г. Челябинск |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А76-52904/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Жернакова А.С., Камаева А.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу и Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2023 по делу N А76-52904/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области - Голубков Олег Валентинович (паспорт, доверенность от 10.01.2024, срок действия до 31.12.2024, диплом), Сливницына Ольга Сергеевна (паспорт, доверенность от 10.01.2024, срок действия до 31.12.2024, диплом, свидетельство о заключении брака);
Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу - Серкова Надежда Михайловна (паспорт, доверенность N 56 от 12.12.2023, срок действия до 12.12.2024, диплом, копия свидетельства о заключении брака),
Главного управления лесами Челябинской области - Согрина Наталья Алексеевна (служебное удостоверение, доверенность от 28.12.2023, срок действия до 31.12.2024, нотариально заверенная копия диплома).
В судебном заседании присутствует слушатель Емалитдинова Ольга Евгеньевна (паспорт).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Федеральное агентство лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ) в судебное заседание не явилось, представителей не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
С учетом мнения присутствующих представителей и в соответствии со ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ, апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившегося третьего лица.
Администрация Саткинского Муниципального района Челябинской области (далее-истец, Администрация) 23.12.2020 обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу (далее - ответчик, Департамент) о:
- признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 74:18:0000000:8072, категории земель - земли лесного фонда, для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу - Россия, Челябинская область, Саткинский район, Саткинское участковое лесничество, ОГУ "Саткинское лесничество", в части квартала 36 (выделы 30, 37-39, часть 25, часть 31-34, часть 36, часть 42-45, часть 53, часть 55) в координатах поворотных точек наложения (МСК74, зона 1);
- исключении из ЕГРН запись N 74-74-18/009/2009-309 о праве собственности Российской Федерации лесного участка с кадастровым номер 74:18:0000000:8072, категория земель: земли лесного фонда - для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, Саткинский район, Саткинское участковое лесничество ОГУ "Саткинское лесничество", в части квартала 36 (выделы: 30, 37-39, часть 25, часть 29, часть 31-34 часть 36, часть 42-45, часть 53, часть 55) в координатах поворотных точек наложения (МСК-74, зона 1) (с учетом принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения предмета иска (том 5 л.д. 15-21).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление лесами Челябинской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2023 иск удовлетворен.
С принятым решением не согласилось Главное управление лесами Челябинской области (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Апеллянт считает, что судом при вынесении решения не учтены нормы права, отраженные в отзыве, мнении, мнении на экспертизу, пояснениях по делу, не дана оценка материалам лесоустройства.
Указывает, что земли, занятые лесами, учитывались в составе земель городов, но в тоже время входили в состав единого государственного лесного фонда.
Податель жалобы пояснил, что Постановлением СНК РСФСР от 22.04.1936 N 488 "О передаче г. Сатка лесных площадей из лесного фонда "Востокостали" передан лесной фонд общей площадью 1326га в целях создания зеленой зоны вокруг новостроящегося города Сатка (как защитных лесов особого назначения), при этом, данным актом произведено изъятие участка из пользования лесного фонда пользователя - "Востокостали" и передача его в пользование другого лица - городу Сатка. Исключения из единого лесного фонда не производилось, целевое назначение лесов не менялось.
Апеллянт указал, что федерального закона по лесам, расположенным на землях городских поселений, законодателем принято не было, изъятия и перевода из лесного фонда Правительством Российской Федерации не осуществлялось.
Податель жалобы пояснил, что лесной фонд никогда не выбывал из собственности государства (в порядке разграничения отнесен к федеральной собственности). Сведения государственного кадастрового учета носят лишь информативный характер об объекте, не подтверждают возникновение законных прав, и не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории.
Апеллянт указывает, что постановка на кадастровый учет земельных участков с КН 74:18:0000000:7961, 74:18:0000000:7774, 74:18:0000000:8071 осуществлена в 2011 году, как земель населенных пунктов, при этом, законных прав у истца на участки не возникли и не зарегистрированы в установленном порядке.
Податель жалобы пояснил, что исходя из требований ст.8, 83, 84 Земельного кодекса РФ, ст.24, 25 Градостроительного кодекса РФ, федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" следует, что возможен перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов при условии установления городской черты и согласования документов территориального планирования с Рослесхозом. При этом, статус лесов не утрачивается, федеральная собственность на землю не отменяется.
Апеллянт указал, что публичная процедура перевода земель лесного фонда с кадастровым номером 74:18:0000000:8072 в земли населенных пунктов не производилась, генеральный план г.Сатки с Рослесхозом не согласовывался. В силу закона при таксации не изменяются границы лесничества.
Податель жалобы считает, что основания для применения к отношениям сторон Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории в настоящем деле отсутствуют в связи со следующим:
- нормы Федерального закона N 280-ФЗ от 29.07.2017 направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений двух публичных реестров (ГЛР и ЕГРН) о зарегистрированных правах, при этом, право собственности на лесной фонд у Российской Федерации возникло, зарегистрировано, право муниципальной собственности на земельные участки, равно, как и право неразграниченной собственности у истца не возникло;
- земли лесного фонда возможно индивидуализировать по признаку фактического расположения на этих землях лесов и по материалам лесоустройства;
- нельзя признать добросовестным поведение истца при постановке на кадастровый учет участков с КН 74:18:0000000:7961, 74:18:0000000:7774, 74:18:0000000:8071, поскольку материалами дела подтверждается наличие на участке именно леса, следовательно, до постановки на кадастровый учет участков категории земли населенных пунктов истец должен был удостовериться в том, что спорный участок не относится к землям государственного лесного фонда.
С вынесенным решением также не согласился Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу области (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, отказать в удовлетворении требований Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области о признании права собственности отсутствующим на земли лесного фонда.
