г. Владивосток |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А24-2168/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Вилюй",
апелляционное производство N 05АП-4019/2019
на решение от 21.05.2019
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-2168/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Министерства экономического развития и торговли Камчатского края (ИНН 4101156001, ОГРН 1134101000450)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вилюй" (ИНН 4101106184, ОГРН 1064101007431) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития и торговли Камчатского края (далее - заявитель, Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вилюй"" (далее - ответчик, общество, ООО "Вилюй") к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.05.2019 заявление удовлетворено, ООО "Вилюй" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.05.2019 отменить, отказать в привлечении общества к административной ответственности.
В обоснование своей правовой позиции общество приводит доводы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, поскольку Министерству экономического регулирования и торговли Камчатского края полномочия Росалкогольрегулирования по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не передавались. Полагает, что заявитель на основании норм Федерального закона N 171-ФЗ и Положения о Министерстве экономического развития и торговли Камчатского края вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции только в части розничной продажи алкогольной продукции. Также настаивает на отсутствии состава вменяемого правонарушения, считая, что наличие недостоверных сведений в ТТН и справках формы А и В не свидетельствует о субъективной стороне вменяемого правонарушения, поскольку общество полагалось на благонадежность и законность деятельности своего контрагента, предоставившие сведения для ТТН и справок.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи О.Ю. Еремеевой в отпуске на основании определения суда от 03.09.2019 произведена её замена на судью Н.Н. Анисимову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Через канцелярию суда от Министерства экономического развития и торговли Камчатского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Также поступили письменные пояснения относительно принятия Приказов N 103-п от 14.06.2016, N 757-п от 25.12.2018, с учетом положений части 6.3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ, рассмотрел заявленное ходатайство и определил его удовлетворить.
Текст пояснений приобщен к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Вилюй" зарегистрировано в качестве юридического лица в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому 22.02.2006 за основным государственным регистрационным номером ОГРН 10641010074431, ИНН 4101106184, по юридическому адресу: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 33.
На основании лицензии N 41РПА0000069 от 30.06.2018 сроком действия до 29.06.2019 общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
Как следует из материалов дела, на основании информации поступившей от МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу должностным лицом Министерства экономического развития и торговли Камчатского края установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Вилюй" (ИНН 4101106184) осуществляло реализацию алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (напитки, изготавливаемые на основе пива) производства ООО "АКВА-ЛАЙФ", ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" с сопроводительными документами, не удостоверяющими легальность ее производства и оборота, а равно без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, в нарушение статей 10.2, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Указанное нарушение выразилось в следующем.
Общество закупило алкогольную продукцию по коду вида продукции 520 (напитки, изготавливаемые на основе пива):
- напиток пивной со вкусом "Абсент Бум" (фильтрованный, пастеризованный, газированный 6,9% 1,5000 л., дата розлива 29.09.2017);
- напиток пивной со вкусом "Лимон-Айс" (фильтрованный, пастеризованный, газированный 6,9 % 1,5000 л., дата розлива 29.09.2017);
- напиток пивной со вкусом "Френч Кисе" (фильтрованный, пастеризованный, газированный 7% 1,5000 л., дата розлива 28.09.2017);
- напиток пивной со вкусом "Манхэттен Драй" (фильтрованный, пастеризованный, газированный 6,9% 1,5000 л., дата розлива 30.09.2017) производства ООО "АКВА-ЛАЙФ", ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" у организации оптовой торговли ООО "Грант" согласно отчету об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.06.2018 по 05.09.2018 и товарной накладной от 03.09.2018 N 12749 в количестве 24 бут.
Адрес доставки - торговый объект, расположенный по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Бохняка, д. 16.
Согласно журналу учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 28.09.2018 по 05.10.2018 ООО "Вилюй" в торговом объекте, расположенном по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Бохняка, д. 16, осуществило реализацию алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (напитки, изготавливаемые на основе пива) производства ООО "АКВА-ЛАЙФ", ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА", полученной от организации оптовой торговли ООО "Грант" в количестве 13 бут.
