г. Самара |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А65-8877/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Чистый город Ц" и муниципального унитарного предприятия г.Набережные Челны "Горкоммунхоз" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2019 по делу N А65-8877/2019 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город Ц", г.Набережные Челны, муниципального унитарного предприятия г.Набережные Челны "Горкоммунхоз", г.Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А06-126/2019 и постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А06-116/2019 в части назначения наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в пределах минимального размера, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.32 КоАП РФ,
с участием в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия г.Набережные Челны "Горкоммунхоз" - Сергеенко М.И., доверенность от 10.06.2019,
от общества с ограниченной ответственностью "Чистый город Ц" - Сергеенко М.И., доверенность от 09.01.2019,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Валиахметова Р.Х., доверенность N АШ-02/6547 от 06.05.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Ц" (далее - ООО "Чистый город Ц", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А06-126/2019 в части назначения наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в пределах минимального размера, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.32 КоАП РФ.
По данному заявлению Арбитражным судом Республики Татарстан возбуждено дело N А65-8877/2019.
Муниципальное унитарное предприятие г.Набережные Челны "Горкоммунхоз" (далее - МУП "Горкоммунхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Татарстанского УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А06-116/2019 в части назначения наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в пределах минимального размера, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.32 КоАП РФ.
По данному заявлению Арбитражным судом Республики Татарстан возбуждено дело N А65-8876/2019.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2019 дела N А65-8876/2019 и N А65-8877/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен N А65-8877/2019.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2019 по делу N А65-8877/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Чистый город Ц" и МУП "Горкоммунхоз" в апелляционных жалобах просят отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества и предприятия вынесенное решение является незаконным и необоснованным. Указывают, что штраф определен антимонопольным органом неверно.
Татарстанский УФАС России доводы апелляционных жалоб отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и отзыве на них, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России от группы предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги в г.Набережные Челны, поступило обращение, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства при организации функционирования городского кладбища г.Набережные Челны.
По результатам анализа представленных документов был издан приказ Татарстанского УФАС России от 01.08.2018 N 02/406-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Чистый город Ц" и МУП "Горкоммунхоз" пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в части осуществления соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, реализация которого привела к поддержанию цен на торгах.
Решением Татарстанского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 06-176/2018 от 27.11.2018 ООО "Чистый город Ц" и МУП "Горкоммунхоз" признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 77 аукционах в электронной форме.
Указанное решение Татарстанского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 06-176/2018 от 27.11.2018 обществом и предприятием не оспорено, доказательств опровергающих данное обстоятельство заявителями не представлено.
Решение Татарстанского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 06-176/2018 от 27.11.2018 явилось основанием для составления в отношении ООО "Чистый город Ц" и МУП "Горкоммунхоз" протоколов об административном правонарушении NА06-126/2019 от 31.01.2019 и NА06-116/2019 от 31.01.2019, и вынесения постановлений о назначении административного наказания по делу NА06-126/2019 об административном правонарушении от 12.03.2019 и NА06-116/2019 об административном правонарушении от 12.03.2019.
Постановлением от 12.03.2019 по делу N А06-126/2019 ООО "Чистый город Ц" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2366960 руб. 00 коп.
Постановлением от 12.03.2019 по делу N А06-116/2019 МУП "Горкуммунхоз" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2462080 руб. 00 коп.
Не согласившись с вынесенными постановлениями о привлечении к административной ответственности, общество и предприятие обратились в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
В соответствии с ч.2 ст.14.32 КоАП РФ - заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации или осуществлении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Как установлено антимонопольным органом, за период с 2015 по 2017 ООО "Чистый город Ц" и МУП "Горкоммунхоз" приняли совместное участие в 77 аукционах в электронной форме, попеременно становясь победителями с минимальным снижением начальной максимальной цены (0,50-1,5%).
Данные о реестровых номерах аукционов, начальных (максимальных) ценах торгов, победителях, ценовых предложениях и участниках сведены антимонопольным органом в таблице (стр.2-10 решения по делу N 06-176/2018 от 27.11.2018).
По результатам проведения вышеуказанных аукционов МУП "Горкоммунхоз" было признано победителем в 58 аукционах и заключило государственных (муниципальных) контрактов на сумму 14766885,23 руб.
ООО "Чистый город Ц" был признано победителем в 19 аукционах и заключило государственных (муниципальных) контрактов на сумму 4576129,06 руб.
Из сведений представленных торговой площадкой, антимонопольный орган установил, что подача заявок и ценовых предложений МУП "Горкоммунхоз" и ООО "Чистый город Ц" осуществлялась с одного итого же IP-адреса.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения МУП "Горкоммунхоз" и ООО "Чистый город Ц" на дату рассматриваемых аукционов являлось соответственно:
- 423801, РТ, г. Набережные Челны, ул. Лермонтова, 54;
- 423801, РТ, г. Набережные Челны, ул. Лермонтова, 54.
По информации, предоставленной МУП "Горкоммунхоз", нежилое здание по адресу 423801, РТ, г. Набережные Челны, ул. Лермонтова, 54 закреплено за ним на праве хозяйственного ведения на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны N 920 от 14.02.2014.
В соответствии с представленными в материалы дела документами, фактическим местом нахождения ООО "Чистый город Ц" является нежилое помещение площадью 11,2 кв.м. по адресу: 423801, РТ, г.Набережные Челны, ул.Лермонтова, 54 на основании договора аренды N 005-408 от 30.12.2010, заключенного с МУП "Горкоммунхоз".
