г. Самара |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А49-5922/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 июля 2019 года по делу N А49-5922/2019 (судья Дудорова Н.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (ОГРН 1065009017920, ИНН 5009053687), город Москва,
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (ОГРН 1025801353775, ИНН 5836010554), город Пенза,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении N 08.1-72/26.04-3орг-ст/3-информ/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Решением суда от 23.07.2019 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области проведена проверка своевременности представления обществом первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N 3-информ за 2018 г.
Срок предоставления указанных сведений установлен до 25.03.2019 г., а фактически отчет по форме N 3-информ за 2018 г. представлен в Пензастат 11.04.2019 г., то есть с нарушением установленного срока, что было квалифицировано административным органом как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, что послужило поводом для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении N 97/07.0 от 17.04.2019 г. (л.д. 43).
По результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом административного органа 14.05.2019 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 08.1-72/26.04-3орг-ст/3-информ/2019, которым общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 70 000 руб.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона N 282-ФЗ от 29.11.2007 г. "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (п. 2, 3 ст. 1 Федерального закона N 282-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в РФ.
Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 282-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в ч. 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ).
По правилам ст. 6 Федерального закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (ч. 3).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (ч. 4).
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона N 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно ч. 9 ст. 8 Федерального закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством РФ, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ N 620 от 18.08.2008 г. утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В соответствии с п. 3 названного Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории РФ юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории РФ иностранных организаций.
Согласно п. 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в п. 3 данного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 Положения N 620).
Пунктом 11 Положения N 620 предусмотрено, что датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.
В силу п. 14 Положения N 620 непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством РФ.
Приказом Росстата N 487 от 06.08.2018 г. "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждена и введена в действие с отчета за 2018 г. форма федерального статистического наблюдения N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах".
Пунктом 2 Приказа Росстата N 487 от 06.08.2018 г. установлено предоставление данных по утвержденным приказом формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.
Из названного приказа следует, что сведения по форме 3-информ представляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС. Ред. 2) относится к следующим группам: B, C, D, E, F, G, H, I, K, L, M, N, O (за исключением кодов 84.23.4 и 84.24), Q, R, а также к кодам: 02, 03, 85.22, 85.23, 95.
Сведения по форме 3-информ предоставляются не позднее 25 марта после отчетного периода.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество является юридическим лицом, осуществляющим в качестве основного вид деятельности по розничной торговле моторным топливом в специализированных магазинах (код по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС. Ред. 2) - 47.30, раздел G), обязано было представить в территориальный орган Росстата по Пензенской области сведения по форме 3-информ за 2018 г. по обособленному подразделению - АЗС N 421 ООО "ТН-АЗС-Запад" в г. Кузнецк (ОКПО 96277539560003) не позднее 25.03.2019 г., однако данную обязанность не исполнило. Фактически сведения представлены 11.04.2019 г., после выявления нарушения административным органом и направления в адрес общества вызова для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное деяние образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что спорные сведения представлены им своевременно, 21.03.2019 г., опровергаются материалами дела, из которого видно, что 21.03.2019 г. сведения по форме 3-информ представлены в территориальный орган Росстата по Владимирской области (л.д. 10), в орган статистики по Пензенской области сведения представлены 11.04.2019 г. (л.д. 44).
Довод заявителя о том, что Приказ Росстата N 487 от 06.08.2018 г. об утверждении форм статистической отчетности не был опубликован в установленном порядке и не подлежит применению, отклоняется судом в силу следующего.
В соответствии с п. 4 Положения N 620 формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ N 420 от 02.06.2008 г., Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, по контролю в сфере официального статистического учета.
В полномочия, осуществляемые Росстатом, включается утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (п. 5.5 Положения N 420).
В соответствии с п.п. "в" п. 2 Положения N 620 предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением, в том числе, условия о доведении субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном п. 4 Положения.
В п. 4 Положения N 620 установлено, что субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.
Таким образом, Приказ Росстата об утверждении форм статистического наблюдения, указаний по их заполнению и перечня респондентов является техническим информационным документом, изданным полномочным государственным органом, для обеспечения получения статистических данных в целях реализации требований Федерального закона N 282-ФЗ.
Способ доведения до заинтересованных лиц, утвержденных данным Приказом форм и порядка их заполнения, информационный ресурс их размещения установлены нормативно постановлением N 620: формы, порядок их заполнения, сроки представления, перечень респондентов по кодам видов деятельности подлежат размещению на сайте субъекта официального статистического учета.
Копия размещенного на сайте перечня отчетности, подлежащей предоставлению обществом по коду ОКПО, представлена в материалы дела (л.д. 50).
О том, что заявитель обладал информацией о наличии у него обязанности предоставлять сведения по форме 3-информ, свидетельствует тот факт, что приказом регионального управляющего Владимирского филиала ООО "Татнефть-АЗС-Запад" N 646-ВФ/18/ОД от 20.12.2018 г. назначено ответственное должностное лицо за подготовку статистических данных, уполномоченное представлять указанную информацию в органы статистического учета по Пензенской области по форме федерального статистического наблюдения N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" (л.д. 62).
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии у административного органа законных оснований для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и вынесения постановления о назначении административного наказания.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ с учетом положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено обществу по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено полномочным органом в соответствии со ст. 23.53 КоАП РФ, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. При составлении протокола присутствовал представитель общества, о месте и времени составления протокола и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении общество надлежаще извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд правильно отказал обществу в признании незаконным постановления N 08.1-72/26.04-3орг-ст/3-информ/2019 от 14.05.2019 г. о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 июля 2019 года по делу N А49-5922/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5922/2019
Истец: ООО "Татнефть-АЗС-Запад"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области