г. Ессентуки |
|
6 сентября 2019 г. |
Дело N А15-118/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06.09.2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., при участии в судебном заседании представителя прокуратуры г. Махачкалы Кислицкой А.С. (доверенность от 07.08.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тэрра" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.06.2019 по делу N А15-118/2019 (судья Цахаев С.А.),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Дагестан обратилось ООО "Тэрра" (далее -общество, заявитель) с заявлением к Администрации города Махачкалы и к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Махачкалы с требованиями:
- о признании незаконным приказа Врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкалы О.Н.Бурзиева от 02.11.2018, N 129 "О признании градостроительного плана земельного участка за N 05-308:000-1423 недействительным";
- о признании незаконным приказа Врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкалы О.Н. Бурзиева от 06.11.2018 N 130 "Об аннулировании выданного обществу разрешения на строительство N 05-308-448-2017 от 26.12.2017";
- об обязании администрацию ГО с ВД "город Махачкала" восстановить разрешение на строительство N 05-308-448-2017 от 26.12.2017, и градостроительный план земельного участка за N05-308:000-1423, выданные ООО "Тэрра".
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что градостроительный план земельного участка за N 05-308:000-1423 и разрешение на строительство N 05-308-448-2017 от 26.12.2017 8-ми этажного многоквартирного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже также выданы с соблюдением требований градостроительного законодательства.
Решением от 17.06.2019 в удовлетворении заявленных требований ООО "Тэрра" отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда от 17.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура просит оставить решение суда от 17.06.2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО с ВД г. Махачкала" 19.07.2017 выдало ООО "ТЭРРА" градостроительный план N 05-308:000-1428 земельного участка с кадастровыми номерами N 05:40:000023:981, площадью 900,0 кв.м.
Управление по вопросам координации капитального строительства Администрации ГО с ВД "г. Махачкала" 26.12.2017 выдало разрешение на строительство восьмиэтажного многоквартирного жилого дома N 05-308-448-2017 по адресу: г. Махачкала пр. Акушинского, ЗУ 1 на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000023:981.
По результатам рассмотрения представления Прокуратуры г. Махачкалы от 17.10.2018 N 02-06/02-2018 приказом Врио начальника МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО с ВД г. Махачкала" от 02.11.2018 N 129 градостроительный план N 05-308:000-1428 признан недействительным, а приказом Врио начальника МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО с ВД г. Махачкала" от 06.11.2018 N 130 аннулировано и признано утратившим силу разрешение на строительство восьми этажного многоквартирного жилого дома N 05-308-448-2017 от 26.12.217.
Полагая, что указанные ненормативные правовые акта незаконными, общество в порядке гл. 24 АПК РФ оспорило их в арбитражном суде, а также заявило об обязании орган местного самоуправления восстановить действие указанных документов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований обоснованно сослался на положения части 1 статьи 4 АПК РФ, пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
По результатам проверки Прокуратурой г. Махачкалы законности утверждения Управлением архитектуры и градостроительства г.Махачкалы градостроительного плана N 05-308:000-1428 земельного участка с кадастровыми номерами N 05:40:000023:981, площадью 900,0 кв.м. и выдачи Управлением по вопросам координации капитального строительства г.Махачкала ООО "ТЭРРА" разрешения на строительство восьмиэтажного многоквартирного жилого дома N 05-308-448-2017 по адресу: г. Махачкала пр. Акушинского, ЗУ 1 на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000023:981в адрес ВРИО главы г. Махачкалы 16.10.2018 внесен протест за N902-06/02-2018 об устранении нарушений федерального законодательства.
Оспоренные приказы вынесены по рассмотрении протеста прокуратуры.
Суд первой инстанции обоснованно указал, в соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" N 169 от 17.11.1995 строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частью 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
Согласно ст. 42 ГрК РФ и приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 742/пр, красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 настоящего Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Ранее действующим градостроительным законодательством был регламентирован следующий порядок установления красных лини поселения или его части:
- пунктом 4.1 Инструкции установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000;
- пунктом 5.1 Инструкции установлено, что план красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации", утвержденной Госстроем России Постановлением от 22.12.1993 г. N 18-58.