Апеллянт считает, что в решении допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Вывод Арбитражного суда Челябинской области об изъятии лесных площадей из лесного фонда городу Сатке на основании постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР N 488 от 22 апреля 1936 года, решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся N 326 от 31 мая 1955 года об утверждении Генерального проекта планировки жилого поселка Саткинских заводов "Магнезит", основан на ошибочном применении и толковании норм материального права, регулировавших спорные правоотношения в указанные периоды.
Апеллянт указывает, что согласно постановлению СНК РСФСР N 488 от 22.04.1936 "О передаче городу Сатка Челябинской области лесных площадей из лесного фонда "Востокстали" следует, что городу из лесного фонда переданы в целях создания зеленой зоны вокруг новостроящегося города лесные участки, при этом, данным актом произведена передача лесного участка в пользование - городу Сатка. Сведений об исключении данного участка из земель лесного фонда и передаче его в земельный фонд документ не содержит.
Податель жалобы утверждает, что суд не дал надлежащей правовой оценки доказательству истца, подтверждающему пересечение спорного земельного участка с землями лесного фонда по действующим материалам лесоустройства.
Апеллянт не согласен с выводов судебной экспертизы, проведенной ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки". Эксперт делает вывод о том, что земельные участки, входящие в участок лесного фонда с кадастровым номером 74:18:0000000:8072 имеют наложение с земельными участками предоставленные по постановлению Совета народных комиссаров РСФСР от 22.04.1936 N 488. Процедура изъятия из государственной собственности, не была соблюдена и спорная территория предоставлена лишь в пользование городу Сатка, собственность на лесной фонд всегда оставалась за Российской Федерацией.
Податель жалобы ссылается на неприменение Федерального закона N 280-ФЗ. Норма статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра применению не подлежат, поскольку право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН.
Положения закона 280-ФЗ, устанавливают прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, которые осуществляют деятельность, не связанную с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН.
Апеллянт считает, что в соответствии с определением ВС РФ от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции закона N280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений.
Податель жалобы указывает, что вывод суда об исключении лесных участков по решению регистрирующего органа из состава лесного фонда ошибочный. Так как границы населенного пункта Саткинского городского округа поставлены на кадастровый учет еще в 2011 году после утверждения Генерального плана Саткинского городского округа, то Филиал ППК "Росреестра" не имеет оснований ставить на кадастровый учет границы Саткинского лесничества, которые имеют пересечение с землями населенного пункта.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 апелляционные жалобы Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу и Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2023 по делу N А76-52904/2020 приняты к производству, судебное заседание назначено на 20 декабря 2023 года на 12 час. 30 мин.
До начала судебного заседания Департаментом лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу реализовано его право на ознакомление с материалами дела.
Также от Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу во исполнение определения суда поступил реестр почтовых отправлений от 21.11.2023 N 125 в качестве доказательства направления Администрации Саткинского Муниципального района Челябинской области, Главному управлению лесами Челябинской области, Федеральному агентству лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ) копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют. К материалам дела приобщён вышеуказанный документ в порядке ст. 260 АПК РФ.
От Администрации Саткинского Муниципального района Челябинской области поступил отзыв на апелляционные жалобы. Отзыв на апелляционные жалобы приобщён к материалам дела в порядке ч. 2 ст. 262 АПК РФ.
С учетом озвученных пояснений сторон коллегия пришла к выводу о необходимости отложить судебное разбирательство.
Определением от 20.12.2023 судебное разбирательство отложено на 23.01.2024. Лицам, участвующим в деле, предложено представить дополнительные документы и пояснения.
До начала судебного разбирательства от Федерального агентства лесного хозяйства поступил отзыв с пояснениями во исполнение определения суда с приложением копий документов Рослесхоза. Отзыв с приложениями приобщен к материалам дела.
От Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области поступили дополнения к отзыву. Дополнения к отзыву приобщены к материалам дела.
От Администрации Саткинского Муниципального района Челябинской области хозяйства поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов, а именно копий судебных актов. Ходатайство удовлетворено, судебные акты приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, городская черта города Сатки, согласно выписке о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов, поставлена на кадастровый учёт, сведения о границах населенного пункта внесены в ЕГРН 02.12.2010.
Муниципальным образованием из состава земель населенных пунктов образованы и поставлены на кадастровый учет три земельных участка:
- кадастровый номер 74:18:0000000:7774, вид разрешенного использования - для спортивно-оздоровительных целей; (дата постановки - 09 декабря 2016 г.);
- кадастровый номер 74:18:0000000:7961, вид разрешенного использования - для размещения Каргинского парка (дата постановки -18 декабря 2017 г.);
- кадастровый номер 74:18:0000000:8071, вид разрешенного использования - для размещения объектов спорта (дата постановки - 15.08.2018).
За Российской Федерацией на указанные земли зарегистрировано право собственности как на лесные участки из состава земель лесного фонда, расположенные в квартале 36 Саткинского лесничества, кадастровый номер участка 74:18:0000000:8072. В подтверждение права собственности Российской Федерации предоставлены свидетельства о праве собственности от 25.12.2003 и 27.04.2009.
По свидетельству от 25.12.2003 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, условный номер 74:18:0000000:000, который полностью входил в 36 квартал. Основание регистрации права федеральной собственности явилась статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
27.04.2009 в результате раздела лесного участка 74:18:0000000:000 на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области от 04.12.2006, от 24.12.2008 и от 19.02.2009 из состава лесного участка условный номер 74:18:0000000:000 выделен участок условный номер 74-74-18/009/2009-309. На выделенный участок, ныне кадастровый номер 74:18:0000000:8072, также зарегистрировано право федеральной собственности в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
27.04.2009 на участок 74:18:0000000:8072 право федеральной собственности зарегистрировано на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для регистрации права федеральной собственности в 2003 году на участки, расположенные в границах населенного пункта, отсутствовали основания, следовательно, и последующая регистрация на выделенные из него участки не может быть признана легитимной, так как в результате раздела не мог быть выделен участок, не относившийся к лесному фонду по Лесному кодексу 1997 года.
