город Ростов-на-Дону |
|
01 сентября 2019 г. |
дело N А32-12922/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, О.А. Ереминой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Кладиновой Е.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения- Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 по делу N А32-12922/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Евротранс" (ИНН 2310088136, ОГРН 1032305707994)
к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Дунюшкина П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евротранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фона социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги в размере 12 016,50 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истцом в 2017 году осуществлена перевозка льготных категорий граждан по государственным контрактам, при этом в полном объеме услуги истца не оплачены.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Судебный акт мотивирован тем, что услуги истцом оказаны по направлениям, выданным заказчиком, и в пределах срока действия контракта, возможность отказать в перевозке льготной категории граждан у истца отсутствовала, оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указал, что услуги по перевозке граждан были оказаны вне заключенных контрактов, 06.03.2018 после окончания действия государственных контрактов, а также после проведения взаиморасчетов и сверок по предоставленным услугам в рамках действовавших государственных контрактов, истец направил ответчику документы, подтверждающие оказание услуг по междугородней перевозке льготных категорий граждан. Однако данные документы не могут быть приняты в работу ввиду истечения финансового года.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 1.1. государственных контрактов N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г. заключенного между Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, действующее от имени РФ (заказчик) и ООО "Евротранс" (исполнитель), по настоящему контракту исполнитель обязуется оказывать услуги по междугородной перевозке граждан-получателей социальных услуг (далее пассажиров), проживающих в Краснодарском крае, автомобильным транспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородних маршрутов на основании именных направлений на бесплатный проезд, по форме, согласно приложению N 1 к настоящему контракту, выданных заказчиком, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Пунктом 3.1. государственных контрактов N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г. предусмотрено, что общая цена контракта составляет 89 001 рубль, и 10 001 руб. 26 коп. НДС не облагается. Цена контракта включает стоимость услуг по проезду к месту лечения и обратно с учетом налогов, сборов и других обязательных платежей.
В соответствии с п. 3.2 государственных контрактов N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г. оплата будет производиться безналичным путем, в российских рублях. Исполнитель ежемесячно, не позднее 30 дней с момента последней поездки за отчетный период, предоставляет филиалам заказчика счет на оплату за оказанные услуги по перевозке льготных категорий граждан к месту лечения и обратно, реестры перевезенных пассажиров, отрывные корешки на приобретение проездных документов, выданные филиалами отделения фонда. Филиалы Заказчика в течение 15 рабочих дней с момента поступления от исполнителя отчета, осуществляют оплату произведенных в течение отчетного периода услуг по перевозке пассажиров по фактическим маршрутам, согласно счету, предоставленному исполнителем (п. 3.3 государственных контрактов N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г.).
Пунктом 3.5. государственных контрактов N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г. предусмотрено, что источником финансирования являются средства Федерального бюджета РФ.
В соответствии с п. 8.1 государственных контрактов N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г. настоящие контракты вступают в силу с момента подписания и прекращают свое действие 29.12.2017 г., а в рамках взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Соглашениями от 29.12.2017 г. Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, действующее от имени РФ (заказчик) и ООО "Евротранс" (исполнитель) расторгнули по соглашению сторон государственные контракты N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г.
Сумма исполнения государственного контракта N 200-Д от 17.04.2017 г. составила 89 001 руб., сумма неиспользованных средств по контракту 150,50 руб.
Сумма исполнения государственного контракта N 555-Д от 13.20.2017 г. составила 9 978 руб., сумма неиспользованных средств по контракту 23,26 руб.
