г. Ессентуки |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А15-806/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Цигельникова И. А., в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр по сейсмической безопасности" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2019 по делу N А15-806/2019 (судья Цахаев С.А.),
УСТАНОВИЛ:
ГАУ "Республиканский центр по сейсмической безопасности" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Счетной палате Республики Дагестан (далее - счетная палата) о признании действий должностных лиц Счетной платы РД по проведению проверки соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за 2016-2017 годы в ГАУ РД "Сейсмобезопасность" незаконными.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2019 в удовлетворении заявления учреждения отказано.
Решение мотивировано тем, что оспоренные действия счетной палаты по проведению спорной проверки и составлению по её итогам справки от 28.01.2019 соответствуют закону, совершены в пределах своих полномочий, не нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель указывает о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает о том, что счетная палата не вправе была проводить проверку, поскольку проверка учреждения в 2019 году не включена в план работы счетной палаты размещенной на официальном сайте государственных органов.
Указывает об отсутствии полномочий счетной палаты проводить проверку в отношении учреждения, удостоверение на право проведение проверки представителями счетной палаты не было предъявлено.
До начала судебного заседания от счетной палаты поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жлобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывы на апелляционную жалобу, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
18.12.2019 УФСБ России по РД обратилось с письмом N 4/19616 в адрес Счетной палаты Республики Дагестан о выделении специалистов для проведения проверки соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при исполнении ГАУ РД "Республиканский центр по сейсмической безопасности" своих полномочий за 2016 -2017 годы (т.1 л.д. 32).
10.01.2019 счетная палата издала распоряжение N 1-р в соответствии, с которым, специалисты для проведения указанной проверки были направлены 14.01.2019 (т.1 л.д. 30).
17.03.2017 счетной палатой составлен акт проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2016 году на реализацию подпрограммы "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан на 2014-2018 годы" государственной программы РД "Развитие жилищного строительства РД" (т.1 л.д. 33-40).
06.07.2018 счетной палатой составлен акт проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2017 году на реализацию подпрограммы "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан на 2014-2018 годы" государственной программы РД "Развитие жилищного строительства РД" (т.1 л.д. 41-88).
28.01.2019 счетной палатой составлена справка, в соответствии с которой проведенная проверка анализа цен стоимости товаров, приобретенных учреждением по проанализированным контрактам, показа разницу на общую сумму 8 771, 2 руб. в сторону завышения в сравнении по среднерыночным ценам (т.1 л.д. 121-128).
Учреждение, считая действия счетной платы по проведению проверки и составлению по его итогам справки от 28.01.2019 не законными, обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Согласно части первой статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ одним из видов оперативно-розыскных мероприятий является "Исследование предметов и документов".
В силу абзаца второго части 5 статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 144-ФЗ законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом "м" части 1 статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей.
С учетом приведенных норм, в случае поступления в соответствии с федеральным законодательством от органов федеральной службы безопасности обращения о проведении исследования определенных документов (документарная проверка) и дачи соответствующего итогового документа (заключения, справки), Счетная палата РД обязана предоставить специалиста для проведения проверки в отношении любого объекта вне зависимости от организационно-правовой формы и уровня финансирования данного объекта (из федерального или республиканского бюджета).
В данном случае проведение специалистом счетной палаты РД проверки осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и в этом случаи нормы Закона РД "О Счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований", Закона РД "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в РД" и Регламента Счетной палаты РД не распространяются.
Суд первой инстанции верно установил, что непосредственно счетной платой по результатам проверки какие-либо ненормативные документы, обязывающие заявителя совершить определенные действия, или иным образом затрагивающие его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также актов о применении предусмотренных бюджетным кодексом РФ бюджетных мер принуждения не составлены.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренные действия счетной палаты по проведению спорной проверки и составлению по её итогам справки от 28.01.2019 соответствуют закону, совершены в пределах своих полномочий, не нарушают права и законные интересы заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что счетная палата не вправе была проводить проверку, поскольку проверка учреждения в 2019 году не включена в план работы счетной палаты размещенной на официальном сайте государственных органов - отклоняется.
Основанием проведения проверки послужила статья 23 Закона РД "О Счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований" (взаимодействие с государственными органами) и вышеназванное обращение УФСБ РФ по РД.
На основании обращения УФСБ России по РД счетной палатой были выделены специалисты для проведения проверки.
В случае поступления в соответствии с федеральным законодательством от органов федеральной службы безопасности обращения о проведении исследования определенных документов (документарная проверка) и дачи соответствующего итогового документа (заключения, справки), счетная палата обязана предоставить специалиста для проведения проверки в отношении любого объекта вне зависимости от организационно-правовой формы и уровня финансирования данного объекта (из федерального или республиканского бюджета).
В этом случае проведение специалистом счетной палаты проверки осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, даже если данная проверка не включена в План работы Счетной палаты РД, а также проводится чаще одного раза в два года, и на указанные случаи нормы Закона РД "О Счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований", Закона РД "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в РД" и Регламента Счетной палаты РД не распространяются.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии полномочий счетной палаты проводить проверку в отношении учреждения, удостоверение на право проведения проверки представителями счетной палаты не было предъявлено - отклоняется.
Согласно частям 1, 4 и 6 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с Законом.
Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия по: контролю за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 9 Закона N 6-ФЗ).
Контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.
Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований (части 1 и 2 статьи 12 Закона N 6-ФЗ).
Требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль. Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 13 Закона N 6-ФЗ).
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем.
Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам (части 1 и 2 статьи 16 Закона N 6-ФЗ).
Аналогичные положения содержит и Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 N 72 "О счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований".
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 8 Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 N 72 "О счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований" счетная палата осуществляет следующие контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Дагестан; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных федеральным законодательством.
Действия должностных лиц счетной палаты, по проведению проверки и составлению справки являются законными.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А15-3856/2018.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2019 по делу N А15-806/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2019 по делу N А15-806/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-806/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПО СЕЙСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Ответчик: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РД
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11374/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11374/19
06.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2996/19
31.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-806/19