г. Москва |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А41-17624/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Королев по Московской области - Хиленко В.А. по доверенности от 30.11.2018,
от ООО "Автотрэвел" - Смирнов В.П. по доверенности от 22.07.2019,
от АО "Мострансавто" - Есипович А.А. по доверенности от 06.06.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Королев по Московской области и АО "Мострансавто" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2019 по делу N А41-17624/19, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению ООО "Автотрэвел" к Администрации городского округа Королев по Московской области, АО "Мострансавто" об оспаривании постановления и открытого конкурса,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотрэвэл" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Королев по Московской области (далее - Администрация г.о. Королев), с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными Постановления от 27.11.2018 N 1299-ПА "О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городском округе Королев Московской области" в части проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие", открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городском округе Королев Московской области в части, касающейся муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 4 "ул. Силикатная -рынок на Яузе" (конкурсное предложение N 1) и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" (конкурсное предложение N 2), результатов открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок но нерегулируемым тарифам в городском округе Королев Московской области, проведенного 01.04.2019 г. и оформленного Протоколом от 01.04.2019 N 3, Свидетельств об осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и Карт маршрутов регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево Торфопредприятие", выданных ГУП МО "Мострансавто".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2019 года по делу N А41-17624/19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Королев по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалоб поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Автотрэвел" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Общество осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие".
Постановлением от 22.07.2016 N 864-ПА спорные маршруты были включены в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев.
В связи с истечением срока действия карт маршрутов общество обралось в Администрацию г.о. Королев с заявлением о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов сроком на 5 лет.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2019 года по делу N А41-44453/18, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 июня 2019 года, отказ, изложенный в письме от 30.03.2018 N 116 исх-2082, признан незаконным и на Администрацию г.о. Королев возложена обязанность выдать свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" и новые карты маршрута регулярных перевозок N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" сроком на 5 лет с 01.01.2018 г.
Постановлением от 27.11.2018 N 1299-ПА объявлен открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым маршрутам в городском округе Королев Московской области.
На официальном сайте для размещения информации в сети "Интернет" размещено Информационное извещение от 29.11.2018 г., согласно которого фактически на открытый конкурс выставлены лишь спорные маршруты N N 4 и 7.
Согласно Протокола заседания конкурсной комиссии от 01.04.2019 N 3, несмотря на вступивший в законную силу судебный акт, органом местного самоуправления подведены итоги открытого конкурса и победителем признано ГУП МО "Мострансавто".
Как пояснил представитель АО "Мострансавто" в судебном заседании от 18.06.2019 г., по результатам проведенного открытого конкурса ему выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" и карты маршрутов сроком на 5 лет.
Не согласившись с принятым постановлением, проведенным открытым конкурсом и выданными по его результатам свидетельствам и картам маршрутов, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании решения недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок) в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
По истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
- организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
- размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
В силу пункта 1 части 3 статьи 21 Закона об организации регулярных перевозок открытый конкурс должен был быть объявлен его организатором не позднее чем через девяносто дней со дня установления муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если соответствующий маршрут установлен после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В настоящем случае, на момент опубликования информационного извещения о проведении открытого конкурса сведения о перевозчике были включены в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев, спорные маршруты выполняются заявителем на основании Договоров от 30.12.2007 N ОТ-04-08 и от 30.12.2007 N ОТ-07-08, т.е. маршруты были установлены до вступления в силу Закона об организации регулярных перевозок.
Таким образом, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 21 названного Федерального закона основание для проведения конкурса, а равно иные основания для проведения открытого конкурса, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 21 Закона об организации регулярных перевозок, отсутствовали.
Кроме того, согласно части 1 статьи 21 Закона об организации регулярных перевозок предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, свидетельства об осуществлении перевозок подлежали выдаче сроком на 5 лет ООО "Автотрэвэл", т.е. предмет открытого конкурса отсутствовал.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку постановление не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации и повлекло ограничение прав хозяйствующего субъекта на осуществление перевозок по спорным маршрутам, перевозчиком по которому заявитель является.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ заинтересованными лицами (ответчиками) доказательства обоснованности принятия оспариваемого постановления от 27.11.2018 N 1299-ПА, проведения открытого конкурса, принятия решения, оформленного протоколом от 01.04.2019 N 3 представлены не были.
Из материалов дела следует, что открытый конкурс проведен с нарушением положений статей 21, 39 Закона об организации регулярных перевозок, а также вопреки вступившему в законную силу и обязательному согласно статьи 16 АПК РФ для Администрации г.о. Королев Постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2019 года по делу N А41-44453/18, что является основанием для признания открытого конкурса и его результатов недействительными.
Как указано в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13 июня 2019 года по делу N А41-44453/18 апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае предусмотренных статьи 39 Федерального закона N220-ФЗ оснований для проведения конкурса на право осуществления перевозок по спорным маршрутам, а также для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок.
В силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренного статьей 167 настоящего Кодекса.
Поскольку оспариваемые обществом торги являются недействительными, были объявлены в отношении свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам, выполняемым ООО "Автотрэвэл", и соответственно, не могли выступать в качестве предмета открытого конкурса, победителю открытого конкурса АО "Мострансавто" необоснованно выданы свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" и карты маршрутов, которые также должны быть признаны недействительными, так как не могут влечь для заинтересованных лиц каких-либо юридических последствий.
Вопреки доводам ответчиков, аналогично указанных в апелляционных жалобах, в настоящем случае, с учетом специфики проводимого открытого конкурса и его результатов (выдача свидетельств и карт маршрутов на 5 лет), возможность восстановления нарушенных прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности имеется, так как ООО "Автотрэвэл" вправе осуществлять перевозку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в течение 5-ти лет с момента выдачи соответствующих свидетельств и карт маршрутов.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2019 по делу N А41-17624/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17624/2019
Истец: ООО "АВТОТРЭВЭЛ"
Ответчик: ГУП ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСТРАНСАВТО"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21394/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21394/19
06.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13952/19
18.06.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-17624/19
21.03.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-17624/19