город Омск |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А70-14984/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13358/2023) Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.10.2023 по делу N А70-14984/2023 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Мессояханефтегаз" (ИНН 8910002621, ОГРН 1028900622266, адрес: 629303, город Новый Уренгой, микрорайон Мирный, дом 1, корпус 1б) к Северо-Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании недействительным и отмене акта о рассмотрении жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги от 27.07.2023, вынесенного по корректировки сведений по объекту НВОС; признании недействительным свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П; обязании Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов акционерного общества "Мессояханефтегаз" путем изменения категории объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П,
при участии в судебном заседании представителей:
от Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Бунькова Н.В. (по доверенности от 04.04.2023 N 02-8580 сроком действия 04.04.2024),
от акционерного общества "Мессояханефтегаз" - Батурина Э.В. (по доверенности от 22.05.2023 N Д0126 сроком действия по 31.12.2024),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мессояханефтегаз" (далее - заявитель, общество, АО "Мессояханефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Северо-Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене акта о рассмотрении жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги от 27.07.2023, вынесенного по корректировки сведений по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС); признании недействительным свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - объекта приемно-сдаточный пункт (далее - ПСП) Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П; обязании Северо-Уральское межрегионального управления Росприроднадзора принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов общества путем изменения категории объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.10.2023 по делу N А70-14984/2023 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными акт о рассмотрении жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги от 27.07.2023, вынесенный по корректировке сведений по объекту НВОС, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П. Суд обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем изменения категории объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П, после вступления решения суда в законную силу; взыскал с управления в пользу общества судебные расходы в сумме 3 000 руб., понесенные по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что управление, в соответствии с пунктом 45 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 (далее - Правила N 830), по истечении 3 месяцев с даты направления в адрес общества уведомления о необходимости корректировки учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, содержащихся в федеральном государственном реестре, посредством личного кабинета сотрудника ведомства, по адресу https://ksv.rpn.gov.ru, осуществило самостоятельно корректировку учетных сведений об объекте в целях их приведения установленным критериям; заинтересованным лицом установлено, что на спорном объекте осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по выполнению комплекса операций, необходимых для приема, хранения, учета количества, оценки качества нефти и ее сдачи, кроме того, осуществляется очистка нефти от механических примесей, приемо-раздаточные операции и хранение нефти в резервуарах, подогрев поступающей на ПСП товарной нефти в путевых подогревателях, коммерческий учет нефти, внутренняя перекачка нефти из резервуара в резервуар, внешняя перекачка нефти в резервуарный парк ГНПС - 1 ОАО "АК "Транснефть" для подачи ее в магистральный нефтепровод, подача товарной нефти из резервуаров через системы измерения количества и показателей качества нефти (СИКН) на ГНГ1С - 1, откачка нефти и др. Данный факт подтверждается источниками негативного воздействия па объекте HBOC нефтепровод, площадка емкостей (источник выбросов N 6006). В силу указанного, управление пришло к выводу о том, что объект HBOC "ПСП" (код объекта 71-0189-000509- П) не является объектом хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа, не соответствует подпункту 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии N 2398) и не относится к объекту 1 категории.
АО "Мессояханефтегаз" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами управления, полагает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в силу чего изменению не подлежащим.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "Мессояханефтегаз" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям государственного реестра объектов НВОС, общество эксплуатирует три объекта НВОС, поставленных на учет в государственном реестре:
- "Западно-Мессояхский лицензионный участок" (код объекта 71-0172-002978-П) I категории негативного воздействия (вид деятельности - добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа);
- "Восточно-Мессояхский лицензионный участок" (код объекта 71-0189-000508-П) I категории негативного воздействия (вид деятельности - добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа);
- приемно-сдаточный пункт (ПСП) (код объекта 71-0189-000509-П) II категории негативного воздействия (вид деятельности - добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа).
04.12.2022 управлением в адрес общества направлено уведомление о необходимости корректировки учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, содержащихся в федеральном государственном реестре - ПСП (исх. N 06-26470 от 01.12.2022), посредством личного кабинета сотрудника ведомства, по адресу https://ksv.rpn.gov.ru.
