город Ростов-на-Дону |
|
04 сентября 2019 г. |
дело N А32-10178/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Молчановой И.Н. по доверенности от 10.09.2018, заинтересованного лица Трифоновой А.С. по доверенности от 26.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2019 по делу N А32-10178/2019, принятое судьей Назыковым А.Л., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, при участии третьих лиц: Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, Администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района, Администрации муниципального образования Курганинский район Краснодарского края, о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ, изложенного в письме от 24.12.2018 N 52- 57533/18-37-07 департамента имущественных отношений Краснодарского края в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25;
- обязать в течение месяца с момента вступления решении суда в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков (23:16:0801005:25:ЗУ1, площадью 46 000 кв.м, 23:16:0801005:25:ЗУ2, площадью 46 000 кв.м, 23:16:0801005:25:ЗУ3, площадью 46 000 кв.м, 23:16:0801005:25:ЗУ4, площадью 46 000 кв.м, 23:16:0801005:25:ЗУ5, площадью 46 000 кв.м, 23:16:0801005:25:ЗУ6, площадью 48 006 кв.м, 23:16:0801005:25:ЗУ7, площадью 48 100 кв.м), на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах СПК колхоза "Маяк", бригада 4, поле 2, с сохранением исходного в измененных границах в соответствии с подготовленной кадастровым инженером схемой.
Определением от 06.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрация Родниковского сельского поселения Курганинского района, администрация муниципального образования Курганинский район Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апеллянт настаивает на том, что предельные (максимальные) размеры изменяемого земельного участка не соблюдены.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество 18.10.2018 обратилось в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельных участков. Согласно представленной схеме из исходного земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 подлежали образованию пять земельных участков площадью более 50 000 кв.м.
На данное заявление был получен ответ департамента от 16.11.2018 "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:16:080100:25".
Основания отказа в согласовании схемы расположения земельного участка сводились к следующему:
- схему расположения земельного участка необходимо подготовить на основе актуальных сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории: в представленной графической части схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствует отображение границы муниципального образования Курганинский район;
- не соблюдены предельные (максимальные) размеры планируемых к образованию земельных участков (:ЗУ1, :ЗУ2, :ЗУ3, :ЗУ4, :ЗУ5) 50 000 кв.м в соответствии с правилами землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района, утвержденными решением Совета Родниковского сельского поселения Курганинского района от 15.05.2003 N 13 (письмо администрации муниципального образования Курганинский район от 07.11.2018 N 6205/01-25);
- образование земельных участков приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, а также вклиниванию и изломанности его границ.
Данный отказ не содержал ссылок на несоответствие изменяемого земельного участка градостроительным регламентам в части нарушения предельных параметров земельного участка.
После устранения недостатков, изложенных в ответе департамента от 16.11.2018, общество 27.11.2018 обратилось повторно с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 в соответствии с пунктом 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением департамента от 24.12.2018 исх. N 52-57533/18-37-07 в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, отказано.
Основанием для отказа, со ссылкой на ст. 11.9, 11.10 ЗК РФ, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", ст. 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-K3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", а также с пунктом 2.10.2 административного регламента по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15.06.2015 года N 686, послужило то обстоятельство, что не соблюдены предельные (максимальные) размеры (50 000 кв. м) изменяемого земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, согласно правил землепользования и застройки Спокойненского сельского поселения, утвержденных решением Совета Спокойненского сельского поселения от 22.01.2014 N 254.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 расположен на территории Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края.
В соответствии с Правилам землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района, утвержденными решением Совета Родниковского сельского поселения Курганинского района от 15.05.2013 N 13 (с изменениями от 01.11.2017 N 42), предельные (максимальные) размеры планируемых к образованию земельных участков составляют 50 000 кв.м. Требования градостроительных регламентов, подлежащие применению к образуемым путем раздела земельным участкам при подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории соблюдены.
В соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадь каждого из образуемых в результате раздела земельных участков менее 50 000 кв.м. При разделе земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 будут образованы следующие земельные участки:
- земельный участок с условным номером 23:16:0801005:25:ЗУ1, площадью 46 000 кв.м;
- земельный участок с условным номером 23:16:0801005:25:ЗУ2, площадью 46 000 кв.м;
- земельный участок с условным номером 23:16:0801005:25:ЗУ3, площадью 46 000 кв.м;
- земельный участок с условным номером 23:16:0801005:25:ЗУ4, площадью 46 000 кв.м;
- земельный участок с условным номером 23:16:0801005:25:ЗУ5, площадью 46 000 кв.м;
- земельный участок с условным номером 23:16:0801005:25:ЗУ6, площадью 48 006 кв.м;
- земельный участок с условным номером 23:16:0801005:25:ЗУ7, площадью 48 100 кв.м;
- земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 будет сохранен в измененных границах согласно представленной на утверждение в департамент схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Градостроительные регламенты земельных участков установлены в составе "Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района", утверждены решением Совета Родниковского сельского поселения Курганинского района от 15.05.2013 N 13 (с изменениями от 29.10.2015 N 50, от 22.09.2016 N 35, от 24.11.2016 N 45, 27.04.2017 N 19, от 01.11.2017 N 42).
Из карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края, являющейся документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), видно, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 находится в территориальной зоне П-1.
Градостроительный регламент территориальной зоны предусмотрен положениями указанных правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края, согласно которым установлены предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства:
- минимальная площадь земельных участков - 10 кв.м;
- максимальная площадь земельных участков - 50 000 кв.м.
Пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом вид разрешенного использования земельного участка, не препятствует его разделу, объединению, перераспределению или выделу.
Пунктом 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлен пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам. В рассматриваемом случае, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ устанавливает запрет на нарушение требований в соответствии со ст.11.9 Земельного Кодекса РФ к образуемым земельным участкам, запрета на нарушение требований к измененным участкам данная статья не содержит.
Департаментом не подтверждено наличие предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25 на кадастровом плане территории.
Таким образом, подготовленная ООО "Дорстройматериалы" схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельных участков соответствует требованиям градостроительных регламентов и подлежит утверждению Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного Кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
На основании пункта 4 статьи 85 Земельного Кодекса РФ, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 136/13).
Согласно положениям ст. 15 Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края земельные участки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, установленному настоящими Правилами, являются несоответствующими разрешенному виду использования. Данные земельные участки могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:25 образован до принятия и утверждения Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края. Площадь данного земельного участка составляет 680 000 кв.м, что значительно превышает предельные максимальные размеры земельных участков, установленные для территориальной зоны П-1 Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края.
Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что часть земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39 расположена в границах горного отвода (месторождение песчано-гравийной смеси).
В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные добычи полезных ископаемых.
Факт нахождения части земельного участка подтверждается выкопировкой из генерального плана Родниковского сельского поселения Курганинского района.
Таким образом, представленные в обоснование заявленных требований ООО "Дорстройматериалы" доказательства подтверждают, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, который (которые) планируется образовать при разделе земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:25, с сохранением данного участка в измененных границах, подготовлена обществом в целях приведения земельных участков в соответствие с действующими градостроительными регламентами для данной зоны.
Поскольку оспариваемый отказ противоречит закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2019 по делу N А32-10178/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10178/2019
Истец: ООО Дорстройматериалы
Ответчик: Департамент имущественных отношений администрации Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МО КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Администрация муниципального образования Курганинский район Краснодарского края, Администрация Родниковского сельского поселения Курганинского района, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12182/20
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10202/19
04.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13029/19
18.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10178/19