Фактически по состоянию на 22.01.2019 года указанная алкогольная продукция (пивные напитки) реализована в полном объеме.
Согласно информации, поступившей от МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу письмом от 15.11.2018 N у 7-9742/07, производители алкогольной продукции: ООО "АКВА ЛАQФ" (ИНН 9729060283) и ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" (ИНН 7725349200) не осуществляют хозяйственную деятельность по адресам осуществления деятельности, что подтверждается протоколами осмотров должностных лиц МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в рамках дел об административных правонарушениях, возбужденных по статье 14.19 КоАП РФ в отношении указанных организаций, а именно:
- ООО "АКВА ЛАЙФ" ИНН 9729060283, Россия, г. Москва, Очаковское шоссе, д.34 - протокол осмотра от 10.04.2018 N 02-18/299-2.
- ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" ИНН 7725349200, Россия, г. Москва, ул. Рябиновая, д. 44, корпус 45 - протокол осмотра от 10.04.2018 N 02-18/301-2.
В рамках дела об административном правонарушении в отношении ООО "ГРАНТ" МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу истребована товаросопроводительная документация, сопровождающая оборот вышеуказанной алкогольной продукции. ООО "ГРАНТ" представлены товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию, движение которой осуществлялось через контрагентов, представленных в Таблице, где крайним получателем (пятым) является ООО "ГРАНТ":
N п/п |
Наименование производителя, дата и номер ТТН, количество поставленной продукции (ед.) |
Наименование первого получателя (ИНН), дата и номер ТТН, по которой продукция отгружена далее, количество отгруженной продукции (ед.) |
Наименование второго получателя (ИНН), дата и номер ТТН, по которой продукция отгружена далее, количество отгруженной продукции (ед.) |
Наименование третьего получателя (ИНН), дата и номер ТТН, по которой продукция отгружена далее, количество отгруженной продукции (ед.) |
Наименование четвертого получателя (ИНН), дата и номер ТТН, по которой продукция отгружена далее, количество отгруженной продукции (ед.) |
Наименование пятого получателя (ИНН), дата и номер ТТН, по которой продукция отгружена далее, количество отгруженной продукции (ед.) |
|||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
1 |
ООО "АКВА- ЛАЙФ" (ИНН 9729060283), ТТН от 29.09.2017 N 2755, 12600 ед. |
ООО "Атлантсервис" (ИНН 7702386051), ТТН от 13.12.2017 N 90, 12600 ед. |
ООО "БЛИСКОР" (ИНН 7751068492), ТТН от 14.05.2018 N 54, 12200 ед. |
ООО "ФЕНИКС" (ИНН 6230104975), ТТН от 16.05.2018 N 72, 12200 ед. |
ООО "ФЕНИКС" (ИНН 6230104975), ТТН от 04.06.2018 N 169, 12200 ед. |
ООО "Биртайм" (ИНН 6229088711), ТТН от 18.06.2018 N 5, 2520 ед. |
|||||
2 |
ООО "АКВА-ЛАЙФ" (ИНН 9729060283), ТТН от 29.09.2017 N 2778, 12600 ед. |
ООО "Атлантсервис" (ИНН 7702386051), ТТН от 13.12.2017N 114, 12600 ед. |
ООО "БЛИСКОР" (ИНН 7751068492), ТТН от 14.05.2018 N 64, 12600 ед. |
ООО "ФЕНИКС" (ИНН 6230104975), ТТН от 16.05.2018 N 82, 12600 ед. |
ООО "ФЕНИКС" (ИНН 6230104975), ТТН от 04.06.2018 N 176, 9072 ед. |
ООО "Биртайм" (ИНН 6229088711), ТТН от 18.06.2018 N 5, 3024 ед. |
|||||
3 |
ООО "АКВА-ЛАЙФ" (ИНН 9729060283), ТТН от 28.09.2017 N 2653, 12600 ед. |
ООО "Атлантсервис" (ИНН 7702386051), ТТН от 11.12.2017N 20, 12600 ед. |
ООО "БЛИСКОР" (ИНН 7751068492), ТТН от 11.05.2018 N 34, 12200 ед. |
ООО "ФЕНИКС" (ИНН 6230104975), ТТН от 16.05.2018X2 52, 12200 ед. |
ООО "ФЕНИКС" (ИНН 6230104975), ТТН от 05.06.2018 N 179,3024 ед. |
|
|||||
4 |
000 "НАПИТКИ ЗАПАДА" (ИНН 7725349200), ТТНот 01.10.2017 N П1710010006, 12600 ед. |
ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" (ИНН 7725349200), ТТНот 05.10.2017N Р1710050032, 12600 ед. |
ООО "АКВА-ЛАЙФ" (ИНН 9729060283), ТТНот 20.10.2017 N 2931, 12600 ед. |
ООО "ФЕНИКС" (ИНН 6230104975), ТТНот 09.04.2018 N 44, 201 бед. |
ООО "ФЕНИКС" (ИНН 6230104975), ТТНот 24.04.2018 N 81, 2016 ед. |
|
В ходе административного расследования приобщены материалы, полученные должностными лицами Управления в результате административных производств по аналогичным организациям - производителям и контрагентам алкогольной продукции, также в УФНС России по г. Москве, УФНС России по Рязанской области, УМВД по районам г. Москвы, УМВД по Рязанской области, иным лицам направлены запросы, кроме того в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу направлены поручения на совершение отдельных действий, в том числе на предмет установления, осуществляли ли фактически организации-производители и организации-контрагенты деятельность по обороту алкогольной продукции по адресам, указанным в сопроводительных документах, и адресам, зафиксированным в ЕГАИС.
При анализе собранных материалов об организациях - производителях и организациях - контрагентах по делу об административном правонарушении установлено следующее:
1. Производитель ООО "АКВА-ЛАЙФ" (буквенный код А. адрес производства согласно этикетке 119530, Россия, г. Москва, Очаковское шоссе, д. 34, пом. IX офис 70) - данный адрес указан в представленных ООО "Грант" сопроводительных документах как адрес производства, закупок и поставок алкогольной продукции. Также, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, указанный адрес является местом нахождения ООО "АКВА-ЛАЙФ".
Вместе с тем, согласно протоколу осмотра от 10.04.2018 N 02-18/299-2 МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу установлено, что по указанному адресу расположен бизнес-центр "WEST PARK". Установить местонахождение ООО "АКВА-ЛАИФ" не представилось возможным.
Также от представителя управляющей компании бизнес-центра "WEST PARK" поступили сведения, в соответствии с которыми установлено:
- управляющая компания является эксплуатирующей организацией бизнес-центра "WEST PARK", в договорных отношениях с ООО "АКВА-ЛАЙФ" не состоит;
- бизнес-центр "WEST PARK" по адресу: 119530, г. Москва, Очаковское шоссе, д. 34, является офисным центром, складские или производственные помещения для производства и оборота алкогольной продукции отсутствуют;
- в бизнес-центре "WEST PARK" офиса 70 нет;
- ООО "АКВА-ЛАЙФ" в бизнес-центре "WEST PARK" по указанному адресу в 2017 году не осуществляла деятельность, связанную с производством и оборотом алкогольной продукции.
Кроме этого, УФНС по г. Москве сообщило, что территориальным налоговым органом проведен осмотр помещения ООО "АКВА-ЛАЙФ" по адресу: 119530, г. Москва, Очаковское шоссе, д. 34, пом. IX, офис 70 - на момент осмотра 13.10.2017 организация по указанному адресу не находится, финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется, организация в период с 01.10.2017 по 31.12.2017 по адресу регистрации фактически не находилась.
В отношении ООО "АКВА-ЛАЙФ" вынесено решение о приостановлении операций по счетам с 12.10.2017 года и действует по настоящее время. Также проведены мероприятия налогового контроля по установлению достоверности сведений об адресе места нахождения ООО "АКВА-ЛАЙФ", зарегистрированных в ЕГРЮЛ, по результатам которых установлено, что организация по заявленному адресу отсутствует, о чем в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи о недостоверности информации.