На Плане Саткинской поселковой черты Челябинской области и проекте расширения городской поселковой черты и зеленой зоны в связи со строительством города "Новая Сатка", составленном на основе решения президиума Саткинского Рика от 02.06.1934 года, протокол N 113, описаны границы расширения городской черты, указаны лесные кварталы.
Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР N 488 от 22.04.1936 "О передаче городу Сатка Челябинской области лесных площадей из лесного фонда "Востокостали" городу в целях создания зеленой зоны вокруг новостроящегося города переданы из лесного фонда лесные участки.
На Плане лесонасаждений Саткинского лесничества Саткинского лесхоза Челябинской области Башкирского управления Главлесохраны при СНК СССР, подготовленном после передачи участков городу, по состоянию на 1939 год, отражена Саткинская городская черта, при этом спорные участки находятся внутри городской черты.
Согласно Постановлению N 9 Президиума Челябинского областного исполнительного комитета от 11.02.1939 года утверждены и закреплены за городом Сатка ранее выделенные из лесного фонда и фактически осваиваемые земельные участки. Леса, расположенные на территории городов и поселков, в том числе Сатка, зачислены в зеленую зону городского и поселкового советов поселков (пункт 5).
В силу положений решений Облисполкома N 326 от 31 мая 1955 года утвержден Генеральный проект планировки жилого поселка Саткинских заводов "Магнезит" с обустройством в городе Парка культуры и отдыха на площади 100 га.
В Генеральном плане города Сатка 1956 года ЦПКиО описан как действующий.
Решением исполнительного комитета Челябинского областного совета депутатов трудящихся N 184-1 от 20.04.1976 и Решением исполнительного комитета Саткинского городского совета депутатов трудящихся N 128 от 30.03.1976 согласованы и утверждены городская черта и план земельнохозяйственного устройства г. Сатки.
02.12.2011 граница города внесена в ЕГРН.
При рассмотрении дела определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2022 удовлетворено ходатайство истца, по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза. Проведение судебной экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Бюро независимых экспертиз и оценки" (г. Челябинск, ул. Кирова, д. 132, оф. 301), эксперту Кондрух Юлии Николаевне (общий трудовой стаж эксперта - 21 год, стаж в качестве эксперта - 17 лет).
В экспертном заключении N 036/2023 эксперт установил наложение границ земельного участка кадастровый номер 74:18:0000000:8072 на земли, отведенные городу в 1936 году постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 22.04.1936 N 488. Также установлено наложение участка на земли в границах города 1976 года, по состоянию на дату регистрации права федеральной собственности в 2003 году и на земли в границах населенного пункта по данным ЕГРН.
Относительно земельных участков, поставленных на кадастровый учет администрацией, с кадастровыми номера 74:18:0000000:7774, 74:18:0000000:7961 и 74:18:0000000:8071, эксперт установил, что они относятся к категории земель населенных пунктов и расположены на территории земельного участка, отведенного г. Сатка Челябинской области согласно постановлению Совета народных комиссаров РСФСР от 22.04.1936 N 488 на территории кварталов N 152 и N 171 и в границах городской черты, внесенной в государственный кадастр недвижимости в 2011 году.
Также экспертом установлено, что земельные участки, имеющие кадастровые номера 74:18:0000000:7774 и 74:18:0000000:8071, расположены на территории ЦИКиО согласно генеральному плану г. Сатка Челябинской области от 1956. В настоящее время на этом месте расположен и функционирует парк культуры и отдыха.
При установлении наложения земельных участков с кадастровыми номерами 74:18:0000000:7961, 74:18:0000000:7774, 74:18:0000000:8071 на земли лесного фонда с кадастровым номером 74:18:0000000:8072 эксперт определил координаты поворотных точек наложения.
Принадлежность земельных участков кадастровые номера 74:18:0000000:7961, 74:18:0000000:7774, 74:18:0000000:8071 к землям населенных пунктов определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН. Эти участки расположены в пределах границ города Сатки, кадастровый учет которой осуществлен Администрацией до 01.01.2016, а именно 02.12.2011.
В итоге, суд первой инстанции пришел к выводу, что, земельные участки, образованные в пределах ранее установленных и поставленных (до 01.01.2016) на кадастровый учет границ города Сатка правомерно отнесены Администрацией Саткинского муниципального района к категории земель населенных пунктов.
Также судом первой инстанции отмечено, что истец является добросовестным владельцем спорного участка. С 1936 года участок находится в черте города, на нем расположен действующий парк культуры и отдыха, администрация в настоящее время выполняет работы по реконструкции парка на основании муниципального контракта. На момент образования и постановки на кадастровый учет администрацией трех участков из состава земель населенных пунктов, находящихся в неразграниченной государственной собственности, по материалам таксации 2012 года сведения о квартале 36 Саткинского лесничества, Саткинского участкового лесничества Челябинской области отсутствуют. О не включении 36 квартала в утвержденной схеме границ лесопарковых зон, зеленых зон, расположенных в лесах Саткинского лесничества свидетельствует также постановление Правительства Челябинской области от 22.08.2012 N 455-П.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что в рамках своих полномочий Рослесхозом проведены работы по установлению границ Саткинского лесничества Челябинской области на основании документированной информации ГЛР, в том числе картографических материалов лесоустройства, а также с учетом данных, содержащихся в ЕГРН, и в соответствии с нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органом регистрации прав внесены сведения о границе лесничества в ЕГРН под реестровым номером 74:18-15.1. О внесении в ЕГРН сведений о границах Саткинского лесничества Челябинской области под реестровым номером 74:18-15.1 Рослесхоз 15 августа 2023 года уведомил Администрацию Саткинского муниципального района Челябинской области.
Разрешая спор о праве, судом первой инстанции установлено наложение границ участков населенного пункта и лесного фонда в части лесного бора, установлен факт передачи спорных участков в 1936 году городу Сатка, осуществление истцом кадастрового учета участков в составе земель населенного пункта с внесением сведений в ЕГРН в 2011 году, а также добросовестное владение истцом спорными участками (выделенными из первоначального) на протяжении всего времени с момента их передачи.
