г. Москва |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А41-31907/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стрелец" - Силайчев М.В. представитель по доверенности от 15 мая 2019 года, Мурашкин И.В. по решению от 18 февраля 2019 года,
от заинтересованного лица Министерства жилищной политики Московской области - Шамсутдинова Э.Х. представитель по доверенности от 17 декабря 2018 года,
от третьего лица Администрация Одинцовского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2019 года по делу N А41-31907/19, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стрелец" (ОГРН: 1045006486095, ИНН: 5032030102) к Министерству жилищной политики Московской области (ОГРН: 1185053037476, ИНН: 5024190060) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, третье лицо - Администрация Одинцовского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стрелец" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству жилищной политики Московской области (далее - министерство), в котором просило:
- признать незаконным отказ министерства в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома N 3 с подземной автостоянкой, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ООО "Стрелец", уч. NN 12-19, 21-23, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0010206:227, 50:20:0010206:231, 50:20:0010206:229, 50:20:0010206:115, 50:20:0010206:144, 50:20:0010206:150, 50:20:0010206:151, 50:20:0010206:228, 50:20:0010206:102, 50:20:0010206:98, 50:20:0010206:145, номер обращения 59800 от 01.04.2019, с технико-экономическими показателями в соответствии с проектом "Раздел 1.3. "Пояснительная записка" "Жилой дом N3" N 222-2015-ПЗЗ", проектировщик ООО "Сигма";
- обязать министерство выдать разрешение на строительство указанного дома.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 39-41 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Стрелец" на основании разрешения от 28 августа 2009 года N RU-50511105-15 осуществляет строительство многоквартирных жилых домов по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ООО "Стрелец", дома N 1, 2, 3, 4, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0010206:227, 50:20:0010206:231, 50:20:0010206:229, 50:20:0010206:115, 50:20:0010206:144, 50:20:0010206:150, 50:20:0010206:151, 50:20:0010206:228, 50:20:0010206:102, 50:20:0010206:98, 50:20:0010206:145 (л.д. 17 т. 1).
Впоследствии Администрацией городского поселения Одинцово взамен указанного разрешения выдано разрешение на строительство N RU50511105-021 от 25 апреля 2012 года сроком до 25 апреля 2015 года (л.д. 19 т. 1). Данное разрешение неоднократно продлевалось до 20 февраля 2018 года.
Как пояснил заявитель, на настоящий момент не завершено строительство домов N 1 и N 3.
Поскольку срок действия разрешения от 25 апреля 2012 года истек, а строительство дома N 3 не завершено, 22 марта 2019 года общество обратилось в министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома N 3.
Министерство уведомлением от 01 апреля 2019 отказало в выдаче разрешения на строительство указанного многоквартирного жилого дома ссылаясь на несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка - несоответствие проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 03 февраля 2009 года N 176 (этажность жилого дома по проекту планировки территории - 3 этажа, по проектной документации - 4 этажа (превышение на 1 этаж).
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Исходя из статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу части 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
- проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство: уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии необходимых документов, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения градостроительному плану земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Как указывалось выше основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является на несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка - несоответствие проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 03 февраля 2009 года N 176 (этажность жилого дома по проекту планировки территории - 3 этажа, по проектной документации - 4 этажа (превышение на 1 этаж).
Между тем строительство дома N 3 осуществляется на основании следующих документов, в которых прямо указана его этажность - четырехэтажный: в Градостроительном плане земельного участка N RU50511105-12.1.1.201000016, утвержденном постановлением Администрации городского поселения Одинцово от 09 сентября 2009 года N 838, указана этажность жилого дома N 3 -четыре этажа + тех. подполье + подземная автостоянка; в письме главы городского поселения Одинцово от 29 декабря 2009 года N 2.9/4778 указана этажность жилого дома N 3 - четыре этажа; в Положительном заключении государственной экспертизы N 50-1-4-0520-09 от 07 июля 2009 года, выданном Государственным учреждением Московской области "Мособлгосэкпертиза" (стр. 9) указано - поз. N 1, 2, 3, 4 - 4-х этажные жилые дома; в протоколе публичных слушаний по вопросу планируемой малоэтажной многоквартирной жилой застройки от 11 апреля 2007 года, указано, что на земельных участках ООО "Стрелец" планируется строительство четырёхэтажных жилых домов.
Кроме того, срок действия предшествующего разрешения на строительство именно четырехэтажного дома неоднократно продлевался с 14 апреля 2016 года по 20 февраля 2018 года Заместителем министра строительного комплекса Московской области и Первым заместителем министра строительного комплекса Московской области, ныне - Министром жилищной политики Московской области.
Судом первой инстанции также установлено, что строительные работы по возведению четырехэтажного дома N 3 неоднократно проверялись Главным управлением государственного строительного надзора Московской области, составлен акт проверки N 01-31136400-4-03 от 02 марта 2017 года, из которого следует строительная готовность объекта - ведутся монолитные работы 4-го этажа.
В ходе судебного разбирательства представитель общества пояснил, что поскольку у ООО "Стрелец" имелось разрешение на строительство четырехэтажного жилого дома, возведение четвертого этажа не вызвало замечаний у Главгосстройнадзора Московской области.
При этом отказ министерства фактически приведет к невозможности возведения объекта - жилого дома N 3, что также приведет к нарушению прав участников долевого строительства.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что отсутствуют несоответствие представленной обществом проектной документации требованиям, установленным проектом планировки территории, сведениям градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ министерства нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно обязал министерство выдать обществу разрешение на строительство указанного дома.
Более того из приложенных к отзыву документов следует, что министерство после принятия обжалуемого решения выдало обществу разрешение на строительство от 30 июля 2019 года N RU50-20-13974-2019.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2019 года по делу N А41-31907/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31907/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "СТРЕЛЕЦ"
Ответчик: Министерство жилищной политики МО
Третье лицо: Министерство жилищной политики МО