Таким образом, учитывая факт того, что фактически ООО "АКВА-ЛАЙФ" в 2017 году по указанному адресу не находилось, то в сопроводительных документах ООО "Грант" отражен фиктивный адрес производства алкогольной продукции, а соответственно фиктивные поставки алкогольной продукции. \
Кроме этого, при проверке сведений из негосударственных интернет-ресурсов (www.lcontr.ru) по проверке контрагентов установлено, что по ООО "АКВА-ЛАЙФ" имеется информация с рекомендацией не работать с данным контрагентом в связи с возможностью его ликвидации. Согласно информации интернет-сайта (www.focus.kontur.ru) ООО "АКВА-ЛАЙФ" имеет признаки фирмы-однодневки: массовый юридический адрес, недостоверность регистрационных сведений.
2. Производитель ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" (буквенный код В. адрес производства согласно этикетке 121417, Россия, г. Москва, ул. Рябиновая, д. 44, стр. 45) - данный адрес также указан в представленных ООО "Грант" сопроводительных документах как адрес производства и поставок алкогольной продукции. |
Согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС, ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" в 2017 году осуществило производство алкогольной продукции в объеме 10 061906,51 дал.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным УФНС по г. Москве, установлено, что ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" в 2017 году представлены налоговые декларации по акцизам за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года с нулевыми показателями, сумма неотраженного и неуплаченного акциза составляет 2 107 541 000 руб., также организацией представлена нулевая отчетность за 1, 2, 3 кварталы 2017 года.
При проверке достоверности сведений об адресе юридического лица и нахождения ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" территориальным налоговым органом проведены осмотры помещений по адресам, в ходе которых установлено:
- 115114, г. Москва, ул. Павелецкая наб., д. 2, стр. 1, ком. 126 (юридический адрес) - по указанному адресу организация не находится, о чем в ЕГРЮЛ 26.10.2017 внесены дополнительные сведения о недостоверности адреса места нахождения ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА";
- г. Москва, ул. Рябиновая, д. 44, корп. 45 (адрес производства алкогольной продукции), - на момент проведения осмотра 13.10.2017 финансово-хозяйственная деятельность ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" не осуществляется.
Более того, согласно письму Росалкогольрегулирования от 13.04.2018 N 5944/02-02, технологическое оборудование ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА", ООО "АКВА-ЛАЙФ" не оснащалось автоматическими средствами измерения и учета готовой продукции. Также, в отношении указанной организации Росалкогольрегулированием не принимались решения о допустимости использования технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуарэ, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
Данные факты указывают на то, что производителями ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА", ООО "АКВА-ЛАИФ" фактически производство и поставки алкогольной продукции не осуществлялись, в том числе по адресам, указанным в товаросопроводительных документах, тем самым в справках к ТТН с разделами "А" и "Б" отражены фиктивные поставки продукции, поскольку организации - производители по адресам осуществления деятельности не находятся и никогда не находились, а соответственно производственных и складских помещений, а также технологическое оборудование для производства алкогольной продукции не имели.
Тем самым, представленные ООО "Грант" товаросопроводительные документы (справки к ТТН с разделами "А" и "Б") не отражают реальных хозяйственных операций (организации - производители и организации - контрагенты по адресам, по которым, якобы, производилась отгрузка пивных напитков не находятся, производственных и складских помещений не имеют), а также не отвечают принципу достоверности и не могут подтверждать легальность производства и оборота алкогольной продукции.
МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу в рамках дела об административном правонарушении от 31.08.2018 N у7-апЗ 79/07 в ООО "Грант" протоколом изъятия вещей и документов (проб и образцов алкогольной продукции) от 05.09.2018 N у7-ап379/07 изъяты образцы алкогольной продукции для проведения экспертизы на соответствие нормативной документации.