В соответствии с пунктом 45 Правил N 830 по истечении 3 месяцев с даты направления уведомления управление осуществило корректировку учетных сведении об объекте, содержащихся в государственном реестре, в целях их приведения в соответствие с изменениями критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV в связи с непоступлением от юридического лица, заявления, указанного в пункте 44 Правил N 830 и выдало свидетельство о постановке на государственный учет объекта в форме выписки (N 8949529 от 07.04.2023) из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.
Общество обратилось в управление с жалобой на решение и действия (бездействия) управления, по результатам рассмотрения которой составлен оспариваемый акт от 27.07.2023.
Согласно выводам, содержащимся в указанном акте, на объекте НВОС "ПСП" (код объекта 71-0189-000509-П) осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по выполнению комплекса операций, необходимых для приема, хранения, учета количества, оценки качества нефти и ее сдачи. В связи с чем, объект НВОС "ПСП" (код объекта N 71-01 39-000509-П) не является объектом хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа, не соответствует подпункту 2 пункта 1 Критериев N 2398 и не относится к объекту I категории. По мнению управления, данный объект относится к объекту II категории.
Обращаясь в арбитражный суд с соответствующим заявлением, общество выразило несогласие с выводами управления, полагая, что они нарушают его права и законные интересы.
19.10.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ природной средой и объектами охраны являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона N 7-ФЗ).
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (статья 4 Федерального закона N 7-ФЗ).
По смыслу положений Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (пункт 3 статьи 69 Федерального закона N 7-ФЗ).
В силу части 1 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 2 поименованной статьи, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Как следует из части 6 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, ПСП был поставлен на учет 06.03.2017 как объект НВОС I категории, что подтверждается выданным обществу соответствующим свидетельством.
При постановке объекта НВОС на государственный учет ПСП критерием отнесения его к I категории объекта НВОС явилась деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа (подпункт "б" пункта 1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (действовавших до 01.01.2021).
Как установлено судом первой инстанции, общество неоднократно актуализировало сведения о спорном объекте. Последняя актуализация подтверждается Свидетельством N ЕОWL2NМ6 от 28.12.2020.
При этом, как следует из пояснений общества, с момента указанной актуализации объект не подвергался изменениям, не были изменены характеристики технологического процесса, не изменились сведения, отраженные в реестре объектов НВОС.
Как было указано выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", вступившим в силу 01.09.2022, утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Правила N 830 указанные определяют порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 4 Правил N 830, Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона N 7-ФЗ, включенных, в том числе, в региональные государственные реестры, подлежат включению в федеральный государственный реестр.
Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов (пункт 7 Правил N 830).
Внесение сведений об объекте в государственный реестр, актуализация учетных сведений об объекте, исключение учетных сведений об объекте из государственного реестра, корректировка учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, а также предоставление содержащихся в федеральном государственном реестре и региональных государственных реестрах информации осуществляется в соответствии с настоящими Правилами на безвозмездной основе (пункт 20 Правил N 830).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 830 основания для корректировки сведений об объекте HBOC возникают в случаях:
изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий;
выявления фактов внесения в государственный реестр учетных сведений об одном и том же объекте 2 раза и более;
утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности;
исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок в сведениях, содержащихся в государственном реестре.
При осуществлении корректировки учетных сведений об объекте в случае изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий пунктом 43 Правил N 830 установлено следующее:
1. Направление в электронном виде с использованием средств государственного реестра территориальным органом Росприроднадзора в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений об объектах, подлежащих включению в региональный государственный реестр, и направление в электронном виде с использованием средств государственного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Росприроднадзора сведений об объектах, подлежащих включению в федеральный государственный реестр;
2. Корректировка учетных сведений об объектах HBOC;
3. Выдача юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выписки из государственного реестра с откорректированными учетными сведениями об объекте HBOC.
