г. Москва |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А41-19986/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Люберецкая теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2019 года, принятое судьей Ковалем А.В. по делу N А41-19986/19 по иску потребительского жилищно-строительного кооператива "Весна+" к АО "Люберецкая теплосеть" об обязании произвести перерасчет, взыскании неосновательного обогащения,
при участии в заседании:
от истца - Суханов В.Г. по доверенности от 10.01.2019;
от ответчика - Сулейманова Ю.Н. по доверенности от 27.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
потребительский жилищно-строительный кооператив "Весна+" обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "Люберецкая теплосеть" с требованиями:
1) обязать АО "Люберецкая Теплосеть" произвести корректировку начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев ГВС", за период с 01.07.2015 по 30.06.2018;
2) взыскать с АО "Люберецкая Теплосеть" денежные средства в размере 2 740 989,68 руб. с 01.07.2015 по 30.06.2018 в пользу ПЖСК "Весна+";
3) взыскать с АО "Люберецкая Теплосеть" денежные средства в размере 344 340,73 руб. за незаконно начисленные платежи по превышенным тарифам с июля 2018 года по 31.12.2018 в пользу ПЖСК "Весна+";
4) в соответствии со статьей 359 ГК РФ выплатить неустойку за пользование чужими денежными средствами по пункту 2 настоящего требования в размере 733 536,15 руб. в пользу ПЖСК "Весна+";
5) обязать АО "Люберецкая Теплосеть" с 01.01.2019 применять в расчетах действующие нормативы по показателю "Тепловая энергию на подогрев ГВС" при расчетах с ПЖСК "Весна+".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.07.2019 исковые требования удовлетворены в части обязания АО "Люберецкая теплосеть" произвести корректировку начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев ГВС" за период с 01.02.16 по 30.06.2018, взыскания 2 139 448,12 руб. неосновательного обогащения, 337 929,46 руб. процентов; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе АО "Люберецкая теплосеть", в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, потребительский жилищно-строительный кооператив "Весна+" обслуживает многоквартирный дом, расположенный по адресу: 140008, Московская область, г. Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение, д. 51.
Между ПЖСК "Весна+" (исполнитель, абонент) и АО "Люберецкая Теплосеть" (теплоснабжающая организация, поставщик) заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.01.2014 N 30, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется осуществлять поставку коммунальных ресурсов, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать коммунальные ресурсы, а также соблюдать режим их потребления, обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность оборудования связанного с потреблением услуг.
Во исполнение условий договора ответчик с 01.07.2015 по 30.06.2018 производил поставку ответчику коммунального ресурса, который истец принимал и оплачивал.
В адрес ПЖСК "Весна+" поступило соглашение от 01.01.2019 для продления срока действия договора N 30 и согласования плановых показателей в графиках отпуска тепловой энергии и горячей воды (ГВС) с указанием расчётных величин (приложения 1 и 3 к соглашению).
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что действующее законодательство Российской Федерации обязывает производить начисления за поставленный ресурс по горячему водоснабжению с использованием двухкомпонентного тарифа и применением предельного норматива к компоненту "Тепловая энергия для нужд ГВС", в размере 0,055 Гкал/куб.м.
В обоснование своей позиции истец ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя".
Истец указывает, что до утверждения новых нормативных величин потребления ресурсов должны применяться нормативы, установленные ранее субъектом Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, Решение Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 26.12.07 N 272/30 "О Нормативах потребления гражданами коммунальных услуг в муниципальном образовании городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области").
В связи с изложенным истец полагает необоснованным включение в График отпуска тепловой энергии и горячей воды на 2019 год расчётных показателей для реализации тепловой энергии на нужды ГВС без применения норматива 0,055 Гкал/куб.м с целью обогащения и просит произвести корректировку приложений 1 и 3 к соглашению от 01.01.2019.
Письмом от 20.07.2018 N 07/18/2018 истцом было предложено ответчику произвести корректировку начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев ГВС", за период с 01.06.2017 по 30.06.2018, с 01.07.2018 применять в расчётах действующие нормативы по данному показателю, которое оставлено ответчиком без ответа.
Согласно уточненному расчету истца на момент судебного разбирательства переплата в связи с выставлением ответчиком завышенных счетов за период с 01.07.2015 по 30.06.2018 составляет 2 740 989,68 руб.
Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" 09.07.2018 ПЖСК "Весна+" было выдано предписание произвести определение размера платы и выполнить перерасчет за период с 01.06.17 по 30.06.2018 по коммунальной услуге горячее водоснабжение в соответствии с пунктом 42 и формулой 23 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, где объем тепловой энергии для нагрева одного кубометра холодной воды использовать в объеме 0,055 Гкал. В дальнейшем производить начисление платы по данной коммунальной услуге в соответствии с формулой 23.
Предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" было исполнено ПЖСК "Весна+" в полном объеме, произведен перерасчет.
Однако ответчиком продолжали выставляться счета на оплату в завышенном размере, что по заявлению истца привело к систематическому возникновению у него убытков в виде разницы между взимаемой оплатой за оказываемые коммунальные услуги и платой за поставляемые ответчиком коммунальные ресурсы.
ПЖСК "Весна+" 06.02.2019 обратился к ответчику с претензией в порядке досудебного урегулирования о возврате денежных средств по договору поставки тепловой энергии и оплате неустойки, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 -547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, поэтому в отличие от пункта 1 статьи 544 ГК РФ, предусматривающего возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии в законе, иных правовых актах или соглашении сторон, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами- гражданами, использующими ее для бытового потребления.
В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Для потребителей теплоснабжающей организации на 2015 и 2016 гг. были установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду (распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2014 N 149-р (в редакции распоряжения N 69-Р от 19.06.2015), и распоряжение от 18.12.2015 N 164-р).
Отношения в сфере горячего водоснабжения, в частности, осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В открытой системе горячего водоснабжения осуществляется отбор горячей воды из тепловой сети, в закрытой системе - нагрев воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении и пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении соответственно).
В соответствии с частью 9 статьи 32 закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.13 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, холодная вода и тепловая энергия, используемая на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не являются самостоятельными коммунальными ресурсами, а представляют собой компоненты, используемые для приготовления горячей воды в целях предоставления указанными организациями коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, которое распространяется, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования.
Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов, потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).
Согласно пункту 88 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Исходя из изложенных норм права, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (вступило в силу 28.02.2015) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В силу пункта 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на 1-е жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:
в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;
на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В связи с этим, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ (редакция от 20.10.2016) "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения, утвержденные распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 31.08.2012 N 28, с 01.01.2015 не применяются (пункт 2.2.) и до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг (пункт 2.3.).
Согласно решению Совета депутатов Люберецкого муниципального района N 272/30 от 26.12.2007 расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды при наличии приборов учета составляет 0,055 Гкал.
Решением совета депутатов от 04.12.2014 N 21/5 признан утратившим силу пункт 4 решения от 26.12.2007 N 272/30, которым был установлен норматив расхода тепловой энергии.
Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Наряду с требованиями Правил N 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования).
Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.
При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил N 124.
На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.
Управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Исходя из этого, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Учитывая изложенное, стороны настоящего спора обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Пунктом 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" установлено, что правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного, поскольку оплата была произведена в связи с договором, но не на основании его.
В силу пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). Размер процентов определяется по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, имевшим место в соответствующие периоды после вынесения решения (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).
В рамках настоящего иска истец также просил обязать АО "Люберецкая теплосеть" произвести корректировку начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев ГВС", за период с 01.07.2015 по 30.06.2018, взыскать с ответчика 344 340,73 руб. за незаконно начисленные платежи по превышенным тарифам с июля 2018 года по 31.12.2018, взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, а также обязать ответчика с 01.01.2019 применять в расчетах действующие нормативы по показателю "Тепловая энергию на подогрев ГВС" при расчетах с ПЖСК "Весна+".
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" указано на возможность применения правил об обязательствах вследствие неосновательного обогащения к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Как следует из пояснений ответчика, основания предъявленного истцом требования о перерасчете и о возврате суммы переплаты с 01.07.2015 по 30.06.2018 не оспаривается ответчиком.
Однако к периоду с 01.07.2015 по 01.02.2016 ответчик просил применить к заявленному требованию срок исковой давности, полагая, что срок исковой давности за указанный период в связи с обращением истца в суд только 14.03.2019 является пропущенным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ответчиком представлен контррасчет неосновательного обогащения (переплаты) и процентов с учетом действующих нормативов и частичного пропуска истцом срока исковой давности, согласно которому неосновательное обогащение составило 2 139 448,12 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами - 337 929,29 руб.