По результатам экспертизы экспертами Экспертно-аналитического отдела (испытательная лаборатория) МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в соответствии с пунктом 5 статьи 26.4 КоАП РФ подготовлено экспертное заключение от 09.10.2018 N 114/2018 с приложением протоколов испытаний (далее - заключение). В соответствии с заключением установлено следующее.
1. Представленные на испытание образцы не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", а именно 6 образцов - п. 5.1.3 (пенообразование) и п. 3 "Термины и определения" (отсутствие и/или недостаточное содержание пива, менее 40%), 2 образца - п. 5.1.3 (пенообразование, массовая доля двуокиси углерода) и п. 3 "Термины и определения" (отсутствие и/или недостаточное содержание пива, менее 40%).
2. Представленные на испытание образцы не соответствуют ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" п. 3.4 "Информация для потребителя".
3. Представленные на испытание образцы не соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, ст. 4 ч. 4.12 п. 1 (Требования к способам доведения маркировки).
4. Представленные на испытание образцы не соответствуют термину "напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки)" в соответствии с п. 13.2 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
5. Содержание глицерина в исследуемых образцах составляет менее предела обнаружения метода (менее 0,10 г/дмЗ).
Согласно результирующей части экспертного заключения экспертами установлено следующее: в соответствии с п. 13.2 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ в составе пивных напитков, одним из основных компонентов является пиво, которого должно быть не менее 40 процентов объема готовой продукции. Пиво является продуктом брожения. Одним из побочных продуктов брожения является глицерин. Для пивного напитка содержание глицерина должно быть не менее 0,4 г/дмЗ и для пивного напитка, изготовленного на основе пива, прошедшего дополнительную обработку не менее 0,2 г/дмЗ (Методика идентификации разных категорий готовой пивоваренной продукции, утвержденная ГНУ ВНИИПБиВП РАСХН, 2013 год).
Содержание глицерина в исследуемых пивных напитках составляет менее предела обнаружения метода (менее 0,10 г/дмЗ), что говорит об отсутствии процесса брожения, то есть отсутствии в составе продукта одного из основных компонентов - пива или о недостаточном содержании пива в продукте (менее 40%) и нарушении технологического процесса производства. В связи с вышеизложенным, представленные образцы не соответствуют термину "напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки)" в соответствии с п. 13.2 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ и п. 3 "Термины и определения" ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия".
Информация нанесенная на этикетку образцов не соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" п. 3.4 "Информация для потребителя", а также не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, п. 4.12.1 "Маркировка пищевой продукции", так как в результате проведенных исследований, было установлено, что данные образцы не соответствуют понятию "Пивные напитки", что противоречит указанному на этикетке и не является достоверной информацией.
В виду вышеизложенного, представленные на экспертизу образцы алкогольной продукции не являются пивными напитками как указано в товаросопроводительных документах.
Более того в ходе административного расследования МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО установлено следующее.
Согласно сведениям федеральной государственной информационной системы АИС "Паспорт предприятия" подсистема декларирования установлено, что ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА", ООО "АКВА-ЛАЙФ" в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка представлены декларации в электронном виде, в том числе за 3 квартал 2017 года:
- об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 3 (далее - декларация N 3);
об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 (далее -декларация N 6);
- об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7 (далее-декларация N 7);
- об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 4 (далее-декларация N 4).
В ходе анализа деклараций установлено, что указанные организации осуществляли производство и оборот алкогольной продукции по следующим адресам:
1) ООО "АКВА-ЛАЙФ" - 119530, г. Москва, Очаковское шоссе, д. 34, пом. IX, офис 70;
2) ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА":
производство алкогольной продукции - 121471, г. Москва, ул. Рябиновая, 44, корп. 45;
- оборот алкогольной продукции - 115114, г. Москва, ул. Набережная Павелецкая, д. 2, строение 1, комната 126.
В соответствии с декларацией N 3 ООО "АКВА-ЛАЙФ" в 3 квартале 2017 осуществило производство алкогольной продукции по коду вида продукции 500 (пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно) в объеме 8109377,82 дал и осуществило поставку произведенной продукции в адрес ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" в объеме 7929000 дал.
ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" в 3 квартале 2017 года осуществило закупку у ООО "АКВА-ЛАЙФ" произведенной алкогольной продукции по коду вида продукции 500 (пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно) в объеме 7929000 дал для использования при производстве алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки).
В соответствии с декларацией N 3 ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" в 3 квартале 2017 года осуществило производство алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) в объеме 10 061906,51 и осуществило поставку произведенной алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) в адрес ООО "АКВА-ЛАЙФ" в объеме 265 500 дал.
Как указывалось выше, ООО "АКВА-ЛАЙФ" по адресу: 119530, г. Москва, Очаковское шоссе, д. 34, пом. IX, офис 70, фактически производство и оборот алкогольной продукции не осуществляло, технологическое оборудование ООО "АКВА-ЛАЙФ", ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА" не оснащалось автоматическими средствами измерения и учета готовой продукции.
Также, в отношении указанных организаций Росалкогольрегулированием не принималось решение о допустимости использования технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуарэ, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
Кроме этого, согласно декларации N 3 ООО "АКВА-ЛАЙФ" за 3 квартал 2017 года производство алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (напитки, изготавливаемые на основе пива) не производило.
Таким образом, ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА", ООО "АКВА-ЛАЙФ" фактически алкогольную продукцию по коду вида продукции 520 (напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) не производили, в том числе на основе пива, а как следствие данная продукция изготовлена из неустановленного сырья и не отвечает требованиям нормативно-технической документации, что подтверждается экспертным заключением от 09.10.2018 N 114/2018.
Тем самым, на основании экспертного заключения, а также фактов отсутствия сведений о производстве, а также закупке пива в качестве сырья для производства алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (напиток, изготавливаемый на основе пива) позволяет сделать вывод о том, что алкогольная продукция производства ООО "НАПИТКИ ЗАПАДА", ООО "АКВА-ЛАЙФ" не является пивными напитками, а является алкогольной продукцией неизвестного происхождения, а также произведенная из неустановленного сырья, откуда следует, что представленные товаросопроводительные документы, не подтверждают легальность производства и оборота такой продукции.
Таким образом, ООО "Вилюй" осуществило закупку у ООО "Грант" алкогольной продукции и ее реализацию со справками к ТТН с разделами "А" и "Б" организаций - производителя, контрагентов, не подтверждающими легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, а равно без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в нарушение статьи 10.2, статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.03.2019 в отношении ООО "Вилюй" составлен протокол об административном правонарушении N 12/2019 и возбуждено административное производство. Действия общества квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, который обжалуемым решением заявление удовлетворил, привлек общество к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По правилам части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного административного правонарушения, могут являться лица, на которых возложена обязанность обеспечить соблюдение правил оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в обороте алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной правонарушителя.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 13.2 статьи 2 названного Закона напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) 11 хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
В соответствии с пункта 16 статьи 2 этого же Закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
Как установлено пунктом 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.
На основании пункта 1 статьи 10.2 названного Закона оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).
Алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 данного Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Оценив данные обстоятельства и изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд первой инстанции обоснованно заключил, что организации-импортеры (производители) ООО "АКВА ЛАЙФ" и ООО "Напитки Запада" фактически производство и поставку алкогольной продукции не осуществляли, в том числе по адресам, указанным в товаросопроводительных документах. Соответственно в справках к товарно-транспортной накладной N 12749 с разделами "А" и "Б" были отражены фиктивные, недостоверные сведения о поставках продукции.
Учитывая, что представленные обществом товаросопроводительные документы на закупку алкогольной продукции не подтверждают легальность производства и оборота данной алкогольной продукции, судебная коллегия находит правильным вывод административного органа, поддержанный арбитражным судом, о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 26.7 Кодекса документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Факт нарушения подтверждается информацией, поступившей от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (письма от 15.11.2018, 19.12.2018), товаросопроводительными документами ООО "Грант", экспертным заключением от 09.10.2018 N 114/2018, товарной накладной от 03.09.2018 N 12749, протоколами осмотра, протоколом об административном правонарушении от 12.03.2019 N 12/2019.
