Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2024 г. N 303-ЭС24-11977 по делу N А59-5375/2023
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.10.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.04.2024 по делу N А59-5375/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - агентство), оформленного письмом от 14.08.2023 N 3.28-4868/23, об отказе в предоставлении земельного (лесного) участка и утверждении проектной документации лесного участка площадью 286,6069 га для проведения работ по геологическому изучению, включающему поиски и оценки месторождений полезных ископаемых в рамках лицензии N ЮСХ 01532 ТЭ на пользование недрами, с местоположением: Российская Федерация, Сахалинская область, муниципальное образование "Углегорский городской округ", Углегорское лесничество, Углегорское, часть 3 (б. Краснопольское) участковое лесничество, квартал 66 (части выделов 9, 11, 16-18, 20, 22, 25-29, 33, выделы 8, 10, 12-15, 30), квартал 68 (части выделов 2, 4, 6-12, 14-16, 33, 35, 37, 38, выделы 1, 3, 5), квартал 89 (части выделов 1, 3, 4, 45). В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать агентство утвердить проектную документацию и предварительно согласовать испрашиваемый земельный (лесной) участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.10.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.04.2024, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы судов о том, что предоставление в аренду земельного (лесного) участка, необходимого для осуществления пользования недрами, граница которого не совпадает с границами лицензии, осуществляется только после внесения изменений в лицензию, основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку основаны на правовой позиции, соответствующей законодательству утратившему силу с 01.01.2022.
Суды указали, что в действующем законодательстве Российской Федерации установлен специальный разрешительный режим пользования недрами, согласно которому предоставление недр в пользование оформляется лицензией, в связи с чем предоставление в аренду лесного участка, необходимого для владения работ, связанных с пользованием недрами, возможно только в рамках предоставленной лицензии в пределах границ горного отвода.
Действительно, из системного толкования действовавших ранее положений законодательства следовало, что в случае внесения изменений в границы земельного участка, необходимого для осуществления работ, связанных с использованием недр, требовалось внесение изменений в лицензию и предоставление выдержки из лицензии для заключения договора аренды без проведения торгов.
Однако Законом от 30.04.2021 N 123-ФЗ содержание статьи 12 Закона о недрах было изменено, положение об указании в лицензии границ территории и земельного участка, выделяемого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, утратило силу (Закон вступил в силу 01.01.2022).
Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 отменен, взамен него принят приказ Росреестра от 02.09.2020 N П/0321, в пункте 46 которого указано, что документом, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации является проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно части 3 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
Таким образом, в результате системных изменений в законодательство, направленных на разграничение процедуры на получение лицензии на пользование недрами и процедуры предоставления земельных (лесных) участков, необходимых для осуществления пользования недрами, изменилось правовое регулирование порядка предоставления земельного участка, необходимого для осуществления пользования недрами.
Кроме того, Положение об установление и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 (пункт 8), на который сослались суды, предусматривает исчерпывающий (закрытый) перечень оснований для изменения границ участка недр. Увеличение границ лицензии допускается только при наличии технологических потребностей расширения границ участка недр с учетом границ безопасного ведения взрывных и горных работ, зон охраны о вредного влияния гонных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиком под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеры и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности.
Спорный участок расположен на удалении от границы опасной зоны ведения горных пород, поэтому не может быть включен в границы лицензии. Возможность размещения объектов сопутствующей инфраструктуры горнодобывающего предприятия (в том числе внешнего отвалообразования) в перечне отсутствуют.
Ни законодательство о недропользовании, ни земельное законодательство, ни лесное законодательство не содержат запретов на предоставление земельных участков, необходимых для осуществления пользования недрами, выходящими за пределы горного отвода.
Отсутствует в законодательстве также указание на необходимость внесения изменений в границы горного отвода, указанные в лицензии в связи оформлением земельного участка в аренду.
Суды неправильно истолковывают нормы права, считая сначала, что и лицензия, и горноотводный акт являются составной частью проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а затем, технический проект являются составляющей частью лицензии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2127 "О порядке подготовки, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованно технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, установленных в лицензии на пользование недрами, требований по национальному использованию ми охране недр. То есть, разработка технического проекта следует после получения лицензии на пользование недрами.
Возможность пользования недропользователем земельных участков в целях размещения производственных объектов (в томи числе отвалов) за пределами лицензионного участка недр, но в пределах границ горного отвода в соответствии с проектной документацией отвечает требованиям пункта 1002 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности пи ведении горных отвод и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденных приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 505Ю, которым установлен прямой запрет на размещение таких объектов на площадях месторождений.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, 10.11.2015 Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу обществу в порядке переоформления выдана лицензия N ЮСХ 01532 ТЭ с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Срок окончания действия лицензии 22.05.2032.
По лицензии N ЮСХ 01532 ТЭ предоставленный обществу участок недр расположен в Углегорском муниципальном районе Сахалинской области и имеет наименование "Южный II очередь Солнцевского буроугольного месторождения". Описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов и др. приведены в приложении 3, 6. Участок недр имеет статус горного отвода. Площадь участка недр составляет 8,107 кв. км (с учетом дополнения N 2 к лицензии (приложение N 11)).
