по его заявлению до внесения соответствующих изменений в лицензию на право пользования недрами, отмечая, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков за границами лицензионного участка недр. Поясняет, что порядок и условия освоения месторождений полезных ископаемых устанавливаются как в лицензии на пользование недрами, так и в технических проектах и проектной документации. При этом технология проведения горных работ, в особенности открытым способом, предусматривает проведение работ непосредственно на лицензионном участке, а также за его границами (например, для осуществления внешнего отвалообразования, строительства объектов инфраструктуры и т.п.). В этой связи полагает, что в настоящее время для оформления права на земельный (лесной) участок для целей недропользования требуется проектная (техническая) документация, которая подготавливается на основании лицензии, согласовывается с органами власти в установленном порядке и при необходимости может предусматривать использование дополнительных земельных участков за границами лицензии и горного отвода для выполнения работ, связанных с пользованием недрами. Кроме того, приводит доводы о нарушении судом норм процессуального права в части отсутствия оценки доказательств, а именно позиции федеральных органов власти (Россельхоз, Росреестр, Минприроды России), уполномоченных давать разъяснения по вопросам, отнесенным к их сфере деятельности.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений поддержал в полном объёме, в обоснование своих пояснений ходатайствовал о приобщении дополнительного документа, а именно распоряжения от 21.11.2023 N 634-р (как доказательства отнесения к полномочиям агентства права утверждать проектную документацию).
Данное ходатайство было судебной коллегией рассмотрено и на основании статей 159, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворено, в результате чего указанный дополнительный документ был приобщен к материалам дела, как связанный с фактическими обстоятельствами спора.
Агентство по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Агентство и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, уполномоченный орган письменно ходатайствовал о проведении судебного заседания без своего участия, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу без участия указанных лиц по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
10.11.2015 Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу обществу в порядке переоформления выдана лицензия N ЮСХ 01532 ТЭ с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Срок окончания действия лицензии 22.05.2032.
По данным лицензии участок недр расположен в Углегорском муниципальном районе Сахалинской области и имеет наименование "Южный II очередь Солнцевского буроугольного месторождения".
Описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов и др. приведены в приложении 3, 6. Участок недр имеет статус горного отвода. Площадь участка недр составляет 8,107 кв.км (с учетом дополнения N 2 к лицензии (приложение N 11)).
08.08.2023 общество обратилось в агентство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду лесного участка площадью 283,6069 га и утверждении проектной документации лесного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Сахалинская область, муниципальное образование "Углегорский городской округ", Углегорское лесничество, Углегорское часть 3 (б. Краснопольское) участковое лесничество, квартал 66 (части выделов 9, 11, 16-18, 20, 22, 25-29, 33, выделы 8, 10, 12-15, 30), квартал 68 (части выделов 2, 4, 6-12, 14-16, 33, 35, 37, 38, выделы 1, 3, 5), квартал 89 (части выделов 1, 3, 4, 45). Разрешенное использование: осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (лицензия N ЮСХ 01532 ТЭ на пользование недрами), срок аренды - до 22.05.2032.
Рассмотрев указанное заявление, агентство письмом от 14.08.2023 N 3.28-4868/23 отказало обществу в предварительном согласовании предоставления в аренду лесного участка и утверждении проектной документации по мотиву того, что лесной участок, испрашиваемый обществом, не входит в границы лицензионного участка недр. Обществу указано на необходимость провести работы по изменению границ участка недр в сторону его увеличения для включения лесного участка в границы лицензии.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением суда было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе и предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 81 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование.
В соответствии с Положением об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 N 565, агентство является уполномоченным органом государственной власти Сахалинской области по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (подпункт 1.3.1. пункта 1.3 Положения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 ЛК РФ).
Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 ЛК РФ).
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу пункта 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса.
По правилам части 2 статьи 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
На основании пункта 3 части 1 статьи 6 названного Закона недра могут быть предоставлены в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 7 этого же Закона в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (часть 4 статьи 7 Закона N 2395-1).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона N 2395-1).
Частью 1 статьи 25.1 Закона N 2395-1 определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (часть 2 статьи 25.1 Закона N 2395-1).
Как установлено статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
По правилам пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов и включает в себя несколько этапов, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; заключение договора аренды земельного участка.
На основании пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Как установлено подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В частности, в силу пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований: - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Из материалов дела усматривается, что общество является недропользователем участка недр в Углегорском муниципальном районе Сахалинской области на основании лицензии N ЮСХ 01532 ТЭ, в соответствии с которой участок недр имеет статус горного отвода площадью 8,107 кв.м.
Согласно горноотводному акту, выданному 10.01.2023, пользователем недр реализована процедура изменения границ участка недр в сторону увеличения, в соответствии с которой площадь проекции горного отвода составляет 1626,2 га.
В свою очередь в представленной обществом проектной документации лесного участка площадь проектируемого лесного участка определена в размере 283,6069 га, местоположение: Углегорское лесничество, Углегорское участковое лесничество часть 3 (б. Краснопольское), в том числе квартал 66 (части выделов 9, 11, 16-18, 20, 22, 25-29, 33, выделы 8, 10, 12-15, 30), квартал 68 (части выделов 2, 4, 6-12, 14-16, 33, 35, 37, 38, выделы 1, 3, 5), квартал 89 (части выделов 1, 3, 4, 45).
Сравнительный анализ схемы расположения участка недр (приложение N 122 к лицензии), плана границ горного отвода участка недр "Южный II очередь" и схемы расположения проектируемого лесного участка показывает, что общество просит предварительно согласовать лесной участок, находящийся в границах уточненного горного отвода и не входящего в участок недр по лицензии.
Принимая во внимание, что документом, удостоверяющим право пользование участком недр в определенных границах, является лицензия, и что заключение договора аренды земельного (лесного) участка без проведения торгов предоставлено недропользователю только в отношении участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предоставление земельного (лесного) участка в порядке пункта 20 статьи 39.6 ЗК РФ в целях недропользования осуществляется исключительно в границах лицензионного участка.
В этой связи, учитывая, что испрашиваемый обществом лесной участок не входит в границы участка недр, установленные лицензией, судебная коллегия считает, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления лесного участка в аренду без проведения торгов обратилось лицо, которое в соответствии с законодательством не имеет права на приобретение земельного (лесного) участка без проведения торгов, что свидетельствует о соответствии оспариваемого отказа пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что ни Закон N 2395-1, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Лесной кодекс Российской Федерации не содержат информации о запрете предоставления испрашиваемых недропользователем земельных участков за границами лицензионного участка недр, судебной коллегией не принимается, поскольку в силу части 3 статьи 11 Закона N 2395-1 право пользования недрами пользователь имеет только в границах участка недр, указанных в лицензии.
Утверждение заявителя жалобы о том, что внесенные изменения в статью 12 Закона N 2395-1 исключили необходимость указания в лицензии границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с недрами, названных выводов суда не отменяет, учитывая, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 данного Закона лицензия на пользование недрами должна содержать наименование участка недр, предоставленного в пользование, и описание его границ с учетом положений статьи 7 настоящего Закона.
В свою очередь статья 7 Закона N 2395-1 устанавливает правила определения границ горного отвода.
Так, согласно части 3 названной статьи предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Закона.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен (часть 4 статьи 7 Закона N 2395-1).
Соответственно, учитывая, что границы участка недр, предоставленного обществу в пользование на основании лицензии, отличаются от границ горного отвода, уточненных в горноотводном акте от 10.01.2023, следует признать, что обществом не подтверждено право пользования недрами за границами участка недр, не указанного в лицензии, и, как следствие, не подтверждены основания для предварительного согласования предоставления испрашиваемого участка в аренду без торгов.
Указание общества на то, что для подтверждения данных обстоятельств достаточно изменить границы участка недр по горноотводному акту без внесения изменений в лицензию, коллегией суда не принимается.
По правилам части 3 статьи 25.1 Закона N 2395-1 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
В силу пунктов 3, 8 части 5 статьи 12.1 указанного Закона внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется по следующим основаниям: - изменение границ участка недр, предоставленного в пользование; - включение документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.
Согласно части 8 статьи 12.1 этого же Закона внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 и 7 части пятой настоящей статьи, осуществляется по инициативе пользователя недр либо органов, указанных в части шестой настоящей статьи, а по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 8 части пятой настоящей статьи, по инициативе органов, указанных в части шестой настоящей статьи.
Как установлено частью 8 статьи 7 Закона N 2395-1, порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы права Постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 утверждено Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование (далее - Положение N 429), на основании подпункта "а" пункта 8 которого изменение границ участка недр в сторону его увеличения осуществляется при наличии технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности.
При изменении границ участков недр осуществляется внесение соответствующих изменений в лицензию на пользование недрами в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 27 Положения N 429).
В соответствии с пунктом 11 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1465 (далее - Правила N 1465), удостоверение уточненных границ горного отвода, выходящих за границы участка недр, установленные при выдаче лицензии на пользование недрами, допускается при наличии технологических потребностей расширения границ участка недр с учетом пространственных контуров месторождения полезных ископаемых, предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разноса бортов карьеров и разрезов, положений участков строительства и эксплуатации зданий и сооружений, в том числе подземных, границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, сдвижения горных пород и других условий и факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Копия горноотводного акта с планом границ горного отвода не позднее 5 дней со дня оформления направляется органом государственного горного надзора в государственный орган исполнительной власти, выдавший соответствующую лицензию на пользование недрами в электронной форме (пункт 16 Правил N 1465).
