г. Санкт-Петербург |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А21-10034/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой Н. В.,
без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16189/2019) ИП Паршева Вячеслава Алексеевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2019 по делу N А21-10034/2018 (судья Лобанова Е.А.),
принятое по заявлению ИП Паршева Вячеслава Алексеевича (ОГРНИП 310290121600074, ИНН 290110915910)
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703, место нахождения: Калининградская область, г. Калининград, ул.Курортная,1)
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участок,
третье лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта,
установил:
Индивидуальный предприниматель Паршев Вячеслав Алексеевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Территориальное управление), выразившееся в неподготовке в установленный срок договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:150501:61 и 39:15:150501:62; об обязании Территориального управления в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Предпринимателю проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:150501:61 и 39:15:150501:62.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель просит решение отменить, заявление удовлетворить.
Податель жалобы, ссылаясь на новое доказательство - письмо от 20.03.2019 N 340кл-04/19, указывает, что суд первой инстанции неправомерно посчитал доказанным факт нахождения спорных земельных участков в границах морского порта города Калининград, следовательно, по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о полномочиях органа государственной власти по распоряжению спорными земельными участками.
Федеральное агентство морского и речного транспорта представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ИП Паршеву В.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание, общей площадью 3952,1 кв.м., с кадастровым номером 39:15:150501:240, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150501:61, находящемся по адресу: г. Калининград, ул. Портовая, 24.
- нежилое здание, общей площадью 475,8 кв.м., с кадастровым номером 39:15:150501:255, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150501:62, находящемся по адресу: г. Калининград, ул. Портовая, 24.
Земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие Предпринимателю, являются собственностью Российской Федерации, предоставлены в аренду Паршеву В. А. сроком до 28.03.2056.
Земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, имеют разрешенное использование - под здание склада, под административное здание.
Из письма Капитана морского порта Калининград от 07.12.2018 N 1613кл-05/18 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:150501:61, 39:15:150501:62 находятся в границах морского порта Калининград на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1534-р (в редакции распоряжений от 04.09.2010 N 1463-р, от 06.06.2017 N 1172-р).
Предприниматель обратился в Территориальное управление с заявлением от 18.10.2017 о предоставлении в собственность за плату названных земельных участков.
Письмом от 29.12.2017 Территориальное управление указало, что полномочия по предоставлению земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и внутренних водных путей Российской Федерации осуществляет Росморречфлот, а также сослалось на отсутствие доказательств использования зданий с кадастровыми номерами 39:15:150501:420 и 39:15:150501:255 для осуществления деятельности в морском порту.
Предприниматель повторно обратился в Территориальное управление с заявлением от 13.04.2018 о принятии решения об отчуждении в его собственность указанных земельных участков, предоставив дополнительные документы.
Указанные документы возвращены Предпринимателю, в связи с чем, заявитель направил их вновь 07.06.2018.
Ссылаясь на то, что решение относительно предоставления без торгов в собственность за плату земельных участков Территориальным управлением не принято, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве морского и речного флота", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 (в действующей редакции) (далее - Положение N 371) Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 388 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" (далее - Постановление N 388) Росморречфлот в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации, в числе прочего был наделен новыми полномочиями, в частности: по принятию решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; решений о резервировании земель; решений о подготовке документации по планировке территории, обеспечению подготовки и утверждению такой документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; заключению договоров о выкупе земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, находящихся на выкупаемых земельных участках, в федеральную собственность, а также заключению с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества договоров, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества; предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности; принятию решений о предварительном согласовании места размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации; решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности; обращению от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, необходимые для размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации, а также права собственности Российской Федерации на такие объекты, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Кроме того, Росморречфлот в соответствии с пунктом 5.3.11 Положения N 371 организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работу по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Из письма Капитана морского порта Калининград от 07.12.2018 N 1613кл-05/18 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:150501:61, 39:15:150501:62 находятся в границах морского порта Калининград на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1534-р (в редакции распоряжений от 04.09.2010 N 1463-р, от 06.06.2017 N 1172-р).
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории морских портов, в связи с чем, является лицом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, в том числе по предоставлению участков и заключению договоров купли-продажи.
При этом, Росимущество и его территориальные органы утратили полномочия по распоряжению и управлению земельным участками, расположенными в границах морского порта, в том числе по предоставлению их в собственность, с момента вступления в силу Постановления N 388.
Аналогичный правовой подход изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N 18-КГ18-214.
Установив факт отсутствия у Территориального управления соответствующих полномочий в отношении спорных земельных участков, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Территориальным управлением не допущено нарушений прав и законных интересов Предпринимателя, в связи с чем, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно посчитал доказанным факт нахождения спорных земельных участков в границах морского порта города Калининград, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о полномочиях органа государственной власти по распоряжению спорными земельными участками, со ссылками на новое доказательство - письмо от 20.03.2019 N 340кл-04/19, не принимается апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В этой связи письмо от 06.03.2019 N 340кл-04/19 не является допустимым доказательством и не может быть принято апелляционным судом, поскольку заявитель не обосновал невозможность представления указанного доказательства в суд первой инстанции.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2019 по делу N А21-10034/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10034/2018
Истец: ИП Паршев Вячеслав Алексеевич
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
Третье лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37388/20
30.10.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10034/18
30.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15591/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15591/19
02.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16189/19
26.03.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10034/18
18.03.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10034/18