Суд первой инстанции также отметил, что Российская Федерация доказательств владения, пользования и распоряжения участками суду не представила. На территории спорного выдела расположен парк культуры и отдыха муниципального значения, содержание и обслуживание которого осуществляется за счет средств местного бюджета, в том числе уборка территории как парка, так и лесного массива, осуществление противопожарной безопасности территории.
Повторно рассмотрев материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалоб, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6, 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса" от 04.12.2006 N 201-ФЗ (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22)).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановления N 10/22, признание зарегистрированного права отсутствующим является исключительным и самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из ЕГРН записи о праве собственности ответчика на объект (в том числе в случаях двойной регистрации на один и тот же объект). Устранение спорной записи в ЕГРН, само по себе должно обеспечивать восстановление прав истца, заинтересованного в устранении сомнений о принадлежности права именно ему.
Из указанных положений следует, что иск о признании права отсутствующим является возможным способом защиты права в случаях, когда государственная регистрация права осуществлена на один и тот же объект недвижимости за разными лицами.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления N 10/22).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11).
Иск о признании права отсутствующим не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 N 19-КГ15-47).
Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Следовательно, удовлетворение такого требования возможно, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36).
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Коллегией установлено, что в рамках дела N 3а-6/2020, рассматривался административный иск Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Совету депутатов Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, в котором, с учетом уточнения предмета требований, просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области от 24 декабря 2012 года N 164/36 "Об утверждении Генерального плана Саткинского городского поселения в составе Схемы территориального планирования Саткинского муниципального района" (далее - решение Совета депутатов Саткинского городского поселения от 24 декабря 2012 года N 164/36 "Об утверждении Генерального плана Саткинского городского поселения...") в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Саткинского лесничества Саткинского участкового лесничества: в квартале 36 - часть выдела 31 площадью 15 164 кв. м, часть выдела 34 площадью 43 504 кв. м, выдел 38 площадью 6 058 кв. м, часть выдела 39 площадью 6 846 кв. м, часть выдела 40 площадью 1 286 кв. м, часть выдела 42 площадью 7 994 кв. м, выдел 43 площадью 12 250 кв. м, выдел 44 площадью 2501 кв. м, часть выдела 45 площадью 17 487 кв. м, часть выдела 46 площадью 11 435 кв. м, часть выдела 47 площадью 1 621 кв. м, часть выдела 48 площадью 5 311 кв. м, часть выдела 49 площадью 54 692 кв. м, часть выдела 55 площадью 5 143 кв. м, в квартале 36 - часть выдела 34 площадью 7 509 кв. м, часть выдела 42 площадью 2 160 кв. м, часть выдела 47 площадью 13 094 кв. м, часть выдела 54 площадью 863 кв. м, часть выдела 55 площадью 768 кв. м, в квартале 36 - часть выдела 40 площадью 822 кв. м, часть выдела 49 площадью 11 183 кв. м, часть выдела 55 площадью 32 487 кв. м, часть выдела 56 площадью 3 965 кв. м, часть выдела 62 площадью 2 062 кв. м, на которых в настоящее время сформированы как из земель населенного пункта и поставлены на кадастровый учет три земельных участка.
Согласно позиции, изложенной в судебных актах по делу N 3а-6/2020, в силу действовавшего на момент принятия решения Совета депутатов Саткинского городского поселения от 24 декабря 2012 года N 164/36 законодательства проект Генерального плана муниципального образования "Саткинское городское поселение" Саткинского муниципального района Челябинской области, которым установлены границы города Сатка, предусматривавшие включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого населенного пункта, мог быть утвержден Советом депутатов Саткинского городского поселения только при условии соблюдения процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Поскольку процедура согласования соблюдена не была, суд признал недействительным решение Совета депутатов Саткинского городского поселения от 24 декабря 2012 года N 164/36 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Саткинского лесничества Саткинского участкового лесничества.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав судебные акты по делу N 3а-6/2020, приходит к выводу о том, что они не обладают признаками преюдициальности.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ввиду иного субъектного состава в рамках рассмотрения настоящего дела в данном случае положения ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неприменимы.
Между тем в соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из требований (принципов) правовой определенности, обязательности и непротиворечивости судебных актов, вопреки доводам истца по настоящему делу, в рамках рассматриваемого дела должен быть учтен вступивший в законную силу судебный акт по делу N 3а-6/2020.
Более того, согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
Без установления факта возникновения прав правообладателя на спорные земельные участки, добросовестности приобретателя, невозможно говорить о безусловном приоритете сведений ЕГРН над сведениями Государственного лесного реестра.
Однако, вопреки доводам истца и выводам суда первой инстанции, материалами дела не подтверждается возникновение права собственности истца на спорные земельные участки, доказательств иного истцом в материалы настоящего дела не представлено.
При этом в ходе рассмотрения дела N 3а-6/2020 судами было установлено из представленных доказательств следующее.
Лесные участки, расположенные на землях лесного фонда в квартале N 36 (лесотаксационные выделы 1 - 15, часть 16, 17, часть 18, 19 - 26, часть 27, 28 - 66), целевое назначение которых - для ведения лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, входят в состав лесного участка с кадастровым номером 74:18:0000000:8072, расположенного в Саткинского лесничества Саткинского участкового лесничества Челябинской области, находятся в собственности Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке (регистрационная запись Единого государственного реестра недвижимости ним от 27 апреля 2009 г. N 74-74-18/009/2009-309).
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:18:0000000:8072, категория земель: земли лесного фонда - для ведения лесного хозяйства, площадью 28 073 445 кв. м, расположенный в Челябинской области, Саткинский район, Саткинское участковое лесничество, включая квартал 36 (выделы 1 - 15, часть 16, 17, часть 18, 19 - 26, часть 27, 28 - 66), возникло в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ и зарегистрировано 27 апреля 2009 года, что подтверждается регистрационной записью в Едином государственном реестре недвижимости от 27 апреля 2009 г. N 74-74-18/009/2009-309 согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества.
