г. Самара |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А65-6719/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 августа 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" - представитель Хасаншин Ренат Рафаэлевич
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель Тимофеев Максим Александрович (доверенность от 23.08.2019)
от Государственного Комитета РТ по закупкам - представитель не явился, извещено,
от ГУП РТ "Центр Развития Закупок РТ" - представитель не явился, извещено,
от ООО "ХороШоу" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2019 года по делу N А65-6719/2019 (судья Хафизов И.А.),
по заявлению Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани", г.Казань (ОГРН 1091600002922, ИНН 1655068636),
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714),
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц - Государственного Комитета РТ по закупкам,
ГУП РТ "Центр Развития Закупок РТ",
ООО "ХороШоу",
о признании недействительным и отмене решения и предписания УФАС по РТ N Т04-8/2019 от 17.01.2019 г.,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" (заявитель, дирекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ответчик) о признании недействительными и отмене решения и предписания УФАС по РТ N Т04-8/2019 от 17.01.2019 г.
Определением от 18.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены - Государственный Комитет РТ по закупкам, ГУП РТ "Центр Развития Закупок РТ", ООО "ХороШоу".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2019 г. заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решение и предписание УФАС по РТ по делу N Т04-8/2019 от 17.01.2019 г.
Взысканы с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального казначейства, в пользу Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" 3000 руб. 00 коп. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В жалобе ссылается на то, что АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани учреждена для выполнения деятельности в целях осуществления полномочий Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Республики Татарстан) и органа местного самоуправления (Муниципальное образование г. Казань) в области физической культуры и спорта, на осуществление которых АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани на постоянной и регулярной основе получает средства (в том числе денежные) от учредителей, в том числе в виде субсидий. В связи с чем полагает, что АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани является автономным учреждением признанной некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, Республикой Татарстан и Муниципальным образованием г. Казань для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" полномочий Российской Федерации, Республики Татарстан и Муниципального образования г. Казань в сфере физической культуры и спорта, следовательно, считает, что с учетом пункта 1 части 2 статьи 1 Закона 223-ФЗ АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани" обязана при осуществлении своей деятельности (закупок товаров, работ и услуг, в том числе для целей коммерческого использования для нужд АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани" руководствоваться положениями Закона 223-ФЗ. В связи с указанными обстоятельствами считает, что у Комиссии Татарстанского УФАС России отсутствуют основания для признания АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани" субъектом, на которую не распространяются положения Закона 223-ФЗ.
Автономная некоммерческая организация "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственный Комитет Республики Татарстан по закупкам представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ссылается на то, что автономные учреждения и автономные некоммерческие организации являются различными по своей организационно-правовой форме юридическими лицами, автономные некоммерческие организации не являются субъектами Закона о закупках. Закупочные процедуры для нужд АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани осуществляются Государственным комитетом на основании Соглашения о взаимодействии при осуществлении закупочной деятельности от 18.06.2015 г. и Регламента определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года г. Казани.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители Государственного Комитета РТ по закупкам, ГУП РТ "Центр Развития Закупок РТ", ООО "ХороШоу" не явились, извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав доводы явившихся участников процесса, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "ХороШоу" на действия уполномоченного органа - Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, заказчика - АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" при проведении закупки N 0011318294DP на предмет: "Право заключения договора на изготовление и поставку экипировки для клиентских групп "Официальные медиа WS1 и Официальные медиа WSK2019", "Персонал ДССП", "Волонтеры" с нанесением логотипов в рамках подготовки к проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году".
По мнению ООО "ХороШоу", комиссия приняла неправомерное решение об отклонении заявки участника.
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным органом установлено следующее.
Извещение о проведении конкурентного отбора N 0011318294DР размещено на электронной площадке http://etpzakupki.tatar 17.12.2018 г.
Уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам.
Заказчик - Автономная некоммерческая организация "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани".
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 637 925,00 руб. руб.
Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы принял решение N Т04-8/2019 от 17.01.2019 г., в соответствии с которым:
1. жалоба заявителя ООО "ХороШоу" (вх. N 20590/ж от 26.12.2018 г.) на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении закупки 0011318294DP на предмет: "Право заключения договора на изготовление и поставку экипировки для клиентских групп "Официальные медиа WSI и Официальные медиа WSK2019", "Персонал ДССП", "Волонтеры" с нанесением логотипов в рамках подготовки к проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскйллс" в г. Казани в 2019 году", признана необоснованной;
2. действия заказчика - АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" признаны нарушившими требования:
- части 5.1 статьи 8 Закона 223-ФЗ в части не применения заказчиком при проведении закупки положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ ''О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'', в отсутствии утвержденного и размещенного в единой информационной системе (БИС; на сайте http://zakiipki.gov.ru) Положение о закупке, что повлекло также нарушение заказчиком статьи 22, части 1 статьи 24, статьи 31, статьи 39 Федерального закона" от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части неосуществления выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренного данным законом; в части не применения требований к участникам закупок в соответствии с данным законом; в части не создания и не функционирования комиссии по осуществлению закупок в соответствии с данным законом;
* части 2 статьи 4 Закона 223-ФЗ в части не размещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год;
* части 5 статьи 4 Закона 223-ФЗ в части не размещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) извещения о проведении закупки и документации о закупке.
