05 сентября 2019 г. |
Дело N А83-307/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Малышевой И.А.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 июня 2019 года по делу N А83-307/2019 (судья Колосова А.Г.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымский научно-практический центр наркологии" (295034, г. Симферополь, ул. Февральская, д. 13)
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Филиал N 1 (295007, г. Симферополь, ул. Курортная, д. 7),
Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295006, г. Симферополь, ул. А. Невского, д. 17а)
о признании недействительным решения в части,
установил:
09.01.2019 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Крымский научно-практический центр наркологии" (ОГРН 1149102174671 - л.д. 131-134 т. 1, далее - ГБУЗ РК "КНПЦН", страхователь или заявитель) по почте предъявило требования (с изменения и утонениями) о признании недействительным решения Филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Крым (ОГРН 1147746335527 ГУ - РО Фонда социального страхования по РК, далее - филиал N 1 ГУ РО Фонда социального страхования по РК, контролирующий орган) N 292 от 21.12.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части:
- применения штрафа в сумме 3.911,50 руб.,
- начислении пеней в сумме 129,48 руб.,
- предложения уплатить взносы в сумме 19.557,51 руб. (л.д. 44-48, 22-25, 128-130 т. 1, 1-4, 33-34 т. 2).
Требования обоснованы тем, что выплаты за услуги медицинского осмотра для работников являются обязательными и не являются объектом обложения страховыми взносами.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, решение филиала N 1 ГУ РО Фонда социального страхования по РК N 292 от 21.12.2018 признано недействительным в части применения штрафа в сумме 3.911,50 руб., начислении пеней в сумме 129,48 руб., предложения уплатить взносы в сумме 19.557,51 руб. С ГУ РО Фонда социального страхования по РК в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 рублей (л.д. 81-91 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что выплаты по медицинскому осмотру работников направлены на обязательное ежегодное обследование работников, необходимое для осуществления ими трудовой деятельности; такие выплаты не являются доходом работников и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Филиалом N 1 ГУ - РО Фонда социального страхования по РК подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. Апеллянт указывает на то, что заявителем договор с медицинским учреждением для осуществления обследования работников заключен менее чем на год, такие выплаты включаются в базу начисления страховых взносов (л.д. 103-106 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ГБУЗ РК "КНПЦН" с ее доводами не согласно, так как выплаты производились в рамках исполнения обязанности работодателя по организации медицинских осмотров и не являются доходами работников (л.д. 127-129 т.2).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
ГБУЗ РК "КНПЦН" просило рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя (л.д. 134-135 т. 2).
О месте и времени участники извещены определением от 31.07.2019, копии которого получили 02.08.2019, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 99-101 т. 2).
01.08.2019 информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 102 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - апелляционный суд) определил: рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
21.12.2018 директором филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Крым Сиваковой О.А. на основании акта выездной проверки от 29.11.2018 N 292 (л.д. 64-73 т. 1) принято решение N 292 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Крымский научно-практический центр наркологии" применен штраф в сумме 3.912,66 руб., начислена пеня - 129,51 руб., и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 19.563,30 руб. (л.д. 26-27 т.1).
Из названного акта проверки, обжалованного решения и расчета (л.д. 37 т.2), следует, что к выводу о занижении плательщиком размера взноса на 19.563,30 руб. контролирующий орган пришел на том основании, что страхователь в период с 20.01.2015 по 31.12.2016 не включил в базу обложения взносами выплаты в сумме 674.400 руб. по заключенным с ООО "ВИТАПРОФ" договорам на медицинский осмотр сотрудников заявителя, срок действия которых менее одного года:
- N 353 от 01.10.2015, срок действия до 31.12.2015 на сумму 99.955,00 руб.;
- N 354 от 26.10.2015, срок действия до 31.12.2015 на сумму 99.965,00 руб.;
- N 335 от 03.11.2015, срок действия до 31.12.2015 на сумму 74.225,00 руб.;
- N 370 от 26.11.2015, срок действия до 31.12.2015 на сумму 87.520,00 руб.;
- N 371 от 01.12.2015, срок действия до 31.12.2015 на суммы 31.909,00 руб. и 49.036,00 руб.;
- N 23-ЗК-2016 от 05.09.2016, срок действия до 31.12.2016 на суммы 127.492,50 руб. и 78.607.50 руб.
Из представленных договоров, актов выполненных работ и платежных поручений следует, что предметом услуги являлся медицинский профосмотр сотрудников заявителя различными специалистами (терапевтом, неврологом, хирургом, психатором и т.д.), проведение обследований (рентген, ЭКГ и т.д.), отбор и исследование анализов (л.д.76-120 т. 1, 23-31 т. 2).
Согласно подпункта "л" пункта 6.1 Коллективного договора, заключенного 07.12.2017 между работодателем (заявителем) и действующей первичной профсоюзной организацией ГБУЗ РК "КНПЦН", работодатель обязался за счет собственных средств организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (л.д. 5-22 т. 2).
В соответствии частью 1 статьи 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014, действовавшая в периодах, за которые проведена проверка, далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Однако из положений статей 15, 16, 129, 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) следует, что оплата труда (вознаграждение за труд) - это выплаты, которые связаны с выполнением работником трудовой функции и зависят от результатов его труда.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. При этом видами медицинских осмотров являются, в том числе: периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы.
Пунктом 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н, медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных подлежит обязательным медицинским осмотрам один раз в год.
Гарантии привлечения к определенным видам деятельности только тех лиц, которым такая деятельность не противопоказана по состоянию здоровья и необходимость своевременного выявления у работника заболеваний, препятствующих выполнению им работы, с целью охраны здоровья, как самого работника, так и обслуживаемого населения, следуют из взаимосвязанных положений статьи 212, 213, 214 Трудового кодекса, согласно которым работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать за счет собственных средств проведение, в частности, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
Обязательность медицинских осмотров (обследований) работников медицинских организаций предусмотрена абзацем 2 статьи 213 Трудового кодекса.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 разъяснено, что факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что выплаты производились в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных в силу закона медицинских осмотров; по заключенным договорам на медицинский осмотр и в пределах оказанных услуг заявитель перечислил непосредственно исполнителю денежные средства, которые не являются экономической выгодой (доходом) работников и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы; в связи с чем не подлежат обложению взносами.
Такая же позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.03.2019 N Ф10-6334/2018 по делу N А84-1891/2018.
Тот факт, что договоры на медицинские осмотры заключены менее чем на год, обусловлен тем, что оплата услуг производилась заявителем за счет бюджетных средств, финансируемых на каждый конкретный год.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и при доказанности имеющих значение для дела обстоятельств; иных оснований для отмены судебного акта первой инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 июня 2019 года по делу N А83-307/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-307/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ"
Ответчик: ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Филиал N 1
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5259/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5259/19
05.09.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2768/19
19.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-307/19
25.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-307/19