город Томск |
|
4 сентября 2019 г. |
Дело N А45-28541/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сбитнева А.Ю.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-6970/2019) муниципального образования город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 мая 2019 года по делу N А45-28541/2017 (судья Майкова Т.Г.)
по иску акционерного общества "Сибирская энергетическая компания", г. Новосибирск (ИНН 5405270340, ОГРН 1045401912401)
к обществу с ограниченной ответственностью "Аспект", г. Новосибирск (ИНН 5405276790, ОГРН 1045401931190), муниципальному образованию город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска, Новосибирск (ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская управляющая компания", г. Новосибирск (ИНН 5406385784, ОГРН 1075406006422),
о взыскании задолженности, пени,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ефремов Д.В., доверенность от 21.08.2018,
от ответчиков: без участия,
от третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - АО "Сибэко") обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Аспект" (далее - ООО "Аспект"), муниципальному образованию город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска (далее - мэрия города Новосибирска) с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 в размере 77 401 руб. 05 коп., пени в размере 3475 руб. 56 коп. за период с 01.07.2017 по 16.02.2018.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская управляющая компания" (далее - ООО "Новосибирская управляющая компания").
В части исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Аспект" истцом заявлен отказ от иска.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.05.2019 исковые требования к мэрии города Новосибирска удовлетворены в полном объеме, в части исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Аспект" производство прекращено.
Мэрия города Новосибирска не согласилась с принятым решением и обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принадлежность спорного участка сетей мэрии города Новосибирска; в спорный период взыскания задолженности спорный участок теплотрассы не являлся бесхозяйным имуществом и не принадлежал ответчику на праве собственности или ином законном основании в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства.
Истец в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики, третье лицо явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва.
Выслушав представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "Аспект" являлось застройщиком многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, находящегося по адресу: город Новосибирск, улица Восход, дом 20/1.
ООО "Аспект" (код абонента - Н526000438) имеет задолженность перед АО "СИБЭКО", сложившуюся в связи с отсутствием оплат потерь в процессе транспортировки тепловой энергии.
По итогам проведенной АО "СИБЭКО" проверки установлено бездоговорное потребление - тепловые потери тепловой энергии на участке теплотрассы от ТК б до наружной стены многоквартирного жилого дома по ул. Восход, 20/1. По итогу проверки в отношении ООО "Аспект" составлен акт N 032406 от 19.09.2016,
По факту выявления бездоговорного потребления составлены акты о бездоговорном потреблении N N 047038 - 047040. Акты получены представителем ООО "Аспект".
Согласно акту разграничения от 29.11.2013, подписанному между ООО "Аспект" и ОАО "НГТЭ", согласована граница владения тепловыми сетями и их эксплуатации: по наружной стене тепловой камеры ТК 6 на теплотрассе TlT2dl00 в сторону ИТП Абонента по адресу ул. 9-го Ноября, 24 (строительный адрес спорного многоквартирного жилого дома).
С учетом введения дома в эксплуатацию, обязательства застройщика - ООО "Аспект" по энергоснабжению многоквартирного дома прекращаются в связи с невозможностью исполнения.
Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции, исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ст. 1 Закона о теплоснабжении).
Согласно п. 1, 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (ст. ст. 539, 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении, п. 2 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 808 от 08.08.2012, п. 10.1, 58, 61.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденных Федеральной службы по тарифам РФ N 2-э от 06.08.2004).
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Исходя из абз.4 п. 2 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" граница балансовой принадлежности устанавливается по линии раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Положениями п. 4 ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон об энергосбережении) региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Из ч. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении следует, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
С учетом изложенного, при выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
При этом, выявление бесхозяйных тепловых сетей должно производится не только по заявлениям заинтересованных лиц в случае аварии, но и в порядке каждодневной работы муниципальных органов. Исполняя социально значимые функции по организации нормального теплоснабжения населения, муниципальные органы должны были полностью установить всю тепловую систему города и определить теплосетевые организации для их обслуживания.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судебными актами по делу N А45-24117/2016, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора, установлено, что спорный участок тепловой сети не находится во владении (пользовании) общества "Аспект", в связи с вводом многоквартирного жилого дома в эксплуатацию обязательства по энергоснабжению у застройщика прекращены (статья 416 ГК РФ), обществом "Аспект" и управляющей организацией предприняты меры по передаче в муниципальную собственность спорного участка сети как бесхозяйного имущества, права на спорный участок тепловой сети не зарегистрированы, мэрией города Новосибирска не совершены мероприятия по выявлению и принятию бесхозной сети в муниципальную собственность и по передаче такой сети обслуживающей организации, в результате чего истец понес потери в сетях теплоснабжения.
В связи с изложенным, спорные тепловые сети подлежали передаче в муниципальную собственность после строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
При этом в действующем законодательстве отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок передачи инженерных сетей после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
Постановление мэрии г. Новосибирска от 16.05.2011 N 4074, на которое ссылается податель жалобы, не подлежат применению к спорным отношениям, поскольку регулирует порядок выявления бесхозяйных недвижимых вещей непосредственно администрацией района, а не порядок их передачи от застройщика в муниципальную собственность. Обязанность застройщика но передачи объектов в муниципальную собственность постановление не устанавливает.
Таким образом, в связи с отсутствием норм, определяющих требования к застройщикам при передаче тепловых сетей в муниципальную собственность, они не могли быть нарушены ООО "Аспект".
На основании части 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении, затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом в силу положений Методических указаниях по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/ лишь законный владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии указанных сетях.
Из приведенных положений нормативно-правового регулирования следует, что истец, осуществляя теплоснабжение своих абонентов, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. При этом лишь владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях. В отсутствие владельца тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, организации, осуществляющей теплоснабжение, причиняются убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
При отсутствии доказательств того, что мэрия г. Новосибирска, зная о существовании спорного участка тепловой сети, в целях реализации закрепленной за ней обязанности по выявлению бесхозяйного теплосетевого имущества и определению эксплуатирующей организации, предпринимала какие-либо действия, судом правомерно удовлетворены заявленные требования.
Расчет задолженности проверен судом, признан правомерным, не оспорен ответчиком.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
С учетом того, что мэрия г. Новосибирска освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 мая 2019 года по делу N А45-28541/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28541/2017
Истец: АО "Сибирская энергетическая компания"
Ответчик: город Новосибирск в лице Мэрии города Новосибирска, ООО "Аспект"
Третье лицо: город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска, города Новосибирска в лице Мэрии города Новосибирска, ООО "Новосибирская управляющая компания", Мэрия города Новосибирска