Как указал истец, при подписании соглашений от 29.12.2017 г. о расторжении государственных контрактов N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г. ГУ Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ не учтены именные направления на приобретение проездных документов выданные Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, а именно:
1) по государственному контракту N 200-Д от 17.04.2017 г. N 2308 000012878 от 20.09.2017 г. на Манжуру В.В., N 2305 000011329 от 15.09.2017 г. на Маслиева И.Я.;
2) по государственному контракту N 555-Д от 13.10.2017 г. N 2320 000013331 от 14.09.201 г. на Омельяненко Л.Н., N 2305 000011436 от 10.10.2017 г. на Дурасова А.И., N 2305 000011481 от 26.10.2017 г. на Захарченко Т.И.,N 2305 000011407 от 02.10.2017 г. на Кузнецова Н.В., N 2305 000011409 от 02.10.2017 г. на Кузнецову Л.А., N 2314 000013452 от 13.09.2017 г. на Коровко М.П., N 2310 000002308 от 04.10.2017 г. на Трефилова П.А., N 2310 000002316 от 24.10.2017 г. на Ковтунову М.Н., N 2310 000002317 от 24.10.2017 г. на Ковтунову М.Н., N 2308 000012981 т 15.11.2017 г. на Кузнецова Ю.Я., N 2308 000012956 от 12.10.2017 г. на Легкую Н.В., N 2308 000012934 от 10.10.2017 г. на Заводян А.И., N 2312 000013081 от 02.10.2017 г. на Кобец О.И., N 2312 000013124 от 09.10.2017 г. на Бегдай Л.И., N 2312 000013139 от 11.10.2017 г. на Гончар Л.Г., N 2312 000013148 от 11.10.2017 г. на Светлицкую Н.Т., N 2313 000013324 от 05.09.2017 г. на Терешину В.С., N 2317 000013633 от 18.09.2017 г. на Погорельцеву З.Л., N 2317 000013736 от 02.10.2017 г. на Исханиди В.Г., N 2317 000013734 от 02.10.2017 г. на Левченко А.П. из которых следует, что ООО "Евротранс" осуществил перевозку указанных граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи на автомобильном транспорте к месту лечения и обратно.
Перевозка граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи на автомобильном транспорте к месту лечения и обратно также подтверждается реестрами перевезенных граждан (приложение N 2 к государственному контракту) направленных ООО "Евротранс" в ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, актами приема-сдачи оказанных услуг NN 44,45,42,43,41,40, 36,37,38,39 от 12.02.2018 г., путевыми листами автобусов, ведомостями учета предварительной и текущей продажи билетов на автобусы.
По государственному контракту N 200-Д от 17.04.2017 г. было оказано услуг по указанным именным направлениям на сумму 1 042,50 руб.
По государственному контракту N 555-Д от 13.10.2017 г. было оказано услуг по указанным именным направлениям на сумму 10 974 руб.
Общая стоимость оказанных услуг по указанным именным направлениям выданным Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ по двум государственным контрактам N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г. составила 12 016,50 руб.
Претензией от 14.03.2018 г. истец предложил Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ оплатить оказанные ООО "Евротранс" услуги по перевозке граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на автомобильном транспорте к месту лечения и обратно.
Письмом от 20.03.2018 г. ответчик отказал в погашении задолженности, указал, что предоставленные услуги по перевозке льготной категории граждан к месту лечения оказаны после расторжения контракта.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Сложившиеся правоотношения сторон по своей правовой природе относятся к договору перевозки и регулируются нормами, закрепленными в главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон N 44-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Общее понятие договора перевозки дается в Гражданском кодексе Российской Федерации в статье 785, особенности заключения договора перевозки автомобильным транспортном содержатся в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии со статьей 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
В силу частей 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регламентированы Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и иными, принятыми в соответствии с ним нормативными актами.
Статья 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определяет категории граждан, которым предоставлено право на получение государственной социальной услуги, предусмотренной подпунктом 1.1 статьи 6.2 указанного закона, а именно предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и пунктом 2 статьи 6.2 указанного закона - бесплатным проездом на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пунктом 9 Административного регламента представления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 27.03.2012 N 271н, установлено, что предоставление государственной услуги по предоставлению заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно осуществляется территориальными органами Фонда.