По правилам статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что общество является профессиональным участником на рынке алкогольной продукции, следовательно, несет обязанность по осуществлению такой деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, и поэтому не должно допускать оборот нелегальной алкогольной продукции, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что вина общества в совершении административного правонарушения материалами дела доказана.
Общество имело объективную возможность не допустить оборот алкогольной продукции на основании товарно-сопроводительных документов, не удостоверяющих легальность ее производства и оборота в соответствии с требованиями Закона N 171-ФЗ, путем проверки информации, содержащейся в информационных ресурсах, включая сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, сайт Федеральной налоговой службы, а также принять самостоятельные меры по проверке контрагентов, указанных в товаросопроводительных документах с помощью общедоступных официальных информационных ресурсов, сверить полученную информацию с данными, нанесенными на алкогольную продукцию и в сопроводительных документах, направить запросы организациям, отраженным в товаросопроводительных документах, на предмет фактической отгрузки алкогольной продукции, обратиться в территориальные органы Росалкогольрегулирования, но не предприняло должных мер.
В этой связи судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии возможности у заявителя выполнить законодательно установленные требования и считает, что обществом не были приняты исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии события вмененного обществу административного правонарушения и о наличии его вины в совершении административного правонарушения.
Имеющиеся в деле доказательства апелляционный суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
Следовательно, у заявителя имелись законные основания для составления в отношении общества по факту выявленных нарушений протокола об административном правонарушении от 12.03.2019 N 12/2019, квалифицировавшего его действия (бездействия) по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы общества об отсутствии у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении подлежат отклонению, как несостоятельные, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 этой статьи, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При этом, частью 6.3 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что наряду со случаями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом и совершенных на территориях субъектов Российской Федерации, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
На основании статьи 23 Закона N 171-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является составной частью государственного контроля (надзора).
Как указано в пункте 4 части 2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ, должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований, а также требований к использованию основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.
Согласно утвержденному постановлением Правительства Камчатского края от 27.12.2012 N 590-П Положению о Министерстве экономического развития и торговли Камчатского края, Министерство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю, по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в сфере социально-экономического развития Камчатского края, внутренней торговли Камчатского края, включая регулирование рынка алкогольной продукции на территории Камчатского края.
Приказом Минэкономразвития Камчатского края N 103-п от 14.06.2016 (с учетом внесенных приказом N 757-п от 25.12.2018 изменений) утвержден перечень должностных лиц Минэкономразвития Камчатского края, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в который включен в том числе консультант отдела торговли, лицензирования и контроля алкогольной продукции, составивший протокол от 12.03.2019 по рассматриваемому делу об административном правонарушении.
При таких условиях, коллегия суда приходит к выводу о наличии у лица, составившего протокол, соответствующих полномочий на его составления.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку последнее было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, на момент рассмотрения дела и назначения административного наказания не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ, а также об отсутствии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, приняв во внимание, что без надлежащих товаросопроводительных документов алкогольная продукция является находящейся в незаконном обороте и потому представляет опасность для потребителей.
Проверка размера наложенного на общества административного штрафа показала, что он определен в пределах санкции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и с учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначен судом в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного названной статьей в сумме 100 000 рублей, учитывая то, что правонарушение Обществом совершено впервые, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, доказательства повторности совершения однородного правонарушения материалы дела не содержат, а также наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности статуса субъекта малого предпринимательства.
В силу прямого указания КоАП РФ алкогольная продукция без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, подлежит конфискации.
Между тем, в рассматриваемом случае, вопрос об изъятии продукции судом первой инстанции не рассматривался, поскольку, как установлено материалами административного дела, алкогольная продукция полностью реализована обществом.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По правилам части 2 статьи 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление о привлечении к административной ответственности и жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.05.2019 по делу N А24-2168/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2168/2019
Истец: Министерство экономического развития и торговли Камчатского края
Ответчик: ООО "Вилюй"