г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А56-75080/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.
при участии:
от заявителя: Безпечук Н.А. по доверенности от 03.07.2023
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2461/2024) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2023 по делу N А56-75080/2023, принятое
по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 197227, Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 21, лит. А, далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН: 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 27.07.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1719/2023, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Решением от 28.12.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обосновании апелляционной жалобы Общество указывает на то, что задержка выполнения мероприятий по договорам от 30.05.2022 N 22-036436-100-046 (Максимова Н.Г.) и от 11.04.2022 N 22-016030-100-046 (Басбос М.) связана с существенным объемом строительных работ, выполняемых Обществом согласно техническим условиям. Общество также указывает на то, что в отношении земельных участков заявителей Нечепоренко М.И., Семеновой Ю.И., Алышевой Л.Н., Сапожниковой Е.Е. имеется судебный спор, в связи с чем, у Общества имеются опасения относительно законности осуществления технологического присоединения объектов данных заявителей на земельных участках, относящихся к сельскохозяйственным угодьям. Кроме того, Общество указывает на фактическое осуществление технологического присоединения всех Заявителей до рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела, в связи с чем, просит признать вмененное правонарушение малозначительным и отменить оспариваемое постановление.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Ленэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в УФАС поступило заявление Максимовой Н.Г. (Заявитель 1), заявление Нечепоренко М.И. (Заявитель 2), Семеновой Ю.И. (Заявитель 3), Алышевой Л.Н. (Заявитель 4), Сапожниковой Е.Е. (Заявитель 5), заявление Басбос М.Н. (Заявитель 6) на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго".
30.05.2022 между Заявителем 1 и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N 22-036436-100-046 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "садовый дом", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский м. р-н, Щеголовское сельское поселение, дер. Плинтовка, ПК "Всеволожский", уч. 308, кад. номер:
47:07:0957004:1076 (далее - Договор N 1).
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 30.11.2022. На момент подачи заявления мероприятия по технологическому присоединению ПАО "Россети Ленэнерго" не выполнен.
03.12.2022 между Заявителем 2 и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N 22-096063-100-047 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта заявителя "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский м. р-н, Низинское с.п., тер. ТСН "Александровский Каскад", ул. Пушкинская, з/у 51, кадастровый номер 47:14:0302009:481 (далее - Договор N 2).
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 05.06.2023. На момент подачи заявления мероприятия по технологическому присоединению ПАО "Россети Ленэнерго" не выполнен.
16.11.2023 между Заявителем 3 и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N 22-091635-100-470 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта заявителя "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский м. р-н, Низинское с.п., тер. ТСН "Александровский Каскад", ул. Пушкинская, з/у 39, кадастровый номер 47:14:0302009:475 (далее - Договор N 3).
Согласно пункту 13 технических условий к Договору срок выполнения мероприятий - 6 месяцев с даты заключения настоящего Договора N 3. ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 16.05.2023. На момент подачи заявления мероприятия по технологическому присоединению ПАО "Россети Ленэнерго" не выполнен.
01.07.2022 между Заявителем 4 и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N 22-054942-100-047 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта заявителя вагонбытовка, расположенного на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский м. р-н, Низинское с.п., тер. ТСН "Александровский Каскад", ул. Суворовская, з/у 27, кадастровый номер 47:14:0302009:431 (далее - Договор N 4).
Согласно пункту 13 технических условий к Договору срок выполнения 6 месяцев с даты заключения настоящего Договора N 4. ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 09.01.2022.
На момент подачи заявления мероприятия по технологическому присоединению ПАО "Россети Ленэнерго" не выполнен.
30.11.2022 между Заявителем 5 и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N 22-091443-100-047 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский м. р-н, Низинское с.п., тер. ТСН "Александровский Каскад", ул. Центральная, з/у 29, кадастровый номер: 47:14:0302009:550., кад. номер 47:07:0601019:381, присоединяемая мощность - 15 кВт (далее - Договор N 5).
Согласно пункту 13 технических условий к Договору срок выполнения 6 месяцев с даты заключения настоящего Договора N 5. ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 30.05.2023.
На момент подачи заявления мероприятия по технологическому присоединению ПАО "Россети Ленэнерго" не выполнен.
11.04.2022 между Заявителем 6 и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N 22-016030-100-046 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский м. р-н, Колтушское с.п., дер. Хапо-Ое, ул. Летняя, уч. 34, кад. N 47:07:1047005:7123 (далее - Договор N 6).
Согласно пункту 13 технических условий к Договору срок выполнения 6 месяцев с даты заключения настоящего Договора N 6. ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 11.10.2022.
Таким образом, Ленинградское УФАС России в действиях Сетевой организации усматривает признаки нарушения пункта 16 Правил присоединения.
Согласно пункту 1 Договора Сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении N 047/04/9.21-1719/2023 в Ленинградское УФАС России по Договорам 1-6 Акты об осуществлении технологического присоединения не представлены. Сетевая организация не исполнила мероприятия по договорам в установленный срок, что является нарушением пункта 16 Правил присоединения.
Установив, что в указанный срок Общество не осуществило мероприятия по технологическому присоединению Объектов Заявителей, Управление составило в отношении Общества протокол от 13.07.2023 по делу N 047/04/9.21-1719/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 27.07.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1719/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами.
УФАС по Ленинградской области установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объектов заявителей в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договоров, не осуществлено.
Срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных в технологическом присоединении лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Обществом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
Общество также указывает на то, что в отношении земельных участков заявителей Нечепоренко М.И., Семеновой Ю.И., Алышевой Л.Н., Сапожниковой Е.Е. имеется судебный спор, в связи с чем, у Общества имеются опасения относительно законности осуществления технологического присоединения объектов данных заявителей на земельных участках, относящихся к сельскохозяйственным угодьям.
Указанный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции, на том основании, что на антимонопольный орган не возложена обязанность по определению и установлению вида разрешенного использования земельных участков. Кроме того, Управлением установлено, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, участки Заявителей 2-5 имеют вид разрешенного использования "для индивидуального жилого строительства".
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех необходимых и своевременных мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Суд первой инстанции также не установил оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Осуществление технологического присоединения за сроком исполнения договора и после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 декабря 2023 года по делу N А56-75080/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75080/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6414/2024
23.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2461/2024
21.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2461/2024
28.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-75080/2023