Земельный участок, принадлежащий Российской Федерации и переданный в ведение Главного управления лесами Челябинской области, был сформирован по материалам лесоустройства - карте Саткинского лесхоза 1953 - 1954 годов, карт и таксионных описаний 1976, 1986 и 1996 годов, проекта организации и ведения лесного хозяйства 1996 года.
Согласно Схеме к Проекту организации и развития лесного хозяйства Саткинского мехлесхоза Челябинского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР 1976 - 1977 годов, проекту организации и развития лесного хозяйства Саткинского комплексного леспромхоза Челябинского производственного лесохозяйственного и лесозаготовительного объединения Министерства лесного хозяйства РСФСР 1986 - 1987 годов и проекту организации и ведения лесного хозяйства Саткинского лесхоза Челябинского управления леса 1996 год лесной квартал N 36 обозначен как лесопарковая часть зеленой зоны, то есть относится к лесам первой группы.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области по запросу суда письмом от 18 февраля 2020 года N 2240 представлена информация о наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 74:18:0000000:8072, расположенном в Челябинской области, Саткинский район, Саткинское участковое лесничество, который включает, в том числе, квартал 36 (выделы 1 - 15, часть 16, 17, часть 18, 19 - 26, часть 27, 28 - 66), и относящимся к категории земель - земли лесного фонда, актуальные сведения о котором внесены на основании плана лесного участка от 15 августа 2018 года N 66, представленного Главным управлением лесами Челябинской области.
В ходе мероприятий, осуществленных Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу и ФГБУ "Рослесинфорг", установлено частичное наложение земельных участков на территории в границах города Сатка на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, из состава земель лесного фонда Саткинского лесничества, на которых сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 74:18:0000000:8071, 74:18:0000000:7774 и 74:18:0000000:7961 с иной категорией земель.
В ходе рассмотрения дела N 3а-6/2020 судами установлено, что по результатам картографического наложения сведений генерального плана, утвержденного решением от 24 декабря 2012 года N 164/36 "Об утверждении Генерального плана Саткинского городского поселения...", на материалы лесоустройства Саткинского лесничества, выполненного Филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект", имеет место частичное наложение земельных участков на территории в границах города Сатка на земельные участки из состава земель лесного фонда Саткинского лесничества Челябинской области, расположенные в квартале 36 часть выдела 31 площадью 15 164 кв. м, часть выдела 34 площадью 43 504 кв. м, выдел 38 площадью 6 058 кв. м, часть выдела 39 площадью 6846 кв. м, часть выдела 40 площадью 1 286 кв. м, часть выдела 42 площадью 7 994 кв. м, выдел 43 площадью 12 250 кв. м, выдел 44 площадью 2501 кв. м, часть выдела 45 площадью 17 487 кв. м, часть выдела 46 площадью 11 435 кв. м, часть выдела 47 площадью 1 621 кв. м, часть выдела 48 площадью 5 311 кв. м, часть выдела 49 площадью 54 692 кв. м, часть выдела 55 площадью 5143 кв. м, часть выдела 34 площадью 7509 кв. м, часть выдела 42 площадью 2160 кв. м, часть выдела 47 площадью 13 094 кв. м, часть выдела 54 площадью 863 кв. м, часть выдела 55 площадью 768 кв. м, часть выдела 40 площадью 822 кв. м, часть выдела 49 площадью 11 183 кв. м, часть выдела 55 площадью 32 487 кв. м, часть выдела 56 площадью 3965 кв. м, часть выдела 62 площадью 2062 кв. м.
Тот факт, что в соответствии с генеральным планом указанные выше территории 36 квартала Саткинского участкового лесничества фактически находятся в границах Саткинского городского поселения, что на данной территории в настоящее время администрацией города Сатка сформированы и поставлены на кадастровый учет три земельных участка с кадастровыми номерами 74:18:0000000:8071, 74:18:0000000:7774 и 74:18:0000000:7961, отнесенные к категории земель населенных пунктов, административным ответчиком - Советом депутатов Саткинского городского поселения по существу не оспаривалось в рамках дела N 3а-6/2020.
Проект генерального плана до его утверждения не проходил процедуры его согласования в соответствии с Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69.
Генеральным планом города Сатка в границы города Сатка включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда Саткинского участкового лесничества Саткинского лесничества Челябинской области в квартале 36 (часть выдела 31, часть выдела 34, выдел 38, часть выдела 39, часть выдела 40, часть выдела 42, выделы 43, 44, часть выдела 45, часть выдела 46, часть выдела 47, часть выдела 48, часть выдела 49, часть выдела 54, часть выдела 55, часть выдела 56 и часть выдела 62) в отсутствие получения согласия Федерального агентства лесного хозяйства на включение указанных выше лесных участков в земли населенного пункта, суд приходит к выводу о нарушении при подготовке проекта Генерального плана города Сатка предусмотренной статьей 25 ГрК Российской Федерации процедуры согласования проекта генерального плана, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК Российской Федерации).
При этом довод Совета депутатов Саткинского городского поселения об отсутствии необходимости согласования проекта генерального плана, утвержденного решением от 24 декабря 2012 года N 164/36, с Федеральным агентством лесного хозяйства в связи с тем, что спорные территории лесного фонда были изъяты из земель лесного фонда и переданы в состав населенного пункта город Сатка на основании постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР N 488 от 22 апреля 1936 года, решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся N 326 от 31 мая 1955 года об утверждении Генерального проекта планировки жилого поселка Саткинских заводов "Магнезит", решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся N 129 от 14 марта 1978 г. об утверждении проекта Генерального плана города Сатка отклонен судами общей юрисдикции, как основанный на ошибочном применении и толковании норм материального права, регулировавших спорные правоотношения в указанные периоды.
Правоотношения, связанные с изменением категории земель и переводом земель из одной категории в другую на момент издания постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР N 488 от 22 апреля 1936 года, решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся N 326 от 31 мая 1955 и решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся N 129 от 14 марта 1978 регулировались Земельным кодексом РСФСР от 30 октября 1922 года (далее - ЗК РСФСР 1922 года), утратившим силу на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1971 года в связи с введением в действие с 1 декабря 1970 года Земельного кодекса РСФСР, Общими началами землепользования и землеустройства, утвержденными Центрального исполнительного комитета СССР 15 декабря 1928 года, утратившими силу в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1969 года N 3909-VII, Инструкцией по применению постановления Земельного кодекса о городских землях, утвержденной Постановлением Народного комиссариата земледелия РСФСР и Народного комиссариата внутренних дел РСФСР от 18 июля 1923 года.
Законодательным актом в области регулирования лесных отношений в период с 1 августа 1923 года по 1 января 1979 года являлся Лесной кодекс РСФСР от 25 июля 1923 года (далее - ЛК РСФСР 1923 года), который был признан утратившим силу с момента введения в действие Лесного кодекса РСФСР от 8 августа 1978 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1978 года.
Согласно пунктам 57 - 58 Общих начал землепользования и землеустройства 1928 года, городскими землями признавались земли, находящиеся внутри городской черты, за исключением земель специального назначения. Порядок установления городской черты и ее изменения, а равно земельные распорядки внутри городской черты устанавливаются законодательством союзных республик.
Из положений статьи 145 ЗК РСФСР 1922 года следует, что городской чертой, действующей в момент введения сего Кодекса, считается наружная граница земель как застроенных, так и незастроенных, состоящих в заведывании городского совета к первому августа 1922 года, а также примыкающих к городской границе бывших городских земель, если они не находятся в фактическом пользовании крестьянского населения или рабочих организаций. Аналогичное понятие содержалось также в пунктах 3, 6, 27 Инструкции по применению постановления Земельного кодекса о городских землях, согласно которой городская черта определялась по застроенным кварталам города с учетом нахождения земель в фактическом заведовании городских властей; утверждение проекта границ являлось утверждением городской черты.
При этом земли государственного лесного фонда в самостоятельную категорию ЗК РСФСР 1922 года не выделялись.
ЛК РСФСР 1923 года предусматривалось, что все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, отграниченные в установленном для того порядке от земель иного назначения, являются государственной собственностью и образуют единый государственный лесной фонд (статья 1).
Согласно части 3 статьи 1 ЛК РСФСР 1923 года исключенные из лесного фонда и подлежащие передаче в земельный фонд земельные площади с произрастающей на них древесной растительностью поступают в заведывание землеустроительных учреждений и предоставляются ими землепользователям на основании и условиях, предусмотренных Земельным кодексом.
ЛК РСФСР 1923 года подразделял государственный лесной фонд на леса общегосударственного значения и леса местные (часть 4 статьи 1).
В состав лесов местного значения выделялись лесные участки, расположенные вне крупных лесных массивов, а именно: бывшие крестьянские, общественные и переселенческие лесные наделы, леса, находившиеся в подворном крестьянском владении (отруба, хутора) и другие леса, принадлежавшие до национализации лесов сельским обществам и товариществам крестьян и не имеющие общегосударственного значения. Все леса, оставшиеся в едином государственном лесном фонде после выделения из него лесов местного значения, составляют леса общегосударственного значения (статьи 5, 13 ЛК РСФСР 1923 года).
Согласно статьям 14, 15 ЛК РСФСР 1923 года леса общегосударственного значения по роду пользования разделялись на леса собственно государственные и леса особого назначения. Ведение хозяйства в лесах государственного значения осуществляется лесными органами соответствующего Народного Комиссариата Земледелия.
К лесам особого назначения относились в частности защитные лесные дачи, учебно-опытные лесные дачи и памятники природы, горно-заводские леса, городские леса (статья 38 ЛК РСФСР 1923 года).
Следовательно, земли, занятые лесами, учитывались в составе земель городов, но в то же время входили в состав государственного лесного фонда, поскольку являлись составной частью последнего.
Согласно положениям статей 49, 50 ЛК РСФСР 1923 года состоящие при городах и поселениях городского типа лесные площади на бывших городских землях считаются городскими лесами и включаются в городскую черту на общих основаниях с городскими землями согласно разделу первому части второй Земельного кодекса о городских землях. Признание той или иной лесной площади, подлежащей передаче городам, разрешается соглашением губернских земельных органов и коммунальных отделов и утверждается соответствующим Народным Комиссариатом Земледелия.
Анализ содержания постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР N 488 от 22 апреля 1936 года "О передаче городу Сатка Челябинской области лесных площадей из лесного фонда "Востокстали" следует, что городу из лесного фонда "Востокстали" переданы в целях создания зеленой зоны вокруг новостроящегося города лесные участки: квартал 152, часть 170, 171, часть 189, части 190, 191 и 192 кварталов общей площадью 1326 га, и кварталы 136 и 137.
Судами общей юрисдикции, установлено, что постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР N 488 от 22 апреля 1936 года произведено изъятие лесного участка из пользования лесного фонда одного пользователя - "Востокстали" и передача его в пользование другого лица - городу Сатка.
Сведений об исключении данного участка из земель лесного фонда и передаче его в земельный фонд данный документ не содержит.
По этим же основаниям План лесонасаждений Саткинского лесничества Саткинского лесхоза Челябинской области Башкирского управления Главлесохраны при СНК СССР по состоянию на 1939 год по материалам лесоустройства 1937 - 1938 годов, на котором отражена Саткинская городская черта, также не может служить доказательством исключения земель из лесного фонда и их перевода в земельный фонд.
Распоряжением Совета народных комиссаров СССР от 15 апреля 1945 года N 6183р леса Саткинского лесничества Саткинского лесхоза отнесены ко второй группе лесов.
Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 года (далее - Основы земельного законодательства 1968 года) земли населенных пунктов и государственного лесного фонда были выделены в самостоятельные категории земельного фонда (статья 4) и установлено, что к землям городов относятся все земли, находящиеся в пределах городской черты, в состав которых входили, в том числе, земли, занятые городскими лесами (пункт 4 статьи 30), а землями государственного лесного фонда признавали земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства (статья 43).
При этом все леса оставались составной частью государственного лесного фонда СССР, так как выделение Основами земельного законодательства 1968 года и Земельными кодексом РСФСР 1970 года земель, занятых городскими лесами, подтверждало то обстоятельство, что леса произрастают не только на землях, специально отведенных для ведения лесного хозяйства, но и на всех категориях государственного земельного фонда.
Порядок отнесения земель к указанным категориям и перевода земель из одной категории в другую определяется законодательством Союза ССР и союзных республик (статья 4 Основ земельного законодательства 1968 года).
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17 июня 1977 года (далее - Основы лесного законодательства 1977 года) единый государственный лесной фонд был подразделен на леса государственного значения - леса, находящиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса и заповедники, а также колхозные леса - леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. При этом все леса признавались государственной собственностью.
Основы лесного законодательства 1977 года признавали землями государственного лесного фонда земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, и не содержали положений, которые свидетельствовали бы об исключении из общего правила определения земель лесного фонда земель, покрытых городскими лесами. Следовательно, положение о том, что леса, расположенные в границах городов, входили в состав государственного лесного фонда, не претерпело изменений.
Уполномоченным органом на принятие решений о переводе земель лесного фонда в другие категории согласно статье 37 ЛК РСФСР 1978 года, положения которого применяется к лесным правоотношениям, возникшим с 1 января 1979 года (пункт 2 Указа Президиума ВС РСФСР от 21 ноября 1978 года "О порядке введения в действие Лесного кодекса РСФСР") в лесах первой группы являлся Совета Министров РСФСР. Перевод лесов второй и третьей групп осуществлялся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьей 13 ЗК РСФСР 1970 года полномочия по распоряжению земельными участками из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов были предоставлены - исполнительным комитетам областных, краевых Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик. Во всех других случаях, в том числе в части земельных участков для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, независимо от их размеров, предоставление осуществлялось по постановлению Совета Министров РСФСР.
В соответствии с делением лесов на группы, применяемым Основами лесного законодательства 1977 года, городские леса были отнесены к лесам первой группы, выполняющим санитарно-гигиенические и оздоровительные функции (наравне с лесами зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, лесами зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов).
Основы лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 года (далее - Основы лесного законодательства 1993 года) установили, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. При этом, несмотря на отсутствие прямого указания на то, что городские леса являются элементом лесного фонда, такой вывод можно сделать из того, что из состава лесного фонда исключались озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам. Каких-либо исключений для земель, покрытых лесами и расположенных в границах населенных пунктов, в части не отнесения их к землям лесного фонда, Основы лесного законодательства 1993 года не устанавливали.
В связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (далее ЛК Российской Федерации 1997 года), введенного в действие с 3 февраля 1997 года, Основы лесного законодательства 1993 года утратили силу.
Согласно положениям статей 19, 46, 47, 60 и 63 ЛК Российской Федерации 1997 года лесной фонд находится в федеральной собственности, передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации допускается только на основе федерального закона; формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются Федеральным законом. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством, в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" (1997 года), обязательным условием осуществления перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, является соблюдением установленной процедуры.
При таких обстоятельствах, поскольку лесной участок в квартале 36 Саткинского лесничества в указанный период относился ко второй группе лесов, то в силу приведенного выше законодательства, для перевода такого лесного участка в земли населенного пункта требовалось принятие соответствующего решения высшего исполнительного органа РСФСР - Совета Министров РСФСР, Правительства Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.
Нормы статей 83, 84 ЗК Российской Федерации 2001 года в первоначальной редакции (до изменений, вступивших в силу с 1 января 2007 года, о том, что черта населенных пунктов отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий) не предусматривали, что установление границы населенных пунктов автоматически влечет изменение категории земель.
Системный анализ положений части 3 статьи 6 ЛК Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, части 1 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК Российской Федерации 2001 года и части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" позволяет сделать вывод о том, что нормы, в силу которых утверждение или изменение генерального плана городского поселения, отображающего границы населенного пункта, является установлением или изменением границ населенных пунктов, а включение земельных участков в границы населенных пунктов автоматически является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, применяются с 1 января 2007 года.
При таких обстоятельствах суды общей юрисдикции пришли к выводу о том, что установление границы (черты) населенного пункта решениями органов власти города или области, принятыми до 1 января 2007 года, не влечет перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и лесные участки внутри границ населенного пункта сохраняли категорию "земли лесного фонда". Действующее до 1 января 2007 года законодательство не содержало норм права, которые препятствовали бы применению норм лесного законодательства, требующих перевода земель лесного фонда в другие категории актом высшего исполнительного органа РСФСР, а после принятия Конституции Российской Федерации - Правительства Российской Федерации.
Следовательно, ни постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР N 488 от 22 апреля 1936 года, ни установление границы города Сатка решениями Челябинского Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся N 326 от 31 мая 1955 года об утверждении Генерального проекта планировки жилого поселка Саткинских заводов "Магнезит" и N 129 от 14 марта 1978 года "Об утверждении проекта Генерального плана города Сатка" не являются решениями уполномоченного органа об изменении категории земель и не повлекли перевода лесного участка в квартале N 36 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Правовое положение земель, занятых лесами, в том числе в границах города, в указанный период свидетельствует о том, что эти земли являлись землями лесного фонда и для отнесения территории таких лесов к категории земель населенных пунктов требовалось решение уполномоченного органа о переводе земель лесного фонда в земли иной категории, в данном случае в земли населенного пункта.
Положения статьи 10 ЛК Российской Федерации 1997 года и статьи 10 ЛК Российской Федерации 2006 года о том, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, само по себе также не изменяло правового статуса лесных участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений в связи с изменением границ населенного пункта. Нахождение лесов указанной категории на землях городских поселений является основанием для начала процедуры их изъятия из земель лесного фонда. При рассмотрении данного административного дела доказательств того, что спорные территории в установленном порядке приобрели статус городских лесов не добыто.
Таким образом, установление границ населенного пункта до 1 января 2007 года не являлось достаточным основанием для изменения категории земель лесного фонда в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации, в собственности которой находится лесной участок.
В рамках дела N 3а-6/2020 отклонены доводы о применении положений Закона N 280-ФЗ, поскольку данный Федеральный закон направлен на устранение конкуренции при определении категории земельных участков в случае противоречия сведений лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости.
При этом с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1793-О, вышеуказанные нормы права не распространяются на правоотношения, связанные с первоначальным наделением права в отношении земельного участка публично-правового образования, в связи с чем не подлежат применению к правоотношениям по разграничению права публичной собственности на земельные участки по принципу целевого назначения земель.
В данном случае право Российской Федерации на лесной участок в состав которого входит квартал N 36, зарегистрировано 27 апреля 2009 года, сведения об этом земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости и не противоречат в этой части сведениям Государственного лесного реестра.
Постановление Правительства Челябинской области N 455-П от 22 августа 2012 года "О границах и площади лесопарковых зон, зеленых зон, расположенных в лесах Саткинского лесничества" не является доказательством исключения спорной территории из состава земель лесного фонда, поскольку это не вытекает из содержания данного нормативного правового акта. Отсутствие в перечне кварталов, включенных в границы лесопарковых зон, зеленых зон, расположенных в лесах Саткинского лесничества, квартала N 36 Саткинского участкового лесничества не свидетельствует об его исключении из земель лесного фонда.
Поскольку не имеется доказательств перевода земель лесного фонда в иную категорию земель - земли населенных пунктов с соблюдением процедуры согласования проекта генерального плана в части включения лесных участков в границы городского поселения, предусмотренной статьей 25 ГрК Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в рамках дела N 3а-6/2020, так как нормативный правовой акт в оспариваемой части признан не соответствующим федеральному законодательству.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в рамках рассмотрения настоящего дела указанные выше обстоятельства не оспорены, доказательств иного истцом не представлено (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы истца о том, что спорные земельные участки были включены в границы муниципального образования, сформированы, поставлены на кадастровый учет, судом апелляционной инстанции отклоняются с учетом ранее приведенных выводов и обстоятельств по делу N 3а-6/2020.
При этом коллегия обращает внимание на то, что лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ), тогда как при утверждении Генерального плана процедура согласования с Рослесхозом, предусмотренная ГрК РФ соблюдена не была, в связи с чем волеизъявление собственника - Российской Федерации на осуществление передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности в собственность муниципальную отсутствовала.
Поскольку в рамках дела N 3а-6/2020 судом признано незаконным включение в границы муниципального образования спорных земельных участков из состава земель лесного фонда, у арбитражного суда, рассматривавшего настоящее дело, отсутствуют основания для удовлетворения иска о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на эти земельные участки.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда РФ от 29.11.2021 N 304-ЭС21-21709.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции посредством проведения судебной экспертизы установлен факт наложения земельных участков с кадастровыми номерами 74:18:0000000:7961, 74:18:0000000:7774, 74:18:0000000:8071 на земли лесного фонда с кадастровым номером 74:18:0000000:8072 и определены координаты поворотных точек наложения.
Однако, экспертом принадлежность земельных участков кадастровые номера 74:18:0000000:7961, 74:18:0000000:7774, 74:18:0000000:8071 к землям населенных пунктов определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, что как было указано выше является неверным.
Доводы о добросовестном владении спорными земельными участками с 1936 года, ввиду того, что участок находится в черте города, на нем расположен действующий парк культуры и отдыха, администрация в настоящее время выполняет работы по реконструкции парка на основании муниципального контракта, коллегией отклоняется, поскольку доказательств исключения участка из земель лесного фонда и передачи его в земельный фонд в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на то, что решение Челябинского областного суда по делу N 3а-6/2020 вынесено 25.02.2020, тогда как с иском по настоящему делу Администрация Саткинского муниципального района Челябинской области обратилась 24.12.2020.
При этом данный судебный акт представлен представителями Администрации в материалы дела в ходе судебного заседания 25.02.2021, что свидетельствует о том, что Администрация располагала сведениями о выводах, изложенных в судебных актах по делу N 3а-6/2020.
Однако, доказательств, позволяющих прийти к иным выводам, в рамках настоящего дела Администрацией не представлено.
Вопреки доводам Администрации и выводам суда первой инстанции о том, что в рамках полномочий Рослесхозом проведены работы по установлению границ Саткинского лесничества Челябинской области на основании документированной информации ГЛР, в том числе картографических материалов лесоустройства, а также с учетом данных, содержащихся в ЕГРН, и в соответствии с нормами закона N 218-ФЗ органом регистрации прав внесены сведения о границе лесничества в ЕГРН под реестровым номером 74:18-15.1., данные обстоятельства материалами дела не подтверждены.
Наоборот, из представленных суду апелляционной инстанции пояснений Рослесхоза и приложенных к ним документов следует, что изъятие из земель лесного фонда не производилось, целевое назначение лесов не менялось. Перевод лесных кварталов в земли населенных пунктов в установленном порядке произведен не был.
Более того, доказательств того, что Рослесхоз либо Департамент лесного хозяйства УрФО наделены полномочиями по исключению земельных участков лесного фонда из государственного лесного реестра не имеется.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене по п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, судебные расходы по оплате проведенной судебной экспертизы возлагаются на истца и возмещению не подлежат.
Поскольку истец и апеллянты освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и по апелляционным жалобам распределению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2023 по делу N А76-52904/2020 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-52904/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ САТКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Федеральное агенство лесного хозяйства, ООО "БЮРО НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ОЦЕНКИ"