20 марта 2024 г. |
Дело N А83-16230/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 марта 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
лица, участвующие в деле явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2023 года по делу N А83-16230/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Жилищно-строительному кооперативу "N 18А" (далее - ЖСК N 18А) о понуждении ЖСК N 18А заключить с ГУП РК "Вода Крыма" договор водоснабжения, отведения сточных вод N 10012 от 27.04.2021 в редакции ГУП РК "Вода Крыма".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены частично, ответчик - ЖСК N 18А обязан заключить договор водоснабжения, отведения сточных вод в редакции, указанной в решении суда.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГУП РК "Вода Крыма" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с жалобой об отмене судебного акта.
Податель жалобы полагает, что обслуживание канализационных выпусков должна проводить управляющая организация (кооператив). Апеллянт, также не согласен с тем, что судом исключены из условий договора пункты, касающиеся обязанности исполнителя совершить действия по оснащению МКД общедомовыми приборами учета ресурса. Указывает на необоснованность исключения пунктов 2.3.17 и 2.3.15. Договора. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ЖСК N 18А в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2024 внесены исправления в резолютивную часть решения суда от 27.09.2023.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось. Очередное судебное заседание назначено на 06.03.2024.
Лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле материалам.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы обжалуется только решение в части определенных пунктов, от иных участников процесса возражения не поступали, суд пересматривает решение суда только в обжалуемой части.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного дома N 131, расположенного по адресу: ул. Киевская, г. Симферополь, выбран способ управления многоквартирным домом - управление жилищно-строительным кооперативом N 18А.
ГУП РК "Вода Крыма" сопроводительным письмом от 11.05.2021 N 3091/01-20/12 направило в адрес ЖСК N18А 2 экземпляра проекта Договора водоснабжения, отведения сточных вод N 10012 от 27.04.2021 с приложениями.
11.06.2021 исх. N 8, ЖСК N 18А направило в адрес ГУП РК "Вода Крыма" письмо с отказом от заключения Договора.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ГУП РК "Вода Крыма" с настоящим иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491)
В соответствии с частью 8 статьи 13, частью 8 статьи 14, частью 3 статьи 15 Закона о водоснабжении, пунктом 5 Правил N 644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 13 и 14 Закона о водоснабжении, к договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено Законом о водоснабжении, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.
Постановлением N 645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с нормами статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (статья 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе и по общедомовые нужды (далее - ОДН), определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок заключения договоров определен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Как следует из материалов дела, 11 мая 2021 года за исх. N 3091/01-20/12 истцом в адрес ответчика направлено предложение о заключении договора N 10012 с вложением проекта договора водоснабжения, отведения сточных вод и приложений к нему в двух экземплярах для рассмотрения и подписания.
11 июня 2021 года за исх. N 8 ответчик направил в адрес истца уведомление об отказе в заключении договора водоснабжения, отведения сточных вод.
Как правильно установлено судом первой инстанции ответчик является исполнителем коммунальных услуг для многоквартирного жилого дома по ул. Киевская, 131 в г. Симферополе. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, надлежащие доказательства в материалы дела не представлены.
Направленная в адрес ответчика оферта содержит все существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной.
В силу статьи 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Относительно пункта 1.4.1 договора судебная коллегия отмечает следующее.
Суд первой инстанции изложил пункт 1.4.1 договора в следующей редакции: "Границей эксплуатационной ответственности Исполнителя и Ресурсоснабжающей организации по водопроводным и/или канализационным сетям определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, который прилагается к настоящему договору (Приложение N 2).
В случае отсутствия подписанного сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и/или канализационных сетей и устройств:
по водопроводным сетям - граница разграничения устанавливается по наружной грани здания. Водопроводные сети от наружной грани здания и внутридомовые водопроводные сети обслуживаются Исполнителем;
по канализационным сетям - граница разграничения устанавливается по внешней границе стены многоквартирного дома. Внутридомовые канализационные сети, обслуживаются Исполнителем.".
Аналогичные разграничения содержатся и в Приложении N 2.
Возражая против данной редакции пункта и Приложения N 2, истец ссылался на то, что обязанность по несению затрат, связанных с эксплуатацией внешних (наружных) сетей ресурсоснабжения, возлагается на ответчика.
Коллегия судей признает данный довод основанным на неверном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям.
В пункте 1 статьи 426 ГК РФ, пункте 3 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении) и пункте 18 Правил N 644 установлено, что договор холодного водоснабжения и единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Перечень существенных условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе о границах эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей холодное водоснабжение (водоотведение), определенные по признаку ответственности за эксплуатацию этих сетей, определен п. 5 ст. ст. 13, 14 Закона о водоснабжении и водоотведении и Правилами N 644.
Граница эксплуатационной ответственности является местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение (п. 7 ст. ст. 13, 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по водопроводным и канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения и водоотведения (п. 7 ст. 13 и п. 7 ст. 14 Закона о водоснабжении).
Во втором абзаце пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" определяет канализационную сеть как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (статья 2).
Исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, пункт 8 Правил определяет границу внутридомовой системы сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, информационно телекоммуникационных сетей, которые входят в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.
Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы границу внутридомовой системы водоотведения и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Правил, не имеется.
Аналогичный правовой подход изложен в решении Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N АКПИ17-700 по иску ООО "Водоканал" о признании частично действующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а также в определении Верховного суда РФ от 02.03.2020 N 305-ЭС20-1371 по делу N А41-102444/2018.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения (водоотведения) или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Точка поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, по общему правилу, должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.
Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
Исключения возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 1 и подпункте "ж" пункта 2 Правил N 491 (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314).
Состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества (подпункт "а" пункта 1 Правил N 491).
Из подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Канализационный выпуск является частью внутридомовой инженерной системы водоотведения, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома, то есть находящейся внутри дома до внешней границы его стены (абзац 2 пункта 5 Правил N 491).
Границей балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил N 491).
Канализационные выпуски состоят из двух частей: внутридомовой части, находящейся внутри МКД до внешней границы стены дома, и наружной части, проходящей от внешней границы стены дома до стенок канализационных колодцев.
При этом при отсутствии решения общего собрания собственников помещений дома об ином, канализационные выпуски входят в состав общего имущества собственников только в части, находящейся внутри дома до внешней границы его стены. Прохождение наружных участков канализационных сетей по придомовой территории само по себе не относит их к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
При этом, Правила N 491 при установлении границ балансовой и эксплуатационной ответственности в отношении объектов водоснабжения/водоотведения, которые используются для проживания граждан, являются специальными по отношению к пунктам 31 (1) и 31 (2) Правил N 644, поскольку абзацем вторым пункта 1 Правил N 644 установлен приоритет жилищного законодательства в вопросах регулирования отношений по поводу обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению.
Поскольку МКД используется в целях удовлетворения потребности граждан в жилье, то при соблюдении вышеприведенных условий границы балансовой и эксплуатационной ответственности сторон по канализационным и водопроводным сетям и сооружениям подлежат установлению по внешней стене здания абонента.
Таким образом, установление границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента по водопроводу для объекта г. Симферополь, ул. Киевская, 131 по внешней стене многоквартирного дома правомерен и обоснован.
Данная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, Постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 16.08.2023 по делу А83-9354/2021, от 08.07.2020 N Ф10-1822/2020 по делу N А83-20496/2018, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2021 N Ф09-803/21 по делу N А76-32921/2018, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2021 N Ф04-3749/2021 по делу N А70-14189/2020, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.11.2020 N Ф01-13736/2020 по делу N А82-25045/2018, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.10.2018 N Ф01-4538/2018 по делу N А17-8100/2017, Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.11.2021 N Ф02-5487/2021 по делу N А19-20304/2017, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.06.2021 N Ф03-2028/2021 по делу N А51-13834/2019, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.02.2021 N Ф03-6017/2020 по делу N А73-2146/2020.
Относительно установления в Договоре обязанности Абонента (ответчика) по установке общедомового прибора учета водопотребления коллегия судей полагает необходимым отметить следующее.
В силу пп. "г" п. 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается - определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из правильного толкования названного пункта Правил следует, что при заключении договора водоснабжения и водоотведения, сторонами должно быть определено условие о том, в обязанности какого именно лица входит оборудование многоквартирного дома коллективным прибором учета в соответствии с законодательством об энергоснабжении.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, при заключении договора, условие о разграничении обязательств по оборудованию спорного многоквартирного дома коллективным прибором учета сторонами согласовано не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Федеральным законом от 26.07.2019 N 241-ФЗ "О внесении изменений в ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2011, N 29, ст. 4288; 2015, N 1, ст. 19; N 27, ст. 3967; 2016, N 27, ст. 4202; 2017, N 31, ст. 4745, 4766, 4828; 2018, N 53, ст. 8448) в редакцию ст. 13 внесены изменения, а именно исключены слова "до 1 января 2013 года" и статья дополнена словами, "на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет".
Таким образом, согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, а также на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Учитывая изложенное, из содержания ч. 1 ст. 13 в редакции Федерального закона N 241 следует, что законодателем введено специальное правовое регулирование в отношении МКД и требования в части организации учета энергетических ресурсов не распространяются только на следующие категории многоквартирных домов:
1) многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции;
2) многоквартирных домов, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Из ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ следует, что до 01.07.2012, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01.01.2019, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, данной нормой закона об энергосбережении установлена обязанность собственников помещений многоквартирного дома в добровольном порядке, принять решение об установке общедомового прибора учета в Республике Крым до 01.01.2019.
Как следует из материалов дела, до 01.01.2019 собственниками такого решения принято не было.
В силу пп. "с" п. 31 Правил N 354 исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3-х месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Доказательства принятия решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, в материалах дела также отсутствуют.
Следовательно, суд пришел к верному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств делегирования собственниками МКД своих полномочий ЖСК N 18А.
Руководствуясь ч. ч. 9, 10, 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что с учетом факта неисполнения собственниками помещений многоквартирного дома в добровольном порядке обязанности по установке общедомового прибора учета, обязанность по его установке в силу закона возложена на РСО.
Одновременно, суд отмечает, что фактически обязанность ответчика по установке коллективного прибора учета либо возмещению Ресурсоснабжающей организации стоимости установки прибора учета установлены лишь в пунктах 2.3.3 и 3.6.1 Договора.
Так, согласно пункта 2.3.3 Договора, Исполнитель обязан обеспечивать оборудование каждого многоквартирного дома по этому договору коллективным (общедомовым) прибором учета до 01.03.2020 обеспечить работоспособность и соблюдение в течение всего срока действия договора требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами;
Пунктом 3.6.1 Договора установлено, что в соответствии п.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Исполнитель, не исполнивший в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета воды, должен обеспечить допуск Ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета воды и оплатить расходы Ресурсоснабжающей организации на установку этих приборов учета, и не должен препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке Исполнитель, не исполнивший в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, должен также оплатить понесенные расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обосновано исключены указанные пункты Договора.
Относительно обязанности Исполнителя предоставлять Ресурсоснабжающей организации в части предоставления исполнителем информации о количестве потребителей (фактически проживающих жителей), включая их паспортные данные, коллегия судей отмечает следующее.
В силу п.23 "Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 года N 984 государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Следовательно, ответчик не занимается регистрацией граждан по месту жительства в жилых помещениях в многоквартирном доме и снятием с регистрации, не ведет учет зарегистрированных граждан в многоквартирном доме и не может обладать актуальной информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации.
Согласно п.6, 6 1 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, жилищно-строительный кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных подпункты "е" и "ж" п.17 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, а также предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Согласно п.п. з 3) п.17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 обязанность исполнителя в случае прекращения действия договора ресурсоснабжения или одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых помещениях многоквартирного дома предоставить ресурсоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней со дня расторжения договора.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность по предоставлению документов лишь в случае, когда был изменен порядок предоставления коммунальной услуги, а именно собственники многоквартирного дома на общем собрании приняли решение о переходе на "прямые договоры" с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, согласно материалам дела между собственниками многоквартирного дома и истцом соответствующие договоры на поставку коммунального ресурса заключены. То есть ГУП РК "Вода Крыма" и так обладает соответствующей информацией или имеет возможность ее получить в связи с тем, что является Исполнителем коммунального ресурса по отношению к собственникам.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не вправе запрашивать и получать у исполнителя информацию о потребителях (фактически проживающих жителях), а также обязывать исполнителя предоставлять Ресурсоснабжающей организации по письменному запросу не позднее 30 календарных дней с момента получения, информацию о количестве всех проживающих (зарегистрированных) граждан в многоквартирном жилом доме, поскольку это противоречит требованиям Правил N 354.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что пункт 2.3.17 Договора следует исключить.
Также Договором (пункт 2.3.15) предусмотрена обязанность Исполнителя не реже 1-го раза в квартал уведомлять Ресурсоснабжающую организацию в письменной форме о сроках проведения проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния, а также обеспечить допуск к участию в указанных проверках представителю Ресурсоснабжающей организации.
В п. 2 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.
Общим собранием собственников помещений было принято в порядке п.4.4. ст.44 ЖК РФ решение о заключении прямых договоров в т.ч. с истцом о холодном водоснабжении и водоотведении и внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации. Поэтому ответчик не может выступать исполнителем данных коммунальных услуг по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения.
В таком случае у ответчика отсутствует законодательно установленная обязанность по проверке соответствующих индивидуальных приборов учета.
Таким образом, п.2.3.15. Договора в предложенной истцом редакции не может быть отнесен к обязанностям ответчика по указанному договору, поскольку относится к обязанностям исполнителя по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, соответственно указанный пункт должен быть исключен.
Таким образом, все доводы апелляционной жалобы проверены судом и им дана оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2023 года по делу N А83-16230/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16230/2021
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 18 А