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что наличие заключенного договора аренды между предприятием и обществом свидетельствует о наличии доверительных отношений между хозяйствующими субъектами и дает основания полагать о заинтересованности обоих заявителей в совместном участии в торгах и оказании друг другу содействия.
В отношении совпадения IP-адресов, антимонопольный орган установил следующее.
Доступ МУП "Горкоммунхоз" к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществлялся на основании: договора на оказание услуг связи N 102001516 от 01.08.2014; государственного (муниципального) контракта об оказании услуг связи N 102001516 от 10.03.2018.
Согласно документам, представленным ООО "Чистый город Ц", доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществлялся на основании договора N 103114646 об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (для юридических лиц) от 30.11.2016.
Между тем, сведений на основании чего, ООО "Чистый город Ц" предоставлялся доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 30.11.2016 не представлено.
Несмотря на наличие у общества и предприятия самостоятельных договоров на оказание услуг связи, заявители осуществляли вход на электронно-торговую площадку с одного IP-адреса.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам (точкам доступа), в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol протокол динамической настройки узла- сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу, что МУП "Горкоммунхоз" в рассматриваемый период обеспечило доступ ООО "Чистый город Ц" к сети Интернет, в целях совместного участия в государственных (муниципальных) торгах.
Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган пришел к выводу об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам, использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия МУП "Горкоммунхоз" и ООО "Чистый город Ц" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Комиссией Татарстанского УФАС также были проанализированы иные аукционы в электронной форме за период с 01.01.2015 по 01.06.2018, в которых принимали активное участие помимо заявителей иные хозяйствующие субъекты.
По результатам анализа, ответчик пришел к выводу, что заявители подавали ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов. Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами заявители в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.
Комиссией также было установлено совпадение контактного номера телефона (+7 8552712210), адреса электронной почты (gkhzak@mail.ru), указанных заявителями при аккредитации на электронной торговой площадке.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами антимонопольного органа о том, что по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 06-176/2018 от 27.11.2018 подтверждается наличие соглашения между МУП "Горкоммунхоз" и ООО "Чистый город Ц", при участии в аукционах, направленной на создание видимости конкурентной борьбы и поддержанию цен на 77 аукционах, заключению государственных (муниципальных) контрактов по максимальной цене.
Аукционы проходили в разные периоды времени, отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой и рядом других обстоятельств, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных) действий, прослеживается в каждом приведенных в таблице аукционов. Аукционы завершались с минимальным снижением цены контракта.
При участии в других аукционах и при наличии других участников организации активно торгуются, существенно снижая цену контракта.
Будучи допущенным к торгам, участники фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемом электронном аукционе.
Компании имеют устойчивые связи, характер которых исключает их юридическую подконтрольность одному лицу.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно установил в действиях общества и предприятия событие административного правонарушения, предусмотренное ч.2 ст.14.32 КоАП РФ.
Доказательством наличия между вышеуказанными организациями запрещённого антимонопольным законодательством соглашения послужило их поведение на товарном рынке, которое не соответствует принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, результат такого поведения обусловлен только заключенным соглашением между МУП "Горкоммунхоз" и ООО "Чистый город Ц".
Привлечение общества и предприятия к ответственности осуществлено Татарстанским УФАС России в рамках полномочий, предоставленных ему ч.1 ст.28.3 и ст.23.48 КоАП РФ, а также с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к ответственности, предусмотренных главами 28 и 29, ст.4.5 и 29.6 КоАП РФ.
Вина общества и предприятия в данном правонарушении, в том виде как она определена ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, антимонопольным органом установлена.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина общества и предприятия в данном случае, выразилась в непринятии всех зависящих мер по недопущению правонарушения
Доказательств того, что обществом и предприятием приняты все необходимые меры для соблюдения Закона о защите конкуренции или того, что у них отсутствовала объективная возможность для этого, в материалы дела не представлено.
ООО "Чистый город Ц" назначен штраф в минимальном размере - 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (2366960 руб.), предусмотренном санкцией ч.2 ст.14.32 КоАП РФ.
МУП "Горкоммунхоз" назначен штраф в минимальном размере - 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (2462080 руб.), предусмотренном санкцией ч.2 ст.14.32 КоАП РФ.
Расчет штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признается верным.
Кроме того, заявителям вменяется единое событие многоэпизодного правонарушения, поскольку договорённость между МУП "Горкоммунхоз" и ООО "Чистый город Ц" установлена Татарстанским УФАС России в рамках одной проверки, проведённой в отношении указанных лиц (решение от 27.11.2018 N 06-176/2018).
Арбитражный суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, его общественную опасность, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, суд указал на то, что назначенный административный штраф отвечает принципами справедливости и соразмерности наказания содеянному.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для иной оценки выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб о том, что антимонопольным органом неправильно установлен административный штраф, поскольку неправильно определены величины минимального и максимального размера наказания, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2019 года по делу N А65-8877/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8877/2019
Истец: МУП г.Набережные Челны "Горкоммунхоз", г.Набережные Челны, ООО "Чистый город Ц", г.Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: МУП г.Набережные Челны "Горкоммунхоз", г.Набережные Челны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55361/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55361/19
04.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10897/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8877/19
27.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8876/19