г. Санкт-Петербург |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А21-2075/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: Шунина А.В. по доверенности от 15.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13986/2019) ООО "Экокомп" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2019 по делу N А21-2075/2019 (судья Ю.Д. Залужная), принятое
по заявлению ООО "Экокомп"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экокомп" (далее - заявитель, ООО "Экокомп", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее - административный орган, таможня) N 10012000-145/2019 от 05.02.2019 по делу об административном правонарушении (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 23.04.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 8 февраля 2017 года генеральным директором Общества Центральному таможенному посту Калининградской областной таможни, с применением системы электронного декларирования подана, и таможенным органом зарегистрирована декларация на товары (далее - ДТ) N 10012190/080217/0001666, для помещения под таможенную процедуру "свободная таможенная зона" (ИМ 78) иностранных товаров, в т.ч.:
товар N 1: телевизоры жидкокристаллические, цветное изображение, с плоским экраном, не содержат модем для доступа в сеть интернет, предназначены для реализации в розничной сети:
1) телевизор LG диагональ экрана 32 дюйма (81 см.) LED разрешение: 1920X1080, изготовитель: "LG ELECTRONICS INC", товарный знак: LG, модель: 32LH530V, количество: 10 шт.
2) телевизор LG диагональ экрана 43 дюйма (109 см.) LED разрешение: 1920X1080, изготовитель: "LG ELECTRONICS INC", товарный знак: LG, модель 43LH510V, количество: 72 шт.;
товар N 19: полностью автоматические стиральные машины с фронтальной загрузкой, бытовые, емкостью 7 кг. сухого белья, предназначены для реализации в розничной сети: стиральная машина LG, максимальная скорость отжима: 1200 об/мин, класс энергетической эффективности - "В", изготовитель: "LG ELECTRONICS INC", товарный знак: LG, модель: FH2U2HDM1N, количество: 4 шт.
Товары N N 1, 19 вышеуказанной ДТ, включены в Перечень низковольтного оборудования, приведенный в приложении к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (TP ТС 004/2011, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 "О принятии технического регламента Таможенного союза" и подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации.
Для подтверждения соответствия установленным требованиям товара N 1 по ДТ N10012190/080217/0001666 в графе 44 под кодом 01191 декларантом указаны реквизиты сертификата соответствия N ТС BY/112 02.01.020 06028 со сроком действия от 16.02.2016 по 15.02.2021.
Для подтверждения соответствия установленным требованиям товара N 19 по ДТ N10012190/080217/0001666 в графе 44 под кодом 01191 декларантом указаны реквизиты сертификата соответствия N ТС BY/112 02.01.020 05117 со сроком действия от 23.07.2015 по 22.07.2020.
Вышеуказанные сертификаты соответствия выданы заявителю - "LG ELECTRONICS INS". При этом в представленном пакете документов к декларации на товары отсутствовали разрешительные документы от заявителя на право использования Обществом вышеуказанных сертификатов соответствия в отношении товаров N 1 и N 19.
09.02.2017 по запросу таможенного поста декларантом было представлено разрешительное письмо филиала "ЛГ Электронике Рус" от 06.02.2017. Однако, после запроса отдела таможенных ограничений и экспортного контроля (далее - ОТО и ЭК) Калининградской областной таможни, факт выдачи письма опровергнут заявителем ООО "ЛГ Электронике Рус" (письмо от 28.02. 2017 N 766).
16.02.2017 в адрес Калининградской областной таможни на бумажном носителе было представлено разрешительное письмо Санкт-Петербугского филиала ООО "ЛГ Электронике Рус", как уполномоченного импортера бытовой и компьютерной техники марки "LG ELECTRONICS". Однако, письмом Санкт-Петербургского филиала ООО "ЛГ Электронике Рус" от 17.02.2017, указанное письмо от 16.02.2017, признано недействительным (отозвано) по причине отсутствия полномочий филиала.
18.02.2017 в отношении товаров N 1 и N 19 таможенным постом принято решение об отказе в выпуске в связи с несоблюдением требований пп. 1 п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно служебной записке ОТО и ЭК Калининградской областной таможни от 26.07.2017 N 26-09/0812 сертификаты соответствия N ТС BY/112 02.01.020 06028 со сроком действия от 16.02.2016 по 15.02.2021 и N ТС BY/112 02.01.020 05117 со сроком действия от 23.07.2015 по 22.07.2020 не могли быть использованы Обществом в качестве документов, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования в отношении товаров N 1 и N 19, указанных в ДТ N 10012190/080217/0001666, поскольку указанные действия Общества не соответствовали требованиям статьи 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Таможенным органом установлено, что впоследствии, вышеуказанные товары выпущены Московским таможенным постом Калининградской областной таможни по таможенной декларации N 10012040/260217/0004609 с предоставлением декларантом иных документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, а именно сертификатов соответствия NN ТС RU С-КК..АУ05.В.01119 срок действия с 15.02.2018, ТС RU С-Ш1.АЛ16.В.21245 срок действия с 21.02.2018.
На дату совершения Обществом таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товара, действовали нижеприведённые нормы таможенного законодательства Таможенного союза.
24.01.2019 Таможней составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, на основании которого 05.02.2019 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности согласно указанной квалификации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
ООО "Экокомп" не согласившись с вышеуказанным постановлением обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отмечает следующее.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Объектом правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (пункт 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее - ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТКТС.
В соответствии с пп. 8, 11 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения: в т.ч. сведения о соблюдении запретов и ограничений; сведения документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС.
На основании пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, кроме прочего, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно части 1 статьи 208 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ документы, на основании которых заполнена декларация на товары, установленные статей 183 ТК ТС, должны быть представлены в таможенный орган одновременно с декларацией на товары.
Согласно пп. 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий в т.ч. таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть предоставлены после выпуска товаров.
Согласно статьи 32 раздела XIII Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора.
Согласно пункту 1 статьи 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее - ТК ТС) и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 настоящего Договора в право Союза, с учетом положений настоящей статьи.
На основании пункта 3 статьи 101 Договора для целей применения международных договоров, указанных в пункте 1 указанной статьи, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Положения международных договоров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 3 и 4 статьи 3 ТК ТС, касающиеся определения и применения (неприменения) запретов и ограничений, не применяются.
Общие принципы технического регулирования на территории ЕАЭС установлены статьях 51, 52 раздела X Договора, а протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (Приложение N 9 к Договору) установлены порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение N 294), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 Положения документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенные процедуры:
а) выпуска для внутреннего потребления, в том числе таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, заявляемую при завершении иных таможенных процедур;
в) свободной таможенной зоны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 189 ТК ТС декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
На основании пункта 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается факт представления Обществом недостоверных документов - сертификатов соответствия N ТС BY/112 02.01.020 06028, N ТС BY/112 02.01.020 05117, которые фактически уже были недействительными (разрешительное письмо признано недействительным (отозвано) по причине отсутствия полномочий филиала).
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований таможенного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
С учетом оценки характера правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции, отказавшего в признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в размере санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Экокомп" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2019 по делу N А21-2075/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2075/2019
Истец: ООО "Экокомп"
Ответчик: Калининградская областная таможня