Согласно пункту 11.2 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации красные линии считались установленными или отмененными со дня утверждения проекта детальной планировки поселения либо его части.
В материалы дела не представлены доказательства об утверждении документации по планировке территории в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 05:40:000023:981 в установленном статьей 45 ГрК РФ, в связи с чем утверждение градостроительного плана з/у до утверждения ППТ является незаконным.
Необходимость указания красных линий в градостроительном плане земельных участков расположенных в границах земель поселений обусловлена тем, что нормативы градостроительного проектирования, являющиеся одним из источников информации для подготовки градостроительного плана устанавливают обязательные требования к размещению объектов капитального строительства по отношению красным линиям в том числе минимально допустимые отступы от них.
При этом, разрешение на строительство N 05-308-448-2017 от 26.12.2017 8-ми этажного многоквартирного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже также выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.
Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения только в соответствии с его разрешенным использованием установленным градостроительным регламентом.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
Правила землепользования и застройки являются комплексным нормативным правовым актом, разработанным исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального и регионального градостроительного законодательства, местных нормативных правовых актов при участии депутатов представительного органа местного самоуправления и иных заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 43 указанных правил максимальный коэффициент застройки земельного участка для многоквартирных жилых домов составляет 40%.
При этом, площадь земельного участка, на котором обществом планируется строительство составляет 900 кв.м., площадь застройки составляет 432 кв.м., т.е. 48% от общей площади земельного участка.
Согласно ст. 34 Правил землепользования и застройки г.Махачкалы, действовавших на момент выдачи разрешения на строительство, минимальный размер земельного участка для размещения 8-ми этажного жилого дома рассчитывался исходя из нормы 1,31 кв.м. на 1 кв.м. площади жилых помещений. Согласно положительному заключению экспертизы, общая площадь жилых помещений в вышеуказанном доме составляет 1141 кв.м., соответственно площадь земельного участка, на котором планируется строительство, должна составлять не менее 1494кв.м., а фактическая площадь земельного участка - 900 кв.м.
Таким образом, градостроительный план земельного участка N 05-308:000-1423 от 19.07.2017 и разрешение на строительство N 05-308-448- 2017 от 26.12.2017 выданы с нарушением приведенных выше норм градостроительного законодательства.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя в части компетенций по отмене оспариваемых актов.
Так, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом, согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 40 устава МО ГОсВД "город Махачкала", принятого решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 07.04.2016 N 8-7 муниципальные правовые акты органов местного самоуправления города Махачкалы могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Уставом муниципального образования предусмотрено право отмены ранее изданных правовых актов именно должностными лицами их издавшими. В этой связи не требуется дополнительного указания в положениях подразделений администрации города о наличии полномочий и прав на отмену ранее принятых правовых актов.
В силу пункта 4 статьи 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Основным принципом системы правовых актов является его устойчивость и соответствие Конституции Российской Федерации и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый правовой акт.
Поскольку градостроительный план N 05-308:000-1423 от 19.07.2017 и разрешение на строительство N 05-308-448- 2017 от 26.12.2017 не соответствующими приведенным выше нормам градостроительного законодательства. Оспоренные обществом приказы об отмене указанных градостроительного плана и разрешения на строительство, являются законными, изданы в пределах полномочий органа местного самоуправления и не нарушают права и законные интересы заявителя, то требования заявителя подлежат отклонению.
Довод апелляционной жалобы что площадь застройки рассчитана без учета наличия сервитута площадью 540 кв.м. подлежит отклонению, поскольку сервитут был оформлен 08.08.2018 и не учитывался при выдаче градостроительного плана N 05-308:000-1423 от 19.07.2017 и разрешения на строительство N 05-308-448- 2017 от 26.12.2017.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.06.2019 по делу N А15-118/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-118/2019
Истец: ООО "ТЭРРА"
Ответчик: Городской округ "г. Махачкала", Управление Архитектуры и градостроительства г. Махачкалы
Третье лицо: Прокуратура г Махачкалы, Администрация г. Махачкала, Торчинова Мадина Таймуразовна, Управление Архитектуры и градостроительства г. Махачкалы
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11251/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11251/19
06.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3445/19
04.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-118/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-118/19