г. Саратов |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А12-13357/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Заграничного И. М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ардабацким А. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 ноября 2023 года по делу N А12-13357/2023
по иску Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362)
к индивидуальному предпринимателю Горину Станиславу Александровичу (ИНН 344302459867, ОГРНИП 313344311200031), индивидуальному предпринимателю Горину Александру Станиславовичу (ИНН 344503646786, ОГРНИП 304346035800269), индивидуальному предпринимателю Знаемской Наталье Игоревне (ИНН 344202241514, ОГРНИП 306345922700015),
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- от индивидуального предпринимателя Горина Александра Станиславовича представитель Кузьмичев Александр Борисович, действующий на основании доверенности от 10.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда (далее - Департамент, истец) с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения по договору купли-продажи земельного участка от 31.01.2023 N 472К: с индивидуального предпринимателя Горина Станислава Александровича в сумме 759 528 руб. 90 коп.; с индивидуального предпринимателя Горина Александра Станиславовича в сумме 690 868 руб. 61 коп.; с индивидуального предпринимателя Знаемской Натальи Игоревны в сумме 32 395 руб. 89 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.11.2023 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.01.2023 между Департаментом (продавец) и Гориным Николаем Станиславовичем, Гориным Александром Станиславовичем, Гориным Станиславом Александровичем, Знаемской Натальей Игоревной (покупатели) заключен договор N 472К, согласно которому продавец обязался передать за плату земельный участок, обладающий уникальными характеристиками, в соответствии с выпиской из ЕГРН от 25.01.2023 N КУВИ-001/2023-16044041 на земельный участок с кадастровым номером 34:03:130008:1, в собственность покупателей, а покупатели обязуются принять участок и оплатить за него стоимость, согласно разделу 2 договора.
Местоположение участка: Волгоградская обл., Городищенский район, ст. Бетонная, ул. Степная, 18.
Согласно пункту 1.1.4 договора разрешенный вид использования участка: для размещения производственной базы.
Согласно пункту 2.1 договора выкупная цена участка определяется по формуле: ВС = КС х N, где
ВС - выкупная стоимость,
КС - кадастровая стоимость участка согласно выписке из ЕГРН - 32 947 995 руб.;
N - коэффициент в процентном выражении в зависимости от права пользования и вида разрешенного использования в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 26.06.2021 N 142-п "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов" - 15%.
Цена участка на день заключения договора составляет 4 942 199,25 руб. (пункт 2.2 договора).
10.02.2023 сторонами подписан передаточный акт к договору, согласно которому подтвержден факт выполнения обязательства сторон, расчет произведен полностью.
Как указывает Департамент, приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13.10.2022 N 71-н утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Волгоградской области, учтенных в ЕГРН на 01.01.2022 и подлежащие применению с 01.01.2023, которые по состоянию на 31.01.2023 (дату подписания проекта договора) в отношении спорного земельного участка внесены не были.
Департаментом получена выписка из ЕГРН от 02.03.2023 N КУВИ-001/2023-53227708, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка с 01.01.2023 составляла 44 446 267,22 руб.
По мнению истца, выкупная стоимость земельного участка должна была составлять 6 666 940,08 руб., в связи с чем, на стороне ответчиков образовалось неосновательное обогащение.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных статей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно статье 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
С учетом приведенных норм гражданского законодательства, иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны факт получения или сбережения ответчиком имущества, отсутствие для этого правового основания, а также то, что само неосновательное обогащение ответчика произошло именно за счет истца.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из положений пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39 Земельного кодекса РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункта 3 статьи 39.4 Земельного кодекса РФ).
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что, по общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
Порядок государственной кадастровой оценки земель установлен главой "Государственная кадастровая оценка" Закона N 135-ФЗ.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.11 Закона N 135-ФЗ под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом случае, как правомерно отметил суд первой инстанции, выкупная цена земельного участка определяется не усмотрением сторон, а в соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ и императивной нормой закона, установившей порядок определения цены.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган.
На возникновение правоотношений по предоставлению в собственность земельного участка в момент, и именно в связи с подачей лицом, имеющим для этого правовые и фактические основания, надлежащего заявления в уполномоченный орган, неоднократно указывал Верховный Суд РФ (определения от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104, от 29.04.2016 по делу N 305-КГ15-19738 и от 10.03.2016 N 310-КГ17-478).
Если заявитель обратился с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка, с приложением всех необходимых для приобретения прав на участок документов, то выкупная цена земельного участка подлежит определению в размере, установленном на момент такого обращения.
Порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов установлен постановлением Правительства Волгоградской области от 26.06.2012 N 142-п.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления N 142-п продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках, по цене, равной 15 процентам от кадастровой стоимости земельных участков, на которых расположены здания, сооружения (помещения в них), за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома либо индивидуальные гаражи для хранения личного автотранспорта.
Как следует из материалов дела, на дату обращения ответчиков с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка, а также на дату заключения договора согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка составляла 32 947 995 руб.
Какого-либо спора или разногласий по условию о кадастровой стоимости и выкупной цене у сторон при заключении договора не имелось и в материалы дела таких доказательств не представлено.
В силу пункта 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Такие условия договор купли-продажи не содержит, а законом - не предусмотрены.
В установленном порядке изменения в условия договора не внесены.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание исполнение спорного договора сторонами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Департамента права на изменение существенных условий договора в одностороннем порядке.
Более того, как верно отметил суд первой инстанции, по смыслу частей 1, 3, 4 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ, цена договора купли-продажи определяется с применением сведений о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН на дату подачи заявления о заключении договора в уполномоченный орган.
Единственным исключением из этого правила является случай внесения в период с даты подачи заявления и до даты заключения договора в ЕГРН сведений о новой сниженной кадастровой стоимости земельного участка, полученной по результатам государственной кадастровой оценки.
При этом применение повышенной кадастровой стоимости, тем более после заключения договора и его исполнения, вопреки доводам заявителя жалобы, действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы аналогичны позиции в суде первой инстанции при подаче искового заявления, они не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, а лишь выражают несогласие с ними, отклоняются судебной коллегией.
При этом, судебная коллегия отмечает, что согласно пояснениям представителя ответчика при рассмотрении спора в суде первой инстанции ответчиком представлялись доказательства, свидетельствующие об оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка, в установленном законом порядке - в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В настоящее время, как пояснил представитель ответчика, комиссией принято решение об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 32 075 000 рублей, что ниже кадастровой стоимости, примененной при определении цены договора купли-продажи N 472К от 31.03.2023.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 ноября 2023 года по делу N А12-13357/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13357/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: Горин Александр Станиславович, Горин Станислав Александрович, Знаемская Наталья Игоревна
Третье лицо: Горин Захар Николаевич, Горин Матвей Николаевич, Горин Николай Станиславович, Горина Юлия Анатольевна