г.Самара |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А49-5923/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 июля 2019 года по делу N А49-5923/2019 (судья Дудорова Н.В.), принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (ОГРН 1065009017920, ИНН 5009053687), г. Москва,
к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (ОГРН 1025801353775, ИНН 5836010554), г. Пенза,
об оспаривании постановления от 14.05.2019 по делу об административном правонарушении N 08.1-72/16.04-5орг-ст/3-информ/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (далее - ООО "ТН-АЗС-Запад", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании постановления от 14.05.2019 по делу об административном правонарушении N 08.1-72/16.04-5орг-ст/3-информ/2019, которым Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (далее - Пензастат, административный орган) привлёк общество к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 20000 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23 июля 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТН-АЗС-Запад" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава правонарушения, вменяемого в вину обществу. По мнению заявителя, юридические лица и их обособленные подразделения по своему выбору могут сдать заполненные формы статистической отчётности в любой субъект официального статистического учёта, что и было сделано ООО "Татнефть-АЗС-Запад" 21.03.2019.
Кроме того, заявитель указал, что согласно сведениям КонсультантПлюс и официального интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru) - приказ Росстата от 06.08.2018 N 487 (ред. от 14.01.2019) "Об утверждении статистического инструментария для организации..." официально не опубликован и не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, в связи с чем он не подлежит применению.
В отзыве на апелляционную жалобу Пензастат просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела в порядке упрощенного производства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Пензастат провел проверку своевременности представления обществом первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N 3-информ за 2018 год.
Срок предоставления указанных сведений установлен до 25.03.2019. Фактически отчет по форме N 3-информ за 2018 год представлен в Пензастат 09.04.2019, то есть с нарушением установленного срока, что было квалифицировано административным органом как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и послужило поводом для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении N95.07.0 от 16.04.2019.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа 14.05.2019 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 08.1-72/16.04-5орг-ст/3-информ/2019, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона N 282-ФЗ от 29.11.2007 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Закона N 282-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 282-ФЗ целью данного закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Закона N 282-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
По правилам статьи 6 Закона N 282-ФЗ, сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно части 9 статьи 8 Закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 620 от 18.08.2008 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи (пункт 10 Положения N 620).
Пунктом 11 Положения N 620 предусмотрено, что датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.
В силу пункта 14 Положения N 620 непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата N 487 от 06.08.2018 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждена и введена в действие с отчета за 2018 год форма федерального статистического наблюдения N 3 -информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах".
Пунктом 2 приказа Росстата N 487 от 06.08.2018 установлено предоставление данных по утвержденным приказом формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.
Из названного приказа следует, что сведения по форме 3-информ представляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС. Ред. 2) относится к следующим группам: B, C, D, E, F, G, H, I, K, L, M, N, O (за исключением кодов 84.23.4 и 84.24), Q, R, а также к кодам: 02, 03, 85.22, 85.23, 95.
Сведения по форме 3-информ предоставляются не позднее 25 марта после отчетного периода.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество является юридическим лицом, осуществляющим в качестве основного вид деятельности по розничной торговле моторным топливом в специализированных магазинах (код по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС. Ред. 2) - 47.30, раздел G), обязано было представить в территориальный орган Росстата по Пензенской области сведения по форме 3-информ за 2018 год по обособленному подразделению - АЗС N 441 ООО "ТН-АЗС-Запад" с. Плесс Мокшанского района Пензенской области (ОКПО 96277539560005) не позднее 25.03.2019, однако данную обязанность не исполнило. Фактически сведения представлены 09.04.2019, после выявления нарушения административным органом и направления в адрес общества вызова для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное деяние образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что спорные сведения представлены им своевременно, 21.03.2019, опровергаются материалами дела, из которого видно, что 21.03.2019 сведения по форме 3-информ представлены в территориальный орган Росстата по Владимирской области (л.д. 9), в Пензастат сведения представлены 09.04.2019 (л.д. 46).
Довод заявителя о том, что приказ Росстата N 487 от 06.08.2018 об утверждении форм статистической отчетности не был опубликован в установленном порядке и не подлежит применению, судом первой инстанции отклонен в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 620 формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 420 от 02.06.2008, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В полномочия, осуществляемые Росстатом, включается утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 5.5 Положения N 420).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Положения N 620 предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением, в том числе, условия о доведении субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 Положения.
В пункте 4 Положения N 620 установлено, что субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.
Таким образом, приказ Росстата об утверждении форм статистического наблюдения, указаний по их заполнению и перечня респондентов является техническим информационным документом, изданным полномочным государственным органом, для обеспечения получения статистических данных в целях реализации требований Закона N 282-ФЗ.
Способ доведения до заинтересованных лиц утвержденных данным приказом форм и порядка их заполнения, информационный ресурс их размещения установлены нормативно постановлением N 620: формы, порядок их заполнения, сроки представления, перечень респондентов по кодам видов деятельности подлежат размещению на сайте субъекта официального статистического учета.
Копия размещенного на сайте перечня отчетности, подлежащей предоставлению обществом по коду ОКПО, представлена в материалы дела (л.д. 50-51).
О том, что заявитель обладал информацией о наличии у него обязанности предоставлять сведения по форме 3-информ, свидетельствует тот факт, что приказом регионального управляющего Владимирского филиала ООО "Татнефть-АЗС-Запад" N 646-ВФ/18/ОД от 20.12.2018 назначено ответственное должностное лицо за подготовку статистических данных, уполномоченное представлять указанную информацию в органы статистического учета по Пензенской области по форме федерального статистического наблюдения N 3 -информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" (л.д. 45).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у административного органа законных оснований для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и вынесения постановления о назначении административного наказания.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, повлекших неустранимые негативные последствия для заявителя, административным органом не допущено.
Протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено полномочным органом в соответствии со статьей 23.53 КоАП РФ, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. При составлении протокола присутствовал представитель общества, о месте и времени составления протокола и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении общество надлежаще извещено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, какие-то исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судом первой инстанции не установлены.
Штраф определен административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, - 20000 руб.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что юридические лица и их обособленные подразделения по своему выбору могут сдать заполненные формы статистической отчётности в любой субъект официального статистического учёта, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку действующее законодательство предусматривает представление соответствующих статистических отчетов по месту фактического осуществления деятельности.
Ссылка заявителя на то, что приказ Росстата от 06.08.2018 N 487 (ред. от 14.01.2019) официально не опубликован и не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, судом апелляционной инстанции не принимается.
В силу пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, приказ Росстата от 06.08.2018 N 487 является техническим актом и не относится к нормативным правовым актам, подлежащим регистрации в Минюсте России. Данной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. Аналогичные выводы содержатся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2014 N АКПИ13-1261.
Текст приказа Росстата от 06.08.2018 N 487 опубликован в издании "Официальные документы в образовании", N 26, сентябрь, 2018 (указания по заполнению формы 1-НК с приложением). Данный правовой акт также представлен в информационно-правовых системах "КонсультантПлюс" и "Гарант".
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает доказанными как событие, так и вину общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоаП РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 23 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 июля 2019 года по делу N А49-5923/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5923/2019
Истец: ООО "Татнефть-АЗС-Запад"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области