Пунктом 44 Правил N 830 предусмотрено право юридического лица или индивидуального предпринимателя направить в территориальный орган Росприроднадзора заявление о корректировке присвоенной объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в связи изменениями критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий.
Пунктом 45 Правил N 830 установлено, что в случае не поступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, заявления, указанного в пункте 44 настоящих Правил, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу изменений критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования согласно его компетенции:
- направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, уведомление о необходимости корректировки категории объекта в связи с изменениями критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий;
- по истечении 3 месяцев с даты направления уведомления осуществляют корректировку учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, в целях их приведения в соответствие с изменениями и выдают юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, свидетельство о постановке на государственный учет объекта в форме выписки из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.
Из материалов дела следует, что 04.12.2022 обществу было направлено уведомление о необходимости корректировки учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, содержащихся в федеральном государственном реестре.
В дальнейшем, управление, руководствуясь процитированными выше положениями пункта 45 Правил N 830, по истечении 3 месяцев с даты направления уведомления, осуществило корректировку учетных сведении об объекте, содержащихся в государственном реестре, в целях их приведения в соответствие с изменениями Критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категории в связи с непоступлением от юридического лица заявления, указанного в пункте 44 Правил и выдало свидетельство о постановке на государственный учет объекта в форме выписки (N 8949529 от 07.04.2023) из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.
Управлением указано, что на спорном объекте осуществлялась деятельность по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях (подпункт 17 пункта 2 Критериев N 2398).
Вместе с тем, как следует из процессуальной позиции общества, поддержанной судом первой инстанции, обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ, влекущих изменение категории объекта НВОС, с момента постановки ПСП на учет и актуализации сведений фактически не возникло, в связи с чем управлением указанные действия по изменению категории спорного объекта осуществлены неправомерно.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у управления оснований для совершения оспариваемых действий по изменению категории спорного объекта, и, отклоняя доводы подателя апелляционной жалобы как необоснованные, отмечает следующее.
Как было указано выше, статьей 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что присвоение категории объекту HBOC осуществляется при его постановке на государственный учет на основании Критериев N 2398.
Критерии N 2398 предусматривают отнесение объекта HBOC к соответствующей категории, исходя из вида осуществляемой на объекте деятельности и назначения объекта HBOC.
Согласно подпункту 2 пункта 1 Критериев N 2398 объекте HBOC, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа, подлежит отнесению к объектам I категории.
Подпунктом 17 пункта 2 Критериев N 2398 установлено, что при осуществлении на объекте HBOC хозяйственной и (или) иной деятельности по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях такой объект HBOC подлежит отнесению к объектам II категории.
В настоящем случае, как установлено судом и отмечено выше, при постановке объекта НВОС на государственный учет ПСП критерием отнесения его к I категории объекта НВОС явилась деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа.
Так, как указывает заявитель и подтверждается материалами дела, ПСП является частью единого объекта, на котором ведется деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа Восточно-Мессояхского месторождения, и неразрывно связан физически и технологически с процессом добычи нефти и газа, так как такой процесс включает следующие этапы:
- движение нефти и газа по пласту к скважинам, благодаря искусственно создаваемой разности давлений в пласте и на забоях скважин;
- движение нефти и газа от забоев скважин до их устьев на поверхности;
- сбор продукции скважин и подготовка нефти и газа к транспортированию потребителям.
Согласно СП 231.1311500.2015 "Свод правил. Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 231.1311500.2015) к объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений относятся наземные объекты технологического комплекса добычи, сбора, транспорта и подготовки нефти и газа, идентифицируемые в соответствии со следующим перечнем:
- кустовая площадка;
- одиночная добывающая скважина;
- нефтегазосборный трубопровод;
- участок закачки рабочего агента для поддержания пластового давления, в том числе кустовая насосная станция;
- участок, установка комплексной или предварительной подготовки газа и конденсата, а также технологически связанные с ними объекты: дожимная компрессорная станция, установка диэтанизации конденсата и т.п.;
- участок закачки рабочего агента для поддержания пластового давления, в том числе кустовая насосная станция;
- участок, установка комплексной или предварительной подготовки газа и конденсата, а также технологически связанные с ними объекты: дожимная компрессорная станция, установка диэтанизации конденсата и т.п.;
- промысловый трубопровод транспорта нефти, газа и конденсата от площадок до врезок в магистральные трубопроводы (или до других площадок подготовки);
- вспомогательные объекты, технологически связанные с перечисленными выше: замерные установки, растворные узлы, нефтешламонакопители, объекты систем пожаротушения, водоснабжения и водоотведения и другие технологические сооружения, необходимые для функционирования объектов обустройства.
К объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений относится, в том числе, объект по выполнению комплекса операций, необходимых для приема, хранения, учета количества, оценки качества нефти и ее сдачи, каким и является спорный объект - ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П.
Следовательно, вопреки ошибочной позиции управления, ПСП соответствует критерию "деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа", поскольку является частью единого объекта, на котором ведется такая деятельность на Восточно-Мессояхском месторождении.
Так, ПСП физически и технологически неразрывно связан с процессом добычи нефти и газа, состоящего из следующих этапов: движение нефти и газа по пласту к скважинам, благодаря искусственно создаваемой разности давлений в пласте и на забоях скважин; движение нефти и газа от забоев скважин до их устьев на поверхности; прием, учет количества и оценка качества продукции скважин и подготовка нефти и газа к транспортированию потребителям.
Материалами дела подтверждено, что в Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для АО "Мессояханефтегаз" Пякяхинский лицензионный участок, Книга 2 указано: ПСП с резервуарным парком предназначен для выполнения комплекса операций, необходимых для приема, хранения, учета количества, оценки качества нефти и ее сдачи.
На площадке ПСП осуществляются следующие операции: очистка нефти на входе ПСП от механических примесей, подогрев поступающей на ПСП нефти, сброс подтоварной воды, коммерческий учет нефти, непрерывный контроль качества нефти (измерение плотности, влагосодержания, вязкости, давления и температуры), регулирование производительности и давления при откачке нефти на ГНПС-1, откачка учтенной нефти в выкидной трубопровод ПСП осуществляется в нефтепровод и др.
В пункте 1.4 Положительного заключения государственной экспертизы N 134-14/ОГЭ-3932/02 указано, что ПСП "Мессояха" предназначен для приема, учета количества и оценки качества нефти и представляет собой единый комплекс, обеспечивающий качественный коммерческий учет и отгрузку нефти на ГНПС.
По верному указанию суда первой инстанции, ПСП не попадает под критерий "деятельность по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях".
Поскольку ПСП не является частью магистрального трубопровода, судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки подателя апелляционной жалобы на ГОСТ Р 57512-201726 Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов в обоснование корректировки категории объекта.
Как обоснованно указывает заявитель, объекты, которые можно отнести к трубопроводу магистральному начинаются от объектов добычи и (или) пунктов приема. Вместе с тем, в данном случае ПСП является объектом, после которого (не включительно) начинаются объекты трубопровода магистрального. Границей магистрального трубопровода, предназначенного для транспортировки подготовленных жидких и газообразных углеводородов от ПСП до пунктов сдачи потребителям и (или) передачи в распределительные газопроводы, является ПСП, при этом собственно ПСП не является составной частью магистрального трубопровода.
Кроме того, по указанию заявителя, напорный нефтепровод является внутрипромысловым трубопроводом, обслуживает один промысел - Восточно-Мессояхский лицензионной участок, углеводороды ни с каких иных промыслов на ПСП не поступают. Нефть по напорному нефтепроводу с ЦПС Восточно-Мессояхского месторождения поступает на площадку ПСП (стр.7 Проекта нормативов ПДВ).
Напорный нефтепровод не попадает под критерий, с учетом которого управлением произведена корректировка категории спорного объекта ("Деятельность по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов").
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции относительно того, что в настоящем случае у управления не имелось оснований для изменения категории спорного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.10.2023 по делу N А70-14984/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14984/2023
Истец: АО "МЕССОЯХАНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования