г. Самара |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А55-6513/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК "Татдорстрой"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2019 года по делу N А55-6513/2019 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК "Татдорстрой", г. Казань, Республика Татарстан
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора временного управляющего ООО "СК "Татдорстрой" Леонова Александра Владимировича
об оспаривании постановления N 40 от 22.02.2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СК "Татдорстрой" (далее - ООО "СК "Татдорстрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просил изменить постановление N 40 от 22.02.2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "СК "Татдорстрой" просит изменить решение суда первой инстанции и постановление N 40 от 22.-2.2019 г. по делу об административном правонарушении, переквалифицировать действия ООО "СК "Татдорстрой" с части 2 статьи 13.19 КоАП РФ на часть 1 статьи 13.19 КоАП РФ, освободить ООО "СК "Татдорстрой" от административной ответственности, признав малозначительность совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечание.
От Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (далее - Самарастат) Парамоновой Т.Е. N 40 от 22.02.2019 г. общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Татдорстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности послужило непредоставление первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за декабрь 2018 года по обособленному подразделению в г. Самара ООО "СК "Татдорстрой" (ОКПО 59305410360002), расположенному по адресу: ул. Дальняя, д.7, г. Самара, 443122.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В силу ст. 4 Федерального закона N 282-ФЗ основными требованиями при предоставлении статистической информации, необходимой для проведения федеральных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность.
В соответствии с Положением "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 620, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 01.09.2017 г. N 566 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников" утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" (далее - форма N П-4).
В соответствии с Указаниями сведения о численности и заработной плате работников в форме N П-4 за отчетный месяц заполняют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера) по итогам деятельности за предшествующий год.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма N П-4 заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) в установленные сроки. В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по формам федерального статистического наблюдения. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений.
Если организация в отчетном месяце не начисляла заработную плату и другие выплаты, то сведения по форме N П-4 предоставляются без заполнения этих данных. По форме N П-4 в отчетном периоде возможно направление респондентом либо подписанного в установленном порядке отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде.
Между тем, ООО "СК "Татдорстрой", подпадающее под категорию юридических лиц, на которую возложена обязанность по ежемесячному заполнению формы N П-4, указанные первичные статистические данные за декабрь 2018 года по обособленному подразделению (ОКПО 59305410360002), расположенному по адресу: ул. Дальняя, д.7, г. Самара, в Самарастат в установленный срок не предоставило.
Сведения о закрытии (прекращении деятельности) обособленного подразделения в г. Самара ООО "СК "Татдорстрой" (ОКПО 59305410360002) либо официальное письмо об отсутствии показателей для заполнения формы N П-4 в отчетном периоде, в Самарастат не поступали.
Довод представителя ООО "СК "Татдорстрой" о том, что направить форму N П-4 по обособленному подразделению в г. Самара было некому противоречит пояснениям заявителя о наличии в штате ООО "СК "Татдорстрой" директора, являющегося единоличным исполнительным органом общества, который осуществляет руководство текущей деятельностью ООО "СК "Татдорстрой" и обязан принять все зависящие от него меры для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере официального статистического учета.
Введение в отношении ООО "СК "Татдорстрой" Арбитражным судом Республики Татарстан процедуры наблюдения также не освобождает юридическое лицо от выполнения обязанности по предоставлению сведений в установленный законом срок и не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Письменных пояснений относительно вменяемого правонарушения законный представитель ООО "СК "Татдорстрой", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не предоставил, ходатайств не заявлял, обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, в суде первой инстанции не указал. Доказательства невозможности соблюдения срока предоставления первичных статистических данных по форме N П-4 за декабрь 2018 года в силу чрезвычайных обстоятельств и соблюдения необходимой степени заботливости и осмотрительности не представлены.
При рассмотрении дела об административном правонарушении заместителем руководителя Самарастата исследованы все имеющиеся доказательства в их совокупности, которым была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) ООО "СК "Татдорстрой" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Довод о необходимости учесть как смягчающее обстоятельство тот факт, что правонарушение совершено ООО "СК "Татдорстрой" впервые, обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку опровергается материалами дела.
В протоколе об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ от 22.02.2019 г. и в обжалуемом постановлении содержится указание на повторность совершения юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, а именно: ООО "СК "Татдорстрой" привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, вступившим 26.01.2019 г. в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении N 1 от 10.01.2019 г., а также учтено, что ООО "СК "Татдорстрой" привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, не вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях N 18 и N 19 от 08.02.2019 г.
Копии постановления по делу об административном правонарушении N 1 от 10.01.2019 г., направленные заказными письмами по юридическому адресу ООО "СК "Татдорстрой" и по почтовому адресу временного управляющего ООО "СК "Татдорстрой", были получены 15.01.2019 г. и 14.01.2019 г. соответственно. Данное постановление обжаловано не было и вступило в законную силу 26.01.2019 г.
Указанное обстоятельство при рассмотрении дела было признано отягчающим административную ответственность, поскольку ООО "СК "Татдорстрой" совершено однородное административное правонарушение, за совершение которого юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию и по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ, является формальным, и для его наличия достаточно только установить нарушение порядка представления статистической информации, при этом наступления каких-либо последствий не требуется.
Обязанность представления информации государственным органам является необходимым механизмом осуществления эффективного и своевременного государственного управления. Информация должна представляться в полном объеме и в установленные сроки, чтобы управленческие решения соответствовали фактическим обстоятельствам дела, были мотивированными и обоснованными.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица ООО "СК "Татдорстрой", а также оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае судом первой инстанции обоснованно не усмотрено. Правонарушение посягает на отношения в области связи и информации, не были представлены статистические данные, тогда как статистические исследования имеют важное общественное, народнохозяйственное, оборонное значение. Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы статьи 71 Конституции РФ и Федеральный закон N 282-ФЗ. Официальный статистический учет Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации (пункт "р" статьи 71). На Федеральную службу государственной статистики возложены функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Таким образом, совершенное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране, что не может быть признано малозначительным.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановление N 40 о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 13.19 КоАП РФ, а именно, учитывая финансовое положение юридического лица, ООО "СК "Татдорстрой" назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи, в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводу заявителя апелляционной жалобы о том, что в действиях общества отсутствует квалифицирующий признак части 2 статьи 13.19 КоАП РФ - повторность, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, нашедшая отражение в решении суда.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Арбитражный суд Самарской области не признал совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Правовых оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2019 года по делу N А55-6513/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6513/2019
Истец: ООО "СК "Татдорстрой"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области
Третье лицо: в/у Леонов Александр Владимирович