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной обязанности, Правительство Российской Федерации вынесло постановление от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", которым утвердило Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и Методику расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу пп. "б" п. 11 указанных Правил средства на предоставление гражданам проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации).
На необходимость компенсации из федерального бюджета непокрытых расходов предприятий, оказывающих льготные услуги в соответствии с федеральными законами, указано в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Условием такой компенсации является недостаточность денежных средств, выделенных на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций.
В определении Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N 66-КГ16-7 также указано на механизм государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В данном определении Верховный суд указал на то, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также в апелляционной жалобе ответчик указал, что услуги истцом были оказаны вне договорных отношений, за пределами лимитов бюджета, в связи с чем не подлежат оплате. Данные доводы обоснованно отклонены судом, иной правовой оценке данные доводы не подлежат.
На 2017 год до Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации были доведены денежные средства, необходимые для оплат услуг по предоставлению проезда отдельных категорий граждан на междугородном транспорте к месту лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно.
В целях реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", между Государственным учреждением - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и ООО "ЕВРОТРАНС" были заключены госконтракты на оказание услуг по междугородней перевозке граждан - получателей набора социальных услуг, проживающих в Краснодарском крае, автомобильным транспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно в 2017 году от 17.04.2017 N 200-Д на сумму 89 001 руб., от 13.10.2017 N 555-Д на сумму 10 001,26 руб.
Указанные контракты были расторгнуты по соглашению сторон в неисполненной части.
Как указывает ответчик, неосвоенные бюджетные ассигнования, в том числе по государственным контрактам от 17.04.2017 N 200-Д, от 13.10.2017 N 555-Д возвращены в бюджет. Оплата услуг, оказанных в 2017 году, осуществлялась за счет средств, предусмотренных во внутриведомственной бюджетной росписи расходов на 2017 год в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии частью 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п. 8.1 государственных контрактов N 200-Д от 17.04.2017 г. и N 555-Д от 13.10.2017 г. настоящие контракты вступают в силу с момента подписания и прекращают свое действие 29.12.2017 г., а в рамках взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Пунктом 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) предусмотрено, что если результат выполненных подрядчиком работ находится у заказчика, у него отсутствуют какие-либо замечания по объему и качеству работ и их результат может им использоваться, нарушение подрядчиком установленного контрактом срока выполнения работ не может являться основанием для освобождения заказчика от оплаты работ. При этом не имеет правового значения предусмотренное контрактом прекращение обязательств сторон с истечением срока действия контракта, если заказчик после истечения срока действия контракта не извещает своего контрагента об отсутствии оснований для выполнения работ, но напротив, своими действиями подтверждает необходимость и возможность продолжения исполнения обязательств по контракту.
Как следует из материалов дела, на основании выданных заказчиком в сентябре - ноябре 2017 года направлений со сроком действия до ноября - декабря 2017 года, истец в ноябре 2017 года осуществил перевозки граждан, то есть услуги оказаны в пределах срока действия контракта и до истечения такового (29.12.2017), но сверх цены контракта.
Судом верно установлено, из текста соглашения о расторжении контракта не следует, что финансовые правоотношения сторон по неоплаченным перевозкам прекращены. Ответчик не оспаривает, что указанная в соглашении сумма не относится к спорным перевозкам, равно как и не оспаривает фактическое оказание услуг истцом.
Таким образом, основания для освобождения от оплаты фактически оказанных услуг отсутствуют, судом обоснованно отказано в иске.
Ссылки ответчика на дело N А40-112708/2018, в рамках которого ООО "Евротранс" было отказано во взыскании убытков в размере 12 016,50 руб. с Фонда социального страхования Российской Федерации по обстоятельствам, заявленным в рамках настоящего спора, подлежит отклонению, поскольку в деле N А40-112708/2018 истцом был подан иск к ненадлежащему ответчику.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 по делу N А32-12922/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12922/2019
Истец: ООО "Евротранс"
Ответчик: ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации