г. Москва |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А41-31487/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - АО "Шереметьево-Карго" - Воронин Е.В., по доверенности от 12.12.2018,
от административного органа по делу - Шереметьевской таможни - Калинина И.Е., по доверенности от 11.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Шереметьево-Карго" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.07.2019 по делу N А41-31487/19, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению АО "Шереметьево-Карго" к Шереметьевской таможне о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Шереметьево-Карго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2019 года N 10005000-872/2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Шереметьево-Карго" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "Шереметьево-Карго" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Шереметьевской таможни в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 05.11.2018 на таможенную территорию Евразийского экономического союза по авианакладной 784-63982542 прибыли товары - запчасти, оборудование, в количестве 1 грузового места, весом брутто 13 кг.
Данные товары 05.11.2018 таможенным органом зарегистрированы, и переданы на временное хранение в АО "Шереметьево-Карго", сформировав отчетность по форме ДО-1 N 121546 от 05.11.2018, которая 05.11.2018 была представлена в таможню и зарегистрирована таможенным органом 06.11.2018 с присвоением регистрационного номера 10005022/061118/0121775.
09.11.2018 часть вышеназванного товара - запчасти, оборудование, в количестве 1 грузового места, весом брутто 11,5 кг была выдана со склада временного хранения АО "Шереметьево-Карго" на основании электронного уведомления о выпуске ДТ 10005022/071118/0094798, полученного владельцем СВХ., о чем 09.11.2018 владельцем СВХ была предоставлена в таможенный орган отчетность по форме ДО-2 N 5600832 от 09.11.2018.
При этом, в графе 17 "Вид, дата и номер документа по которому разрешена выдача товара со склада", отчетности по форме ДО-2 N 5600832 от 09.11.2018 указаны два документа: декларации на товары N 10005022/071118/0094796 от 07.11.2018 и N 10005022/071118/0094798 07.11.2018.
Часть этих сведений, а именно указание в данной графе декларации на товары N 10005022/071118/0094796 от 07.11.2018 являются недостоверными. Товары выдавались на основании одной декларации на товары N 10005022/071118/0094798 от 07.11.2018. Оставшаяся часть товаров в количестве 0 мест, 1,5 кг была выдана с СВХ позднее, а именно 11.11.2018 на основании декларации на товары N 10005022/071118/0094796 от 07.11.2018. О чем 11.11.2018 владельцем СВХ была предоставлена в таможенный орган еще одна отчетность, формируемая при выдаче товара с территории СВХ (ЗТК), по форме ДО-2 N 5601985 от 11.11.2018, которая 12.11.2018 принята и зарегистрирована в таможенном органе с присвоением регистрационного номера 10005022/121118/0124969.
Таким образом, таможней было установлено, что сведения, указанные АО "Шереметьево-Карго" в графе 17 отчета по форме ДО-2 N 5600832 от 09.11.2018, не соответствуют сведениям о документе, на основании которого товар был выдан с СВХ. Фактически товары, указанные в отчете по форме ДО-2 N 5600832 от 09.11.2018 были выданы по ДТ 10005022/071118/0094798. По ДТ10005022/071118/0094796 товары не выдавались.
В связи с предоставлением отчетности, содержащей недостоверные сведения, в отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 12.03.2019 N 10005000-872/2019.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 25.03.2019 N 10005000-872/2019 общество признано виновным в совершении административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 319 ТК ЕАЭС места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании являются зонами таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 данной статьи может осуществляться временное хранение товаров.
Согласно пункту 2 статьи 99 ТК ЕАЭС временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, на основании статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектом ответственности являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по предоставлению отчетности в таможенные органы.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок предоставления отчетности при оформлении товаров на территории Российской Федерации и пересечении таможенной границы.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), в результате которых представленные соответствующие отчеты в таможенный орган не представляются или нарушаются сроки их направления либо отчеты содержат недостоверные сведения.
Материалами дела подтверждается, что обществом (владельцем СВХ) на таможенный пост представлен отчет по форме ДО-2 от 09.11.2018 N 5600832, который содержал недостоверные сведения о документе, по которому разрешена выдача товаров со склада (в графе 17 данного документа отчета указаны ДТ 10005022/071118/0094798, ДТ10005022/071118/0094796). Фактически товары, указанные в отчете по форме ДО-2 N 5600832 от 09.11.2018 были выданы по ДТ 10005022/071118/0094798. По ДТ10005022/071118/0094796 товары не выдавались.
Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах осуществляется в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее - Порядок N 2688).
По правилам пункта 30 названного Порядка владелец склада временного хранения (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует склад временного хранения (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам:
- ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;
- ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения;
- ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.
Пунктом 32 Порядка предусмотрено, что владелец склада временного хранения (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет таможенному посту отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на складе временного хранения (ином месте временного хранения товаров).
Сведения, подлежащие указанию в отчетности по форме ДО-2, должны соответствовать сведениям, указанным в отчетности по форме ДО-1, за исключением случаев, при которых составляются документы, предусмотренные пунктом 15 Порядка. В этих случаях сведения, подлежащие указанию в отчетности по форме ДО-2, формируются с учетом информации, содержащейся в указанных в пункте 15 Порядка документах.
На основании Приложения N 6 к Приказу ФТС России от 29.12.2012 N 2688, указывается наименование товара: в графе 17 - вид, дата и номер документа, по которому разрешена выдача товаров со склада.
Форма отчетности ДО - 2 содержит графы аналогичные тем, что установлены в декларации на товары, поскольку содержит основные сведения о товарах, подлежащие декларированию в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС.
Отчет по форме ДО-2 не может противоречить сведениям, указанным в декларации на товары, что подтверждается обязанностью указания в графе 17 ДО-2 наименования документа (декларации на товары), согласно которому разрешается выдача товара со склада.
Таким образом, графа 17 определяет документ, который позволяет установить достоверность сведений, указанных владельцем склада временного хранения в форме отчетности ДО-2 при выдаче товара со склада. Соответственно, отчет по форме ДО-2 не может противоречить сведениям, указанным в декларации на товары.
Следовательно, вывод таможенного органа о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которые установлена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Материалы дела не содержат обстоятельств, объективно препятствующих обществу соблюсти требования таможенного законодательства и внести в отчет по форме ДО-2 надлежащие сведения о документе, по которому разрешена выдача товаров со склада.
Общество должно было не только знать о существовании прав и обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что совершение вышеуказанных действий свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, предоставление обществом в таможенный орган отчетности по форме ДО-2 от 09.11.2018 N 5600832 о товарах, принятых на временное хранение, в которой отражены недостоверные сведения о номере таможенной декларации, образует в действиях АО "Шереметьево-Карго" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жадобы не могут быть приняты во внимание, поскольку общество знало о наличии обоих ДТ, знало их номера, каких-либо препятствий для выяснения обстоятельств, связанных с тем, по какой ДТ выпущен какой объем товара у общества не имелось.
Согласно объяснениям представителя административного органа, не опровергнутым представителем общества, на официальном сайте АО "Шереметьево-Карго" существует онлайн форма для внесения номера накладной. При введении N 784-63982542 можно увидеть информацию, которая в том числе содержит таблицу с номерами ДТ, которые отражались уже на 07.11.2019, каждая ДТ соотнесена с весом товара, 11,5 кг и 1,5 кг соответственно.
Следовательно, общество располагало как минимум информацией о том, что 1 грузовое место разделено по 2 ДТ на 11,5 кг и 1,5 кг.
При этом в дело не были представлены сопроводительные документы на выдачу груза владельцу, где было бы указано, что товар подлежит выдаче по 2 ДТ весом 11,5 кг. В таком случае невозможно было бы выдать товар вторично весом 1,5 кг по одной ДТ, ведь образовался бы остаток с другой ДТ.
Обращений АО "Шереметьево-Карго" о внесении изменений в отчёт о выдаче товаров с СВХ ДО-2 не поступало.
Таким образом, указанные АО "ШЕРЕМЕТЬЕВО-КАРГО" в графе 17 отчёта по форме ДО-2 N 5600832 от 09.11.2018 не соответствуют сведениям о документе, на основании которого товар был выдан с СВХ. Фактически товары, указанные в отчёте по форме ДО-2 N 5600832 от 09.11.2018 были выданы по ДТ 10005022/071118/0094798. По ДТ10005022/071118/0094796 товары не выдавались. Установлено, что АО "ШЕРЕМЕТЬЕВО-КАРГО" представило отчётность, содержащую недостоверные сведения.
Объективная сторона правонарушения выражена в непредставлении в таможенный орган отчетности в установленный таможенным органом срок.
Субъективная сторона выражена в том, что АО "ШЕРЕМЕТЬЕВО-КАРГО" не приняло все возможные меры в целях предоставления в таможенный орган достоверной отчётности.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.07.2019 по делу N А41-31487/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31487/2019
Истец: АО "ШЕРЕМЕТЬЕВО-КАРГО"
Ответчик: Шереметьевская таможня Россия, 141426, Московская область, г. Химки, Шереметьевское шоссе, д. вл.7
Третье лицо: Шереметьевская таможня