г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А56-12284/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от истца: Рябовой Л.В. по доверенности от 28.12.2023
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36719/2023) ГБУЗ ЛО "Токсовская районная больница" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2023 по делу N А56-12284/2023 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Токсовская районная больница"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области, адрес: 188640, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, дом 20, кабинет 526, ОГРН: 1034700558265, (далее - истец, Фонд, ТФОМС) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением (с учетом его уточнений) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Токсовская районная больница", адрес: 188664, Ленинградская область, Всеволожский район, городской поселок Токсово, улица Буланова, дом 18, ОГРН: 1034700559585 (далее - ответчик, Учреждение, Больница) о взыскании использованных по нецелевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 3 317 363,31 руб., 331 736,33 руб. штрафа, 422 521,53 руб. пеней за период с 22.05.2022 по 31.08.2023.
Решением суда от 15.09.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда изменить в части размера взысканной неустойки и штрафа. По мнению подателя жалобы, с ответчика не подлежала взысканию неустойка за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 в связи мораторием, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497). Учреждение также считает необоснованным отказ суда первой инстанции в применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в части снижения размера пени и штрафа.
В судебном заседании представитель Фонда возражал против удовлетворения жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена плановая комплексная проверка использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в форме документарной (камеральной) проверки.
По результатам проверки Фондом составлен акт N 10 от 08.04.2022, согласно которому, в ходе проверки выявлено нецелевое использование Учреждением средств ОМС в общей сумме 3 271 540,6 руб.
В акте N 10 от 08.04.2022 Учреждению предложено использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 3 271 540,6 руб. возвратить в бюджет ТФОМС в срок до 21.04.2022 (в течение 10 рабочих дней), а также на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в течение 30 дней уплатить штраф в размере 327 154,06 руб., что составляет 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС.
В связи с неисполнением Учреждением требований, указанных в акте проверки от 08.04.2022 N 10, Фонд направил в адрес ответчика претензию от 15.12.2022 N 01-10/7870 с требованием в добровольном порядке произвести возврат использованных по нецелевому назначению средств ОМС, а также уплатить неустойку за нарушение срока возврата в бюджет Фонда названных средств.
Оставление Учреждением претензии без удовлетворения, явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Признав требования Фонда обоснованными, суд удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) на Фонд возложены функции контроля использования средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизии.
Контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями осуществляется Фондом путём проведения проверок и ревизий в порядке, определённом приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 73).
Участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.
Учреждение включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением. Денежные средства, направляемые на оплату медицинской помощи, поступают в бюджеты территориальных фондов ОМС в форме субвенций в объеме, установленном федеральным законом о бюджете Федерального фонда ОМС на очередной финансовый год (часть 1 статьи 27 Федерального закона N 326-ФЗ).
Временное отвлечение средств ОМС на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств ОМС, нарушает принцип целевого назначения средств ОМС - обеспечение за счёт средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках программы ОМС (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Фонд в рамках предоставленных ему полномочий провел плановую комплексную проверку использования Учреждением средств ОМС за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, по результатам которой, выявил нецелевое использование средств в сумме 3 271 540,6 руб., что отражено в акте N 10 от 08.04.2022.
Ответчик не оспаривает факт вмененного Фондом нарушения, в результате чего, у ответчика возникла обязанность по возмещению средств ОМС в размере 3 271 540,6 руб.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Поскольку Учреждением допущен факт нецелевого использования средств ОМС, у него возникла обязанность также уплатить предусмотренный частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ штраф в сумме 327 154,06 руб. (10 процентов от суммы нецелевого использования средств).
Размер штрафной санкции в рассматриваемом случае отвечает принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения и назначен с учетом характера совершенного правонарушения. Доказательства того, что размер штрафной санкции не отвечает указанным требованиям, в материалах дела отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном неприменении судом первой инстанции статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется, поскольку данная норма не подлежит применению к сфере публично-правовых отношений.
Таким образом, с Учреждения правомерно взыскано 3 271 540,6 руб., использованных по нецелевому назначению и 327 154,06 руб. штрафа за данное нарушение.
Поскольку требование Фонда, изложенное в акте проверки от 08.04.2022 N 10, о возврате суммы нецелевого использования Учреждением в установленный срок и порядке не исполнено, то у Учреждения возникла обязанность по уплате пени.
Согласно расчету Фонда, сумма пени, начисленная за период с 22.05.2022 по 31.08.2023, составила 422 521,53 руб.
Удовлетворяя в полном объеме требования Фонда в данной части, суд первой инстанции не учел следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44)).
Пунктом 7 Постановления N 44 разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Действительно, законодательное регулирование не предусматривает банкротство юридических лиц отдельных организационно-правовых форм (казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, публично-правовых компаний) (пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что мораторные правила заключаются не только в предоставлении отсрочки на возбуждение дела о банкротстве, но и направлены на поддержку хозяйствующих субъектов в условиях кризиса, принимая во внимание содержащийся в гражданском праве упомянутый принцип равенства всех участников правоотношений, соответствующие ограничения на начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, пени за просрочку уплаты налога или сбора, а также иных финансовых санкций также распространяются на казенные предприятия, бюджетные и автономные учреждения, применительно к статьям 9.1, 63 Закона о банкротстве, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления N 44.
Принятие постановления Правительства N 497 с учетом положений статьи 9.1 Закона о банкротстве обусловлено необходимостью поддержки российской экономики и предполагает помощь всем субъектам экономического оборота. Иной подход нарушает принцип юридического равенства между активно участвующими в гражданском обороте муниципальными, государственными учреждениями, предприятиями и прочими участниками экономических отношений, которые окажутся в менее выгодном положении, нежели коммерческие организации и предприниматели, на которых распространяется освобождение от уплаты финансовых санкций в период введенного Постановлением N 497 моратория.
Поэтому апелляционная инстанция соглашается с доводом жалобы о распространении на Учреждение действия введенного моратория на начисление неустойки и приходит к выводу о том, что пени подлежат начислению за период с 01.10.2022 по 31.08.2023.
Согласно расчету, произведенному судом апелляционной инстанции, сумма неустойки за указанный период составляет 296 682,88 руб.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2023 по делу N А56-12284/2023 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Токсовская межрайонная больница" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области 3 317 363 руб. 31 коп., использованных не по целевому назначению, 331 736 руб. 33 коп. штрафа, 296 682 руб. 88 коп. пеней.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Токсовская межрайонная больница" в доход федерального бюджета 35 699 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12284/2023
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОКСОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"