На основании указанного Решения выдано Предписание от 17.01.2019 по делу N Т04-8/2019 (далее - Предписание), в соответствии с п.1 которого Уполномоченному органу Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, заказчику АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" необходимо устранить выявленные Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан нарушения, для чего:
- принять меры, направленные на отмену результатов закупки;
- провести процедуру размещения закупки повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, заявитель обжаловал их в Арбитражном суде Республики Татарстан.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также бюджетными учреждениями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Федерального закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Как установлено судом первой инстанции, антимонопольный орган жалобу ООО "ХороШоу" (вх. N 20590/ж от 26.12.2018 г.) на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении закупки 0011318294DP признал необоснованной, поскольку в ходе анализа заявки участника ООО "ХороШоу" Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в предложении участника конкурентного отбора отсутствовали конкретные показатели необходимых к поставке товаров.
В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что комиссия уполномоченного органа приняла правомерное решение об отклонении заявки участника в соответствии с пунктом 4 раздела 6 Регламента по причине непредоставления конкретных показателей.
Рассматривая жалобу ООО "ХороШоу", Татарстанское УФАС России пришло к выводу о том, что на заявителя распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), поскольку АНО "Дирекция спортивных и социальных проектов" является автономным учреждением.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с выводом антимонопольного органа по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона N 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;
4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);
5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями;
6) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.
Следовательно, Закон 223-ФЗ направлен на создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, а именно, юридических лиц, указанных в ч.2 ст.1 данного закона.
Указанный перечень лиц, на которых распространяется действие Закона N 223-ФЗ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заказчиками по смыслу Закона N 223-ФЗ являются только лица, прямо указанные в ч. 2 ст.1 названного Закона.
АНО "Дирекция спортивных и социальных проектов" не может быть отнесено к заказчикам по смыслу Закона о закупках, поскольку не является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, федеральным государственным унитарным предприятием, бюджетным или автономным учреждением, а также дочерним хозяйственным обществом в уставном капитале, которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В целях организации и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 25 июня 2009 года N 870-р об учреждении совместно с Республикой Татарстан и общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" - АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани". Полномочия учредителя от имени Российской Федерации поручено осуществлять Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
На основании указанного распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 года N 870-р, принято распоряжение Президента Республики Татарстан об учреждении совместно с Российской Федерацией, муниципальным образованием города Казани и общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" -АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани".
Учредителями АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" явились:
- от имени Российской Федерации - Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;
- от имени Республики Татарстан - Кабинет Министров Республики Татарстан;
- от имени муниципального образования города Казани - Комитет земельных и имущественных отношении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани;
- общероссийская общественная организация "Российский студенческий спортивный союз".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174- ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Из Устава АНО "Дирекция спортивных и социальных проектов" следует, что АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей, с целью подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани (далее по тексту - "Универсиада"), XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г.Казани (далее по тексту - "Чемпионат"), внедрения в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), других международных спортивных соревнований, социальных, культурных, образовательных и иных мероприятий (п.1.1.). Дирекция вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (п.1.11.). Учредители Дирекции не приобретают права собственности на имущество Дирекции, в том числе на ту его часть, которая образовалась за счет их взносов и пожертвований (п.4.6.).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента РФ N 314) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пункту 3 Указа Президента РФ N 314 федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.
Из п.1 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607 следует, что Министерство спорта Российской Федерации (Минспорта России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Пунктом 1 статьи 10 ФЗ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
При этом автономные некоммерческие организации не наделены полномочиями по осуществлению государственных функций, в отличие от бюджетных и автономных учреждений, которые в силу ст.9.2 ФЗ N 7-ФЗ создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Из указанного следует, что организационно-правовые формы юридических лиц, создаваемых с целью осуществления государственных функций и наделенных правами оказания государственных услуг, прямо предусмотрены действующим федеральным законодательством, расширительному толкованию данные нормы закона не подлежат.
Различные услуги в области спорта, в том числе по организации соревнований, вправе оказывать любые коммерческие и некоммерческие организации. Действующее законодательство РФ не содержит запретов и ограничений по данному виду деятельности.
Следует отметить, что суд апелляционной инстанции по делу N А65-18403/2014 от 26.01.2015 признал ошибочным вывод антимонопольного органа о наделении заявителя полномочиями органа государственной власти, в частности, полномочиями Министерства спорта Российской Федерации.
Указанные выводы подтверждены постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.04.2015 и Определением ВС РФ от 09.07.2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" - автономная некоммерческая организация, не является органом исполнительной власти либо бюджетным/автономным учреждением, которое наделено государственными полномочиями и оказывает государственные услуги.
Согласно действующему законодательству, свою деятельность АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" осуществляет в соответствии с Уставом.
Пунктом 1.10 Устава Дирекции прямо предусматривает, что "Дирекция не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам Дирекции. Учредители не отвечают по обязательствам Дирекции, а Дирекция не отвечает по обязательствам своих учредителей".
Нормативно-правовые акты, предусматривающие передачу Дирекции государственных функций, либо предусматривающие наделение АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" государственными властными полномочиями, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правильно указал, что АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" не относится к лицам, перечисленным в ч.2 ст.1 Закона N 223-ФЗ, в связи с чем требования данного Закона не распространяются на заявителя.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2019 по делу N А65-13173/2018.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным и отмене решения и предписания УФАС по РТ N Т04-8/2019 от 17.01.2019 г.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что антимонопольный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения, в связи, с чем оно подлежит признанию недействительным, как и принятое на его основании предписание, а требования заявителя - подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2019 года по делу N А65-6719/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6719/2019
Истец: АНО "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, г.Казань, ГУП Республики Татарстан "Центр развития закупок Республики Татарстан", г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, ООО "ХороШоу", г.Казань