08.08.2023 общество обратилось в агентство с заявлением о предварительном согласовании предоставления лесного участка и утверждении проектной документации лесного участка площадью 283,6069 га для проведения работ по геологическому изучению, включающему поиск и оценку месторождений полезных ископаемых в рамках лицензии N ЮСХ 01532 ТЭ на пользование недрами, с местоположением: Российская Федерация, Сахалинская область, муниципальное образование "Углегорский городской округ", Углегорское лесничество, Углегорское, часть 3 (б. Краснопольское) участковое лесничество, квартал 66 (части выделов 9, 11, 16-18, 20, 22, 25-29, 33, выделы 8, 10, 12-15, 30), квартал 68 (части выделов 2, 4, 6-12, 14-16, 33, 35, 37, 38, выделы 1, 3, 5), квартал 89 (части выделов 1, 3, 4, 45).
По результатам рассмотрения заявления агентством принято решение от 14.08.2023 об отказе в предварительном согласовании и утверждении проектной документации лесного участка, с указанием на то, что лесной участок, испрашиваемый обществом, не входит в границы лицензионного участка недр. Обществу указано на необходимость проведения работ по изменению границ участка недр в сторону его увеличения для включения лесного участка в границы лицензии.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
Пользование недрами на континентальном шельфе Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о недрах.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона о недрах).
Геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, использование отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр, являются видами пользования недрами (пункты 2, 3 статьи 6 Закона о недрах).
В силу положений пункта 4 статьи 12 Закона о недрах, лицензия на пользование недрами должна содержать описание границ участка недр с учетом положений статьи 7 Закона о недрах.
Пользование недрами для добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лицензией, по условиям которой участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 Закона о недрах).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о недрах при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (статья 11 Закона о недрах).
В соответствии с положениями статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (часть 2 статьи 25.1 Закона о недрах).
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности проектную документацию испрашиваемого лесного участка, которой предусмотрен вид использования лесов: осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых, а также цель предоставления лесного участка - для выполнения работ в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в рамках лицензии на пользование недрами ЮСХ 01532 ТЭ; уточненный горноотводный акт от 10.01.2023, из которого следует факт изменения границ участка недр, предоставленного на основании лицензии N ЮСХ 01532 ТЭ и имеющего статус горного отвода площадью 8,107 кв. м, в сторону увеличения на 1626,2 га, выходящих за пределы участка недр по лицензии; техническую документацию, которой определено, что испрашиваемый лесной участок необходим обществу для хранения вскрышных и вмещающих пород, образованных при осуществлении пользования недрами (отвалов), руководствуясь указанными выше правовыми нормами, заключили, что обществу не может быть предоставлен земельный (лесной) участок в целях пользования недрами без прохождения процедуры получения лицензии на пользование недрами на указанный участок, которая может быть реализована посредством внесения изменений в лицензию на пользование недрами и изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, в порядке применения пунктов 3, 8 статьи 12.1 Закона о недрах, постановления Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование".
Суды отклонили ссылку на приказ Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", указав, что предоставление в аренду земельного (лесного) участка, в целях, указанных обществом (хранение вскрышных пород (отвал)), законодательство в сфере недропользования напрямую связывает с получением лицензии, оформлением горного отвода и утверждением проектной документации.
В данном случае рассматриваемые отношения не регулируются лесным или земельным законодательством, устанавливающими правовой режим использования лесов, земель, что согласуется с положениями Закона о недрах, которыми предусмотрено, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 1).
В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Закон о недрах, статью 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" статья 12 Закона о недрах изложена в новой редакции.
Целью принятия указанного выше закона, как следует из Пояснительной записки к законопроекту, является уточнение вопросов пользования недрами и использования единой терминологии, а также устранение неточностей юридико-технического характера и дублирующих положений, кроме того неоднократно подчеркивается, что нормы, подлежащие изменению, направлены на обеспечение интересов государства как собственника недр.
При этом статья 12 Закона о недрах как до, так и после внесенных изменений, включает в содержание лицензии на право пользования недрами описание границ участка недр, предоставленного в пользование с учетом статьи 7 Закона о недрах, содержащей положения о горном отводе, а также сроки подготовки проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Предоставление проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, являющейся составной частью лицензии, законодатель счел достаточным для формирования пакета документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Горные работы по отсыпке отвалов, как следует из приказа Ростехнадзора от 10.11.2020 N 436 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом", должны проводиться в соответствии с проектом разработки месторождения и проектной документацией, являющимися составляющей частью лицензии на право пользования недрами.
Доводы заявителя о том, что имеющаяся лицензия может служить основанием для выделения земельного (лесного) участка за пределами границ указанных в лицензии при наличии обоснования - для ведения работ, связанных с пользованием недрами, основаны на ошибочном толковании положений Закона о недрах.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2024 г. N 303-ЭС24-11977 по делу N А59-5375/2023
Опубликование:
-