г. Пермь |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А71-2887/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июня 2019 года
по делу N А71-2887/2019, принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению Акционерного общества "Ижевский электромеханический завод "Купол" (ОГРН 1021801143374, ИНН 1831083343)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833)
о признании недействительным решения от 21.12.2018 N 019V12180000280
установил:
Акционерное общество "Ижевский электромеханический завод "Купол" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) от 21.12.2018 N 019V12180000280 о привлечении АО "ИЭМЗ "Купол" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным в части доначисления страховых взносов в размере 45 540,29 руб. (40 114,60 руб. по дополнительному тарифу на сумму выплат работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда; 4 404,61 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, 1 021,08 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС), пени в размере 5 715,78 руб. и привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов по пунктам 1, 3 в общей сумме 8 149,33 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены, решение Управления Пенсионного фонда от 21.12.2018 N 019V12180000280 признано незаконным в части доначисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов по пунктам 1 и 3 решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда приводит доводы о том, решение от 21.12.2018 N 019V12180000280 соответствует требованиям законодательства о страховых взносах. Заявитель жалобы указывает на то, что суммы, начисленных работникам выплат не принятые к зачету филиалом N 1 ГУ ФСС по УР признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях. В части доначисления недоимки по дополнительному тарифу Управление настаивает на то, что выплаты в пользу работника, который числился занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, исчисляемые в месяце нахождения работника в учебном отпуске в полном объеме подлежат обложению страховым взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке. Условием уплаты страховых взносов по дополнительным тарифами является начисление выплат в пользу лиц, занятых (числящихся) на видах работ, поименованных с 01.01.2015 в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, и формирование базы для начисления данных страховых взносов не увязывается с включением периодов занятости работника на указанных работах в стаж для досрочного назначения пенсии.
Заявителем предоставлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "ИЭМЗ "Купол" в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в проверяемый период) является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании решения Управления Пенсионного фонда от 02.03.2018 N 019V02180000081, в отношении АО "ИЭМЗ "Купол" проведена плановая выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 19.11.2018 N 019V10180000417 (д.д.45-63).
Одновременно с Управлением Пенсионного фонда в соответствии с решением от 05.03.2018 N 106 проведена выездная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении АО "ИЭМЗ "Купол".
В ходе проведения выездной проверки Филиалом N 1 ГУ ФСС по УР было установлено, что страхователь в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) занизил облагаемую базу для начисления страховых взносов по акту выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не приняты к зачету расходы в сумме 20 020,99 рублей.
Филиалом N 1 ГУ ФСС по УР в ходе выездной проверки установлено, что в отношении Порошиной Л.П. завышен средний дневной заработок при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, в 2015 году сумма составила 3 775,93 руб.; в отношении Коршунова В.З. завышено предельное количество дней в году по временной нетрудоспособности в 2016 году, сумма составила 16 245,06 руб.
Управление Пенсионного фонда пришло к выводу о том, что поскольку расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, так как к ним не применены положения пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
На указанные суммы Управлением Пенсионного фонда доначислены страховые взносы в сумме 5425,69 рублей (п.1 мотивировочной части решения).
В ходе проверки сводов по начислениям и страховым взносам за 2014-2016 сотрудников за 2015- 2016 г.г. карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (далее - карточки индивидуального учета страховых взносов) за 2015-2016 годы установлено, что выплаченные суммы за периоды учебных отпусков не учтены как объект обложения страховыми взносами и не включены в базу для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (далее п.3 мотивировочной части решения).
21.12.2018 Управлением Пенсионного фонда вынесено решение N 019V12180000280 о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 8 149,33 руб. в связи с занижением базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации на суммы не принятых к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2015. 2016.г.г., доначислены дополнительные тарифы страхового взноса в соответствии с ч.2.1. ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ на суммы выплаты заработной платы за периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, предоставленных работникам в связи с обучением за 2015-2016 г. г.
Несогласие заявителя с решением в части доводов (нарушений), указанных в пунктах 1, 3 его мотивировочной части, незаконное возложение на Общество обязанности по уплате штрафа в размере 8149,33 руб., пени - 5715,78 руб. и недоимки - 45 540,29 руб. (из которых: 40 114,60 руб. - недоимка по дополнительному тарифу, 4 404,61 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, 1 021,08 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что отказ органа ФСС в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая фондом не оспаривается.
В части доначисления недоимки по дополнительному тарифу суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у общества оснований для применения предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, произведенных работникам общества, занятым на видах работ, указанных в подпункте 17 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпункте 17 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), поскольку указанные работники в спорные периоды находились в учебных отпусках.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Закона.
Положениями пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и физическими лицами не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12.
Из оспариваемого решения следует, что облагаемая база 20 020,99 руб., на которую доначислены взносы представляет собой сумму расходов страхователя, произведенных в 2015 г., 2016 г. на выплату своим работникам пособия на случай временной нетрудоспособности
Данные расходы не приняты к зачету региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проведенной им выездной проверки.
Между тем факт наступления страхового случая фондом не оспаривается, как и то обстоятельство, что спорные выплаты произведены заявителем именно в связи с наступлением страхового случая: временной нетрудоспособностью работника в связи с материнством.
Спорные выплаты не являлись частью системы оплаты труда, не носили стимулирующий характер, не зависели от квалификации работников, сложности, качества и количества выполненной работы, условий ее выполнения.
Отказ органа ФСС в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая фондом не оспаривается.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
Таким образом, выплаченные страхователем в связи с наступлением страхового случая своего сотрудника спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2017 N 308-КГ17-680.
Таким образом, в указанной части выводы суда первой инстанции являются верными.
По эпизоду применения дополнительного тарифа к суммам выплат в пользу работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в период нахождения в учебном отпуске, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статья 58.3 Закона N 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пункте 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
Страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, работающих в особых условиях труда, работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Довод заявителя о нахождении работников, работающих в особых условиях труда в учебных отпусках, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как было указано ранее, уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, как следствие основной сущности социального страхования.
Поскольку дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, он имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда от 21.12.2018 N 019V12180000280 в части доначисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов по пункту 3 решения, а заявление общества в указанной части - оставлению без удовлетворения. В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июня 2019 года по делу N А71-2887/2019 отменить в части признания незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) от 21.12.2018 N 019V12180000280 в части доначисления страховых взносов, пеней и привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов по пункту 3 (по дополнительному тарифу на сумму выплат работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда).
В указанной части в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2887/2019
Истец: АО "Ижевский электромеханический завод "Купол"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики