г. Санкт-Петербург |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А26-3035/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Жукова Т.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу 13АП-19705/2019) ООО "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2019 по делу N А26-3035/2019 (судья Буга Н.Г.), принятое
по иску АО "ТНС энерго Карелия"
к ООО "Водоканал"
о взыскании,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - истец, АО "ТНС энерго Карелия", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ответчик, ООО "Водоканал", управляющая организация) 48 402 рублей 36 копеек задолженности по оплате энергоснабжения электрической энергией на общедомовые нужды за январь 2019 года по договору N 90053 от 01.01.2017.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 06.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Водоканал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Первичных документов, подтверждающих объемы электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, истцом представлено не было.
Суд пришел к необоснованному выводу о том, что обязанность по ежемесячному снятию показаний коллективного (общедомового) прибора учета, приему от потребителей показаний индивидуальных приборов учета возлагаются на ответчика и неисполнение данных обязанностей лишает управляющую организацию ссылаться на отсутствие у нее каких-либо сведений. Пунктом 2.1.5. договора энергоснабжения, заключенного между АО "ТНС Энерго Карелия" и ответчиком, предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика передавать ответчику показания индивидуальных, общих приборов учета и иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса. Таким образом, в силу договора обязанность по предоставлению данной информации возложена на АО "ТНС Энерго Карелия".
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для применения приказа Министерства строительства, ЖКХ и энергетики РК от 02.10.2017 N 280.
По мнению ответчика, достоверных доказательств передачи "нулевых" показаний истцом в материалы дела представлено не было, данный вывод основывается исключительно на голословных утверждениях истца.
Судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к настоящему делу в качестве третьего лица сетевой организации - ПАО "МРСК Северо-Запада".
26.07.2019 в канцелярию апелляционного суда от АО "ТНС энерго Карелия" поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО "Водоканал", в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО "ТНС энерго Карелия", являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, в январе 2019 года осуществило поставку электрической энергии, в том числе в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Водоканал".
01.01.2017 между АО "ТНС энерго Карелия" и ООО "Водоканал" заключен договор энергоснабжения N 90053 (в редакции протокола урегулирования разногласий) на поставку электрической энергии в количестве, необходимом для содержания общего имущества в многоквартирных домах.
АО "ТНС энерго Карелия" направило ответчику акт приема - передачи и счет - фактуру для оплаты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды в январе 2019 года на общую сумму 48 402 рубля 36 копеек.
Претензией от 20.02.2019 истец потребовал от ответчика оплатить электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды за спорный период.
Поскольку в добровольном порядке ответчик задолженность не погасил, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, в частности, на поставку электроэнергии с целью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
При этом, согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Поскольку управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, то именно она признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией, как следствие, права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение с 01.01.2017 года включает в себя плату за коммунальные ресурсы, в том числе электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При этом, в соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации указанная плата вносится собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в адрес управляющей организации.
Таким образом, управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты а, б пункта 31, подпункт а пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет объема электрической энергии, поставленной в спорный период на общедомовые нужды, произведен истцом на основании пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, исходя из разницы между объемом ресурса по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета и объема ресурса, подлежащего оплате потребителями.
При этом, в силу подпунктов "г", "е", "ж", "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель (в данном случае - ответчик) обязан не только заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, но и производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, ежемесячно снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета (при его наличии), принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, обеспечивать установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Кроме того в соответствии с подпунктом "б" пункта 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Согласно пункту 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Довод ответчика об обязании истца представить доказательства, подтверждающие сведения об объемах электроэнергии, потребленной в жилых (нежилых) помещениях подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно пп. к (1) п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354. потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пп. ж п. 31 Правил N 354 АО "ТНС энерго Карелия", как лицо, осуществляющее поставку электрической энергии в помещения потребителей, обязано принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Как пояснил истец в отзыве на апелляционную жалобу передача показаний ИПУ в адрес АО "ТНС энерго Карелия" производится потребителями следующими способами: по телефону: на автоответчик колл-центра: потребителем лично: через сайт компании: по электронной почте; посредством CMC-сообщений: указанием показаний в платежных документах; через личный кабинет потребителя.
Кроме того, проводятся контрольные обходы и ежемесячное снятие показаний ИПУ представителями АО "ТНС энерго Карелия" (биллинг).
Действующим законодательством не предусмотрено обязательное наличие подписи потребителя и лица, осуществляющего контрольный обход, для обеспечения достоверности зафиксированных в ходе проверки показаний ИПУ. равно как и не установлена обязательная форма листа контрольного обхода с целью фиксации показаний ИПУ.
Исходя из этого, необходимым и достаточным является указание в реестрах проверок ИПУ сведений, позволяющих идентифицировать абонентов".
Указанный порядок получения показаний и их дальнейшего использования в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
ООО "Водоканал", обладая статусом управляющей организации, имеет возможность проверять показания ИПУ. расположенных внутри жилых помещений.
Кроме того, согласно заключенному договору на ответчика возложена обязанность по передаче показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирных домах истцу.
Согласно п. 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымо-удаления. систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, вопреки доводам жалобы отсутствие в МКД самостоятельных выходов из квартир в помещения общего пользования не свидетельствует об отсутствии в многоквартирном доме иного общего имущества, перечисленного в п. 7 Правил N 491. Данное обстоятельство также само по себе не является основанием для освобождения управляющей организации от оплаты стоимости электроэнергии, фактически поставленной в многоквартирный дом на общедомовые нужды.
Довод ответчика о необходимости учитывать и применять в расчетах "нулевой норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов", в которых потребление электрической энергии учитывается квартирными приборами учета, квартиры не имеют самостоятельных выходов в помещения общего пользования в таких домах, является несостоятельным в виду следующего.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: п. Тойвола. ул. Дорожная, д.22, ул. Школьная, д.7. с. Вешкелица. ул. Калинина, д.4. п.Лоймола, ул. Центральная, д. 12. п. Найстенъярви, ул. Студенческая, д. 126, ул. Заводская, д.8. которые включены в расчет задолженности, оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета.
Для случаев, когда многоквартирный лом оборудован общедомовым прибором учета, объем обязательств управляющей компании перед гарантирующим поставщиком по оплате стоимости электрической энергии, потребленной с целью содержания общего имущества в МКД, определяется в соответствии с пп. "а" п. 21 (1) Правил N 124.
Также истец пояснил, что в отношении жилых помещений, оборудованных ИПУ. АО "ТНС энерго Карелия" осуществляет расчет размера платы за коммунальную услугу энергоснабжение, предоставленную потребителям в жилых помещениях, в соответствии с п. 42 Правил N 354 - исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период.
В случае не предоставления потребителями показаний индивидуального прибора учета расчет размера платы за потребленную электроэнергию осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 59, 60 Правил N 354.
Таким образом, поскольку использованные истцом в расчете данные не опровергнуты надлежащими, в понимании статей 65 - 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, суд первой инстанции обоснованно признал правильным произведенный истцом расчет стоимости электроэнергии, потребленной в спорный период на общедомовые нужды.
В отношении довода о непривлечении в качестве третьего лица ПАО "МРСК Северо-Запада" суд апелляционной инстанции указывает следующее.
По смыслу статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и по составу с тем, которое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Целью участия третьего.ища. не заявляющего самостоятельных требований, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
В обоснование ходатайства о привлечении третьего лица необходимо представить доказательства того, что судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела, может повлиять на права или обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, каким образом решение по делу повлияет на права и обязанности сетевой организации в рассматриваемом случае, не представлено. Отказывая в удовлетворении ходатайства, суд исходит также из предмета настоящего спора, возникшего исключительно между истцом и ответчиком.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы по существу, доказательств оплаты не представлено, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации с подателя апелляционной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2019 по делу N А26-3035/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3035/2019
Истец: АО "ТНС энерго Карелия"
Ответчик: ООО "Водоканал"