Совокупный анализ указанных положений законодательства показывает, что при изменении границ участка недр путем оформления уточненного горноотводного акта осуществляется внесение соответствующих изменений в лицензию на пользование недрами.
В этой связи, учитывая, что какого-либо решения о внесении изменений в лицензию на пользование недрами по мотиву изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, и (или) включения документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода, в лицензию уполномоченным органом принято не было, судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о том, что реализованная обществом процедура изменения границ участка недр в сторону увеличения не была завершена им на дату обращения с заявлением о предварительном согласовании лесного участка, чем не были подтверждены основания для его предоставления в аренду без проведения торгов.
Оценивая довод апелляционной жалобы о том, что указанная правовая позиция агентства, поддержанная судом первой инстанции, основана на применении утративших силу положений законодательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В развитие указанной нормы права приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Перечень документов, Перечень N П/0321).
Пунктом 46 названного Перечня определено, что в целях предоставления земельного участка в аренду недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в порядке подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в качестве документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, к заявлению о приобретении прав на земельный участок в зависимости от основания предоставления земельного участка прилагается один из следующих документов, предусматривающих осуществление соответствующей деятельности, либо его часть: - проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; государственное задание, предусматривающее выполнение мероприятий по государственному геологическому изучению недр; государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному); - выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (испрашиваемом земельном участке); - выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
В свою очередь ранее действовавшим Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, в состав документов, необходимых для предоставления земельного участка по подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, входили выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участка) и выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Таким образом, действительно, с момента вступления в силу Перечня N П/0321 (с 09.01.2021) необходимость в представлении выдержки из лицензии отпала и появилась обязанность по представлению проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Между тем данные изменения ошибочно расцениваются обществом как возможность предварительного согласования предоставления лесного участка в аренду без проведения торгов в границах участка недр, не указанных в лицензии, поскольку и лицензия, и горноотводный акт являются составной частью проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, и фактически обосновывают её подготовку.
В этой связи по обоснованному утверждению агентства сам факт представления проектной документации не исключает её проверки на соответствие права пользователя недр в отношении конкретного участка недр и его границ, отраженного в лицензии, применительно к вопросу предварительного согласования предоставления лесного участка в аренду без проведения торгов.
При этом анализ мотивировочной части обжалуемого решения суда показывает, что при оценке доводов заявителя в обоснование заявленных требований судом первой инстанции не допущено неправильного применения норм материального права, выразившегося в применении законов и нормативных правовых актов в редакции, утратившей силу, или отмененных нормативных правовых актов, в связи с чем доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению как безосновательные.
Указание общества на что, что оспариваемое решение агентства безосновательно содержит ссылки на правовые позиции, отраженные в судебных актах по делу N А73-3962/2020 и взятые за основу при вынесении обжалуемого решения суда, не может быть принято коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не влияет на оценку законности и обоснованности решения агентства и решения суда первой инстанции исходя из требований законодательства и имеющихся в деле доказательств.
Что касается доводов общества о возможности предоставления в пользование лесных участков, расположенных за границами (лицензии) участка недр, в целях разработки месторождения полезных ископаемых для размещения производственных объектов, предусмотренных утвержденным техническим проектом, исходя из разъяснений, приведенных в письмах Федерального агентства лесного хозяйства от 27.03.2023 N ВС-02-44/6610, Федерального агентства по недропользованию от 13.10.2017 N ОК-04-19/14119, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.07.2023 N 16-47/27281, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.03.2023 N 11-00697/23, то судебная коллегия отмечает, что указанные письма относительно размещения отвалов за границами предоставленного в пользование участка недр носят общий характер и содержат ссылки на действующее законодательство, не вступающее в противоречие с выводами суда.
То обстоятельство, что суд первой инстанции в обжалуемом решении не дал оценку указанной позиции федеральных органов власти, не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, учитывая, что содержание судебного акта по настоящему делу в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 170 АПК РФ отражает законы и нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Ссылки заявителя жалобы в обоснование заявленных требований на судебную практику по иным делам апелляционной коллегией не принимаются, как не имеющие преюдициального значения для настоящего дела. При этом различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение агентства от 14.08.2023 N 3.27-4868/23 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду лесного участка площадью 283,6069 га в Углегорском лесничестве для проведения работ по разведке и добыче полезных ископаемых было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату плательщику из бюджета в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ как излишне уплаченные.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.10.2023 по делу N А59-5375/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. (одна тысяча пятьсот рублей), излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 16303 от 01.11.2023 через ПАО "Сбербанк" г. Москва. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5375/2023
Истец: ООО "СОЛНЦЕВСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ"
Ответчик: АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГКУ "Сахалинские лесничества", государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества"