г. Ессентуки |
|
2 сентября 2019 г. |
Дело N А20-2017/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 02.09.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шато-А" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2019 по делу N А20-2017/2019 (судья А.Л. Сохрокова), при участии в судебном заседании представителя Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу Козий К.В. (доверенность N дов8-4 от 09.01.2019), в отсутствии представителя обществу с ограниченной ответственностью "Шато-А", о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу, (г.Ессентуки) (далее-управление) обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Шато-А" (далее - общество, ООО "Шато-А") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП.
Судом первой инстанции решением от 20.06.2019 требования управления удовлетворены. ООО "Шато-А" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП в виде штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, выразившегося в незаконном обороте алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить, заменить назначенный административный штраф на предупреждение.
До начала судебного заседания от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности суд апелляционной инстанции в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
26.12.2018 в соответствии с распоряжением от 26.12.2018, N 261 сотрудники управления совместно с сотрудниками ГУ МВД России по СКФО проведены контрольные мероприятия, в рамках которых обследованы территория и помещения, расположенные по адресу: КБР, г. Нальчик, ФАД "Кавказ" 455 км, мкрн. Дубки, павильон N 8 "А", где был установлен факт оборота алкогольной продукции без маркировки акцизными марками.
В рамках административного расследования проведен осмотр павильона N 8 "А", в котором осуществляет деятельность ООО "Шато-А" (ИНН 0726016988), на основании лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с 07.12.2018 по 07.12.2019, серия 07 ME номер 001847, регистрационный номер 07 РПА 0000242, выданной Министерством промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики, о чем составлен протокол осмотра 07-18/1157-1 от 26.12.2018, следующей алкогольной продукции, на которой отсутствуют федеральные специальные и акцизные марки:
- Вино полусладкое красное "Хванчкара", крепостью 10,5-12%, емк. 0,7 л, на этикетке указан производитель: ООО "Георгий", Грузия, г. Гори, Шиндлинское шоссе, дата розлива!5.02.2017 г., в количестве 40 бутылок;
- Вино столовое полусладкое белое "Шардоне" крепостью 10-12%, емк. 0,75 л, производитель: ООО "Салют", РСО-Алания, г. Беслан, ул. Первомайская 224, дата розлива 17.02.2018, в количестве 3 бутылка;
- Напиток винный красный сладкий "Боска Анниверсари", крепостью 7,5%, емк. 0,75 л, на этикетке указан производитель: УАБ "Бослита" ир Ко, Литва, дата розлива отсутствует, в количестве 8 бутылок;
- Напиток винный полусладкий белый "Боска Анниверсари" крепостью 7,5%, емк. 0,75 л, на этикетке указан производитель: ООО "Вест-Алко" Россия, 236040, г. Калининград, ул. Сергеева д. 14, дата розлива отсутствует, в количестве 8 бутылок.
- Напиток алкогольный "Авива" оранжевый крепостью 5,5%, емк. 0,75 л, на этикетке указан производитель: Испания, Валенсия, дата розлива отсутствует, в количестве 3 бутылки.
- Напиток алкогольный "Авива" розовый крепостью 5,5%, емк. 0,75 л, на этикетке указан производитель: Испания, Валенсия, дата розлива отсутствует, в количестве 3 бутылки.
- Напиток винный полусладкий "Кагор Пасхальный", крепостью 12%, емк. 0,75 л, на этикетке указан производитель", РСО-Алания, г. Беслан, ул. Первомайская 224, дата розлива 15.03.2018, в количестве 6 бутылок;
- Вино Домашнее красное, крепостью 10-12%, емк. 3 л, на этикетке производитель не указан, дата розлива 29.08.2018, в количестве 2 бутылки.
- Вино Домашнее красное, крепостью 10-12%, емк. 5 л, на этикетке производитель не указан, дата розлива 30.10.2018, в количестве 4 бутылки.
Вышеуказанная алкогольная продукция, изъята управлением в общем количестве 64 бутылок и хранится по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина 3, кор. 13.
Определением об истребовании сведений 07-18/1157-4 от 04.03.2019 руководствуясь статьей 26.10 КоАП РФ, были истребованы следующие сведения и документы, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, которыми располагает ООО "Шато-А" (ИНН 0726016988).
- приказ о назначении директора ООО "Шато-А" (ИНН 0726016988), копию паспорта директора ООО "Шато-А", - копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право пользования помещениями, расположенными по адресу: 360009, КБР, г. Нальчик, ФАД "Кавказ" 455 км, мкрн. Дубки, павильон N 8 "А",
- объяснение законного представителя ООО "Шато-А" по факту оборота алкогольной продукции в магазине розничной торговли, расположенном по адресу: 360009, КБР, г. Нальчик, ФАД "Кавказ" 455 км, мкрн. Дубки, павильон N 8 "А",копии товарно-транспортных документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (ТТН, справки к ТТН),
- письменные пояснения о том, на каких основаниях действовала гр. РФ Шибзухова Асият Хаталовна. На основании истребования сведений, предоставлены пояснения директора ООО "Шато-А" (ИНН 0726016988) Шебзуховой Асият Хаталовны, документы, запрашиваемые согласно определения об истребования сведений N 07-18/1157-4, были предоставлены не полностью, а именно: копии товарно-транспортных документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (ТТН, справки к ТТН), что является правонарушением, п. 1 ст. 10.2 Федерального закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171- ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к товарнотранспортной накладной (разделы "А" и "Б").
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171- ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещается оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171- ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Таким образом, в нарушение статьи 10.2 и статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ООО "Шато-А" осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
За данный вид нарушения ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридического лица.
10.04.2019 по указанному факту управлением составлен протокол об административном правонарушении N 07-19/329 (т.1 л.д. 13-17).
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики для рассмотрения по существу.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что к сопроводительным документам, удостоверяющим легальность оборота алкогольной продукции, относится справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации). Форма и правила заполнения данной справки установлены постановлением Правительства Российской Федерации.
Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Нарушения управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности суд не установил. Протокол об административном правонарушении составлен уполномочным лицом.
ООО "Шато-А", обращаясь с апелляционной жалобой, не согласилось с выводами суда первой инстанции о назначении наказания в виде административного штрафа. В связи с тем, что данная мера ответственности не соответствует характеру правонарушения и последствиям его совершения, общество просит изменить санкцию на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Применение ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения является правом, а не обязанностью суда, даже при наличии обстоятельств, установленных ст. 3.4 КоАП РФ.
При этом в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание как мера административной ответственности применяется в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на интересы граждан в области торговли. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и на обеспечение качества алкогольной продукции.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к соблюдению законодательства об обороте алкогольной продукции.
Таким образам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2019 по делу N А20-2017/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2019 по делу N А20-2017/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2017/2019
Истец: Межрегиональное управление фед. службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Ответчик: ООО "Шато-А"
Третье лицо: Шебзухова А.Х.