Истцом контррасчет ответчика не оспорен, каких-либо разногласий по сумме порядку расчета суммы переплат и процентов не заявлено.
Истец согласился с контррасчетом ответчика и с тем, что срок исковой давности по требованиям за период с 01.07.2015 по 30.06.2018 им пропущен.
С учетом обращения истца в арбитражный суд 14.03.2019 в отношении требования за период с 01.07.2015 по 01.02.2016 истцом был пропущен срок исковой давности, что правомерно явилось основанием для отказа в иске в указанной части.
В остальной части исковые требования об обязании ответчика произвести корректировку начислений по показателю "Тепловая энергия на подогрев ГВС", за период с 01.02.2016 по 30.06.2018, взыскании 2 139 448,12 руб. неосновательного обогащения за указанный период и 337 929,46 руб. процентов являются обоснованными, подтвержденными документально и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В отношении требования о взыскании с АО "Люберецкая Теплосеть" 344 340,73 руб. за незаконно начисленные платежи по превышенным тарифам с июля 2018 года по 31.12.2018 в пользу ПЖСК "Весна+" суд полагает, что исковые требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела период с августа по декабрь 2018 года уже являлся предметом рассмотрения в рамках дела N А41-17251/2019 о взыскании с ПЖСК "Весна+" 250 772,45 руб. задолженности и 20 069,83 руб. неустойки.
В ходе рассмотрения указанного дела ПЖСК "Весна+" была произведена частичная оплата долга, за исключением разницы между начислениями истца и ответчика, в остальной части иска было отказано.
Таким образом, данный период и правильность расчетов не может быть повторно предметом судебного разбирательства и судебной оценки, все возражения относительно правильности начисления за один и тот же период истец вправе был заявитель при рассмотрении указанного дела.
В остальной части исковые требования о взыскании неосновательного обогащения (переплат) правомерно оставлены без удовлетворению, поскольку истцом не представлен как расчет суммы неосновательного обогащения на основании действующих нормативов, так и доказательства подтверждающие возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения, а именно: выставленные ответчиком счета, факт и доказательства их оплаты.
Несмотря на то, что суд первой инстанции неоднократно откладывал судебное разбирательство, предлагал истцу представить мотивированный расчет и конкретные доказательства в обоснование своей позиции, в том числе, за июль 2018 года, данные требования надлежащим образом не были исполнены истцом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В отсутствии каких-либо относимых и допустимых доказательств наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения, в размере, превышающем 2 139 448,12 руб., в том числе, июль 2018 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований денежного взыскания с ответчика.
Требование об обязании ответчика с 01.01.2019 применять в расчетах действующие нормативы по показателю "Тепловая энергию на подогрев ГВС" при расчетах с ПЖСК "Весна+" суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения по причине избрания истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права в указанной части.
В соответствие частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ.
Конкретный способ защиты подлежит применению в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, вместе с тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (статья 424 ГК РФ).
Однако, законом не предусмотрено такого способа защиты нарушенного права как обязание применять в расчетах какие-либо нормативы, поскольку в случае неправильного определения ответчиком цены коммунального ресурса истец праве оплачивать поставляемый ресурс по действительной его стоимости с учетом действующих нормативных правовых актов.
В случае, если истец полагает, что договором неправильно или некорректно сформулированы условия устанавливающие порядок определения цены договора, истец вправе обратиться к ответчику с требованием об изменении условий договора, а при его отказе обратиться с соответствующим требованием в суд.
При предъявлении ответчиком неправомерных требований о взыскании излишне начисленной стоимости коммунального ресурса, истец вправе представлять свои возражения при рассмотрении указанных требований.
Отклоняя исковые требования в данной части, суд первой инстанции также правомерно исходил из того, что расчетный период - 2 полугодие 2019 года - к моменту судебного разбирательства еще не наступил, какое-либо право истца в указанный период не может быть нарушено.
Таким образом, истец не подтвердил и не обосновал в защиту каких прав и законных интересов предъявлены им исковые требования в указанной части, в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований истца об обязании ответчика с 01.01.2019 применять в расчетах действующие нормативы по показателю "Тепловая энергию на подогрев ГВС" при расчетах с ПЖСК "Весна+".
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2019 года по делу N А41-19986/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19986/2019
Истец: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ВЕСНА+"
Ответчик: АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19920/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19920/19
04.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14989/19
01.07.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-19986/19