Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N 66-КГ16-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 августа 2016 года гражданское дело
по иску Панасенко И.В.
к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным отказа в оплате стоимости проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу, взыскании денежных средств, судебных расходов
по кассационной жалобе директора филиала N 9 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Гавриной И.В.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 сентября 2015 года, которым отменено решение Братского городского суда Иркутской области от 16 июня 2015 года об отказе в иске и принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителей Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю., Якимовой С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Панасенко И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Иркутское региональное отделение ФСС РФ, региональное отделение Фонда) о признании незаконным отказа филиала N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ от 16 февраля 2015 года в оплате стоимости проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно, о взыскании денежных средств в размере 82 000 руб., судебных расходов на оплату услуг по составлению искового заявления в размере 3000 руб.
В обоснование исковых требований Панасенко И.В. ссылался на то, что его сын Панасенко М.И., ... года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается выпиской из протокола врачебной комиссии от 22 октября 2014 года, справкой медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности от 28 февраля 2013 года. По результатам обследования сына в отделении гастроэнтерологии в Российской детской клинической больнице г. Москвы ему назначена медикаментозная терапия препаратом "Ремикейд", необходимым по жизненным показаниям, который при несоблюдении сроков введения (через каждые 8 недель) может привести к обострению заболевания и к опасным для жизни осложнениям, что также подтверждается заключением врачебной комиссии областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Братская детская городская больница" (далее - ОГБУЗ "Братская детская городская больница") от 23 января 2015 года, согласно которому Панасенко М.И. требуется периодическое - 1 раз в 8 недель - введение лекарственного препарата в гастроэнтерологическом отделении Российской детской клинической больницы г. Москвы, рекомендован проезд до места лечения и обратно воздушным транспортом.
В декабре 2014 года Панасенко И.В. обратился в филиал N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ по вопросу предоставления государственной социальной помощи в виде оплаты стоимости проезда к месту лечения и обратно ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу. Региональным отделением Фонда Панасенко И.В. было разъяснено, что ему могут быть выданы проездные документы только для проезда железнодорожным транспортом, поэтому он был вынужден за свой счет два раза приобретать билеты для проезда к месту лечения воздушным транспортом себе и сыну с вылетом 13 января 2015 года по маршруту Братск - Москва и 17 января 2015 года по маршруту Москва - Братск, а также с вылетом 10 марта 2015 года по маршруту Братск - Москва и 14 марта по маршруту Москва - Братск общей стоимостью 82 000 руб.
Панасенко И.В. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о компенсации расходов, связанных с приобретением проездных документов, однако в оплате проезда воздушным транспортом ему было отказано, выдавались талоны для проезда железнодорожным транспортом. В качестве причины отказа указывалось на то, что компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугороднем транспорте, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена, а также на незаключение с воздушным перевозчиком государственного контракта.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 16 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований Панасенко И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 сентября 2015 года решение суда первой инстанции отменено. Отказ филиала N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ от 16 февраля 2015 года оплатить стоимость проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно признан незаконным. С ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ в пользу Панасенко И.В. взыскана компенсация расходов на проезд к месту лечения и обратно в размере 82 000 руб.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе директора филиала N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ Гавриной И.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы директора филиала N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 22 апреля 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 19 июля 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Панасенко И.В., надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки не сообщил.
На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Панасенко И.В. является отцом Панасенко М.И., ... года рождения.
Согласно справке федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области" от 4 марта 2013 года Панасенко М.И. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 22 февраля 2016 года.
Заключением врачебной комиссии ОГБУЗ "Братская детская городская больница" от 23 января 2015 года N 45 Панасенко М.И. установлен диагноз: ... хроническое непрерывное течение. Данное заболевание требует периодического - 1 раз в 8 недель - введения лекарственного препарата ..." в гастроэнтерологическом отделении Российской детской клинической больницы г. Москвы, рекомендован проезд до места лечения и обратно воздушным транспортом.
Панасенко И.В. самостоятельно были приобретены проездные документы для проезда к месту лечения и обратно воздушным транспортом на себя и сына с вылетом 13 января 2015 года по маршруту Братск-Москва и 17 января 2015 года по маршруту Москва-Братск, а также с вылетом 10 марта 2015 года по маршруту Братск-Москва и 14 марта по маршруту Москва-Братск общей стоимостью 82 000 руб.
По справке железнодорожной кассы ООО "АТА" стоимость проезда по маршруту от станции Анзеби до станции Москва с отправлением 13 января 2015 года на поезде категории "скорый" в купейном вагоне и от станции Москва до станции Анзеби с отправлением 17 января 2015 года на поезде категории "скорый" в купейном вагоне по полному тарифу составляет по 21 702,40 руб. (по 10 851,20 руб. соответственно).
По справке пункта продажи на ст. Вихоревка Восточно-Сибирского железнодорожного агентства филиала ОАО "Федеральная пассажирская компания" стоимость проезда от станции Анзеби до станции Москва с отправлением 10 марта 2015 года на поезде категории "скорый" в купейном вагоне поезда по полному тарифу составляет 10 851,20 руб. и от станции Москва до станции Анзеби с отправлением 14 марта 2015 года на поезде такой же категории в купейном вагоне по полному тарифу составляет также 10 851,20 руб.
26 января 2015 года Панасенко И.В. обратился в филиал N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС Российской Федерации с заявлением, в котором просил возместить ему как сопровождающему лицу и ребенку-инвалиду фактически понесенные расходы на оплату стоимости проезда к месту лечения в г. Москву 13 января 2015 года и обратно 17 января 2015 года в сумме 40 000 руб., так как стоимость проезда в железнодорожном транспорте выше, чем стоимость авиаперелёта, и составляла на период поездки 43 404,8 руб.
Письмом директора филиала N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС Российской Федерации от 16 февраля 2015 года в удовлетворении указанного заявления Панасенко И.В. было отказано, с указанием на то, что гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем региональное отделение Фонда не вправе возместить стоимость проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу по самостоятельно купленным ими билетам на воздушный транспорт.
3 марта 2015 года Панасенко И.В. в региональное отделение Фонда подано заявление с просьбой о предоставлении талонов для себя и сына Панасенко М.И. на бесплатный проезд к месту лечения и обратно по маршруту ст. Анзеби (Братск) - Москва - ст. Анзеби.
Приказом филиала N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ от 3 марта 2015 года N 69 принято решение выдать ребенку-инвалиду Панасенко М.И. и сопровождающему его лицу Панасенко И.В. 4 талона на право безденежного проезда в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно для прохождения лечения в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российская детская клиническая больница" г. Москвы.
Панасенко И.В. указанными талонами не воспользовался и вернул их в региональное отделение Фонда, поскольку 19 января 2015 года им были приобретены авиабилеты для себя и сына по маршруту Москва - Братск - Москва на рейсы с вылетом 10 марта 2015 года Братск - Москва и 17 марта 2015 года Москва - Братск. Общая стоимость авиаперелёта составила 42 000 руб.
Разрешая дело, суд первой инстанции применил к спорным отношениям положения пунктов 8 и 9 статьи 6.1, статьи 6.2, пункта 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, положения Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и исходя их подлежащих применению норм материального права, учитывая обстоятельства дела, суд установил, что Панасенко М.И., как ребенок-инвалид и его отец Панасенко И.В. как сопровождающее лицо относятся к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Панасенко И.В. о признании незаконным отказа регионального отделения Фонда в компенсации стоимости проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу, суд первой инстанции исходил из того, что компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно непосредственно гражданину - получателю набора социальных услуг, который самостоятельно приобрел проездные документы на проезд к месту лечения и обратно, нормативными правовыми актами не предусмотрена, так как средства на обеспечение граждан проездом к месту лечения и обратно перечисляются региональным отделением Фонда непосредственно транспортной организации, оказывающей соответствующие услуги.
Суд первой инстанции признал несостоятельными доводы истца о том, что ему должны быть компенсированы расходы на оплату стоимости проезда исключительно воздушным транспортом, поскольку Панасенко И.В. не представлено документов, подтверждающих наличие противопоказаний для использования железнодорожного транспорта для проезда сына Панасенко М.И. к месту лечения и обратно, в выписном эпикризе врачебной комиссии ОГБУЗ "Братская детская городская больница" от 23 января 2015 года содержится рекомендательный характер относительно воздушного вида транспорта, используемого для проезда к месту лечения и обратно, указаний о наличии противопоказаний для проезда железнодорожным транспортом в заключении врачебной комиссии не имеется.
Отменив решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования Панасенко И.В., указав при этом, что несовершеннолетний Панасенко М.И. и сопровождающий его Панасенко И.В. относятся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Применяя положения Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми предусмотрена возможность оплаты расходов по предоставлению проезда воздушным транспортом, и ссылаясь на заключение врачебной комиссии ОГБУЗ "Братская детская городская больница" от 3 апреля 2015 года о противопоказании Панасенко М.И. проезда до места лечения поездом ввиду высокого риска присоединения инфекции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в возмещении истцу расходов, понесенных им на оплату проезда к месту лечения Панасенко М.И. и обратно воздушным транспортом, в размере, не превышающем стоимость проезда на железнодорожном транспорте.
При этом суд апелляционной инстанции также указал, что в рассматриваемом случае действия истца по самостоятельному приобретению билетов для проезда к месту лечения и обратно согласуются с нормами права, а недостаточность федерального финансирования расходов на те или иные социальные цели не может привести к лишению гражданина гарантированного права на социальную помощь государства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 17 июля 1999 года N 178-ФЗ)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеется в виду "О государственной социальной помощи"
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 9 данной нормы названы дети-инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого Федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с данной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определено, что на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт "б" пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся дети-инвалиды (подпункт "и" пункта 2 Правил).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта);
водным транспортом третьей категории;
автомобильным транспортом общего пользования;
авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований Панасенко И.В. неправильно истолковал положение подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, устанавливающее случаи, при которых возможно предоставление бесплатного проезда гражданам - получателям набора социальных услуг воздушным транспортом: отсутствие железнодорожного сообщения к месту следования; наличие у инвалида заболевания или травмы спинного мозга; меньшая стоимость авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом. В иных случаях должен быть предоставлен бесплатный проезд ребенку-инвалиду к месту лечения и обратно другими (не авиационным) видами транспорта, основным из которых является железнодорожный транспорт. Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.
Ввиду того, что несовершеннолетний Панасенко М.И. не имеет травм спинного мозга, его заболевание связано с пищеварительной системой организма и имеется железнодорожное сообщение между г. Братском Иркутской области и г. Москвой, приказом директора филиала N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ от 3 марта 2015 года N 69 Панасенко М.И. и сопровождающему его лицу Панасенко И.В. были выданы 4 талона на право бесплатного проезда в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно для прохождения лечения в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российская детская клиническая больница" г. Москвы, которыми истец не воспользовался и самостоятельно приобрел 25 ноября 2014 года и 19 января 2015 года билеты для следования к месту лечения и обратно воздушным транспортом.
Суд апелляционной инстанции в обоснование вывода о незаконности отказа регионального отделения Фонда социального страхования в возмещении расходов на приобретение билетов для проезда к месту лечения и обратно сослался на копию заключения выписного эпикриза врачебной комиссии ОГБУЗ "Братская детская городская больница" от 3 апреля 2015 года, содержащего противопоказание на проезд Панасенко М.И. поездом к месту лечения.
Статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Как усматривается из материалов дела, заключение выписного эпикриза врачебной комиссии ОГБУЗ "Братская детская городская больница" от 3 апреля 2015 года, полученное до вынесения решения 16 июня 2015 года судом первой инстанции, не было представлено истцом в суд первой инстанции при рассмотрении дела по существу, при этом суд апелляционной инстанции, принимая данное заключение в качестве доказательства в нарушение положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не рассматривал вопрос о наличии или отсутствии уважительных причин для непредставления данного документа в суд первой инстанции и не выносил определение о принятии в качестве нового доказательства названного заключения.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о незаконности отказа регионального отделения Фонда социального страхования в возмещении расходов на приобретение билетов для проезда к месту лечения и обратно сделанный на основании данного заключения, является незаконным.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что стоимость проезда железнодорожным транспортом больше по сравнению со стоимостью авиаперелета по маршруту Братск - Москва - Братск, сделана без учета установления юридически значимых обстоятельств и нормативных предписаний. В соответствии с пунктом 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями. Справка ООО "АТА" о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Братск - Москва - Братск не отражает действительной стоимости проезда, устанавливаемой ОАО "Российские железные дороги", с которым региональное отделение Фонда заключает контракт об оказании услуги провоза к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица.
Что касается суждения суда апелляционной инстанции о том, что недостаточность федерального финансирования расходов на те или иные социальные цели не может привести к лишению гражданина гарантированного права на социальную помощь государства, то оно является ошибочным. Финансирование государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется в рамках действующего правового регулирования. Панасенко И.В. не был лишен права на государственную социальную помощь, данная помощь ему была предоставлена (талоны на бесплатный проезд к месту лечения и обратно выделены).
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным отказа филиала N 9 ГУ - Иркутского регионального отделения ФСС РФ от 16 февраля 2015 года оплатить стоимость проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно и взыскания в пользу Панасенко И.В. расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Вместе с тем судом первой инстанции было установлено, что Панасенко И.В. по его заявлению от 3 марта 2015 года в соответствии с приказом регионального отделения Фонда 3 марта 2015 года была предоставлена социальная услуга в виде выделения талонов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно железнодорожным видом транспорта, которыми он не воспользовался, при этом 19 января 2015 года Панасенко И.В. уже были приобретены транспортные билеты для проезда воздушным транспортом, то есть до его обращения в региональное отделение Фонда о предоставлении социальной услуги. Учитывая, что право на самостоятельный выбор гражданином, имеющим право на получение набора социальных услуг, транспорта для следования к месту лечения и обратно законом не предусмотрено, как не предусмотрено и возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Панасенко И.В.
С учётом изложенного обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, которым спор разрешен правильно.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 сентября 2015 года отменить, оставить в силе решение Братского городского суда Иркутской области от 16 июня 2015 года.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N 66-КГ16-7
Текст определения официально опубликован не был