г. Владивосток |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А51-12883/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кэй Эф И Владивосток",
апелляционное производство N 05АП-5828/2019
на решение от 19.07.2019
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-12883/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кэй Эф И Владивосток" (ИНН 2540142162, ОГРН 1082540003017, дата государственной регистрации 01.04.2008, юридический адрес 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул. Посьетская, 45, офис 301)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (ИНН 2536008735, ОГРН 1022501308610, дата государственной регистрации 23.12.2002, юридический адрес 690990, Приморский край, г.Владивосток, ул. Фонтанная, д. 57)
о признании незаконным и отмене постановления Приморскстата по делу об административном правонарушении от 22.05.2019 года N 50-05/19,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Кэй Эф И Владивосток": Алёшина И.Н., по доверенности от 05.07.2019, паспорт;
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю: Сигида С.Ю., по доверенности от 24.06.2019 сроком действия на 1 год, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кэй Эф И Владивосток" (далее - заявитель, Общество, ООО "Кэй Эф И Владивосток") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее - Административный орган, Приморскстат) от 22.05.2019 года N 50-05/19 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кэй Эф И Владивосток", в связи с малозначительностью правонарушения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.07.2019 отменить, признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении.
В обоснование своей правовой позиции общество привело доводы о том, что назначенное обществу оспариваемым постановлением наказание не соответствует принципу соразмерности, вынесено без учета смягчающих обстоятельств. Также полагает, что административный орган не представил доказательства, свидетельствующие о наступлении негативных последствий в виде несения дополнительных и материальных затрат. Считает, что из представленных в дело выписок из базы данных не следует, что заявитель ежегодно предоставляет отчетность с нарушением установленного срока.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю на доводы апелляционной жалобы возражал, решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кэй Эф И Владивосток" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.04.2008, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационный номером 1082540003017.
Должностным лицом Приморскстата было выявлено, что общество в установленный срок до 01.04.2019 не представило статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", утвержденной приказом Росстата от 19.07.2018 N 449 за 2018 год.
По данному факту заместителем начальника отдела региональных счетов, балансов и финансов Приморскстата в отношении Общества 13.05.2019 был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Заместитель руководителя Приморскстата Е.А.Филонова вынесла постановление по делу об административном правонарушении N 50-05/19 от 22.05.2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество, не оспаривая факт совершенного правонарушения, обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью, в удовлетворении которого судом было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 13.19. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона N 282-ФЗ принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются, в том числе, полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 282-ФЗ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
На основании пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Приказом Росстата от 19.07.2018 N 449 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", действовавшим в спорный период, утверждена для отчета за 2018 год форма федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов".
Согласно названной форме N 11 - срок ее предоставления 01.04.2019. Предоставляют форму N 11 юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), осуществляющие все виды экономической деятельности территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу.
Как усматривается из материалов дела, факт нарушения заявителем требований действующего законодательства, выразившийся в несвоевременном (15 апреля 2019 года) предоставлении Обществом субъекту официального статистического учета формы федерального статистического наблюдения N 11, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, самим Обществом по существу не оспаривается и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Кэй Эф И Владивосток" в рассматриваемом случае состоит в том, что при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей Общество могло предпринять своевременные меры по недопущению выявленных нарушений.
При этом материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вмененного административного правонарушения, что Общество обращалось в орган статистики за разъяснением порядка сдачи и перечня форм статистического наблюдения, подлежащих представлению, не имело возможности ознакомиться с такими перечнями на сайте административного органа, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения Заявителем предъявляемых требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности Общества у суда отсутствуют.
Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ. Данные обстоятельства обществом не оспариваются.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Дело об административном правонарушении рассмотрено Административным органом с извещением законного представителя Общества о месте и времени составления протокола и вынесения Постановления.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы заявителя о том, что вменяемое правонарушение является малозначительным, не содержит угрозу общественным интересам, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, не могут быть приняты апелляционным судом на основании следующего.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный нормативными правовыми актами порядок формирования статистической информации, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера действий заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Заявитель жалобы не приводит достаточных аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства, учитывая представленные административным органом сведения о систематическом нарушении обществом сроков подачи формы статнаблюдения. Указанное исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им правонарушения.
При этом следует отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в неисполнении возложенной на общество публично-правовой обязанности без уважительных причин. Несвоевременное представление соответствующих данных приводит к нарушению организации деятельности Приморскстата, в частности по своевременной обработке полученной информации и формированию официальных статистических данных, что в свою очередь, является препятствием для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Кроме того, ввиду формального состава, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ, ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия. Таким образом, указание общества на отсутствие доказательств несения дополнительных трудовых и материальных затрат отклоняется, как необоснованное.
Доводы о наличии смягчающего обстоятельства в виде добровольного устранения исполнения обязанности по направлению формы статнаблюдения не свидетельствует о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным, а лишь учитывается при назначении размера административного наказания.
Апелляционный суд указывает на отсутствие оснований для применения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП с учетом размера штрафа и статьи 4.1.1 КоАП в связи с тем, что общество не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Санкция части 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания для юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Постановлением административного органа заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует характеру совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Доводы общества об обратном являются не подтвержденными, носят предположительный характер.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал обществу в признании незаконным и отмене постановления N 50-05/19 от 22.05.2019 по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.07.2019 по делу N А51-12883/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12883/2019
Истец: ООО "Кэй Эф И Владивосток"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