г. Чита |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А58-3027/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Аргыс-голд" Воронова А.И. (директор), Литовченко Г.В. (доверенность от 15.05.2018), Соколова Ю.М. (доверенность от 15.04.2019), Загородского М.Ю. (доверенность от 07.06.2019), Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) Захаровой С.А. (доверенность от 29.03.2017), Якутского филиала Федерального бюджетного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" Наумова Г.Г. (директор),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргыс-голд" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2019 года по делу N А58-3027/2019 (суд первой инстанции - Кайдаш Н.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аргыс-голд" (ОГРН 1071435011812, ИНН 1435190976, далее - ООО "Аргыс-голд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402052427, ИНН 1435151857, далее - управление, административный орган), Якутскому филиалу федерального бюджетного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" (ОГРН 1027739217770, ИНН 7706030458, далее - учреждение, ФБУ "ГКЗ") о признании недействительным пункта 3.1.3 заключения экспертной комиссии Якутского филиала ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" N 526/18 от 30.10.2018 и пункта 2.4 протокола N 509 от 30.10.2018 Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2019 года по делу N А58-3027/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнении к жалобе.
Апеллянт считает, что суд необоснованно отказал в восстановлении пропущенного процессуального срока, поскольку официальный ответ Управления по недропользованию по PC (Я) от 20.12.2018 N 01-1/21-4517 был фактически получен обществом посредством электронной связи 24 декабря 2018 года. Общество, таким образом, фактически узнало о нарушении своих прав после получения этого письма Якутнедра.
При этом апеллянт полагает, что для подготовки и согласования технического проекта разработки месторождения руч. Корбоккю не имеется каких-либо препятствий, т.к. заключение государственной экспертизы об утверждении запасов имеется.
Также апеллянт считает, что требование Якутского филиала ФБУ "ГКЗ" о предоставлении технико-экономического обоснования освоения месторождения руч. Корбоккю на государственную экспертизу в качестве условия для последующего осуществления недропользователем работ по промышленной разработке россыпного золота на месторождении, является нарушением прав недропользователя, предоставленных ему на основании ст. 6 Закона N 2395-1, пунктов 6.11 и 16.1 Положения.
Управление и ФБУ "ГКЗ" в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 01.08.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнения к жалобе, отзывов на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в 2010 году обществу выдана лицензии ЯКУ 02888 БР с целевым назначением и видами работ "геологическое изучение, разведка и добыча россыпного золота на месторождении руч. Корбоккю" на территории муниципального образования "Оймяконский улус (район) РС(Я).
В приложении N 1 к лицензии ЯКУ 02888 БР поименованы условия пользования участком недр, в соответствии с которыми недропользователь обязуется обеспечить:
- не позднее 01.07.2011 подготовку и утверждение в установленном порядке проекта геологоразведочных работ на лицензионном участке, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
- не позднее 01.11.2011 начало проведения геологоразведочных работ;
- не позднее 01.01.2013 проведение комплекса работ по геологическому изучению с предоставлением отчета результатов геологоразведочных работ на государственную экспертизу в установленном порядке;
- не позднее 01.01.2014 разработку и утверждение в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
- не позднее 01.01.2015 выход на проектную добычу в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, получившим положительные заключения необходимых государственных экспертиз.
В 2013 году обществом на государственную экспертизу представлены материалы подсчета запасов рассыпного золота на месторождении руч. Корбоккю по результатам геологоразведочных работ 2011-2012 годов.
По результатам проведенной экспертизы установлено низкое качество и достоверность выполненных работ и их незавершенность, что не позволило принять положительное решение по рассмотренным материалам (заключение ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" N 341-оп/13 от 09.08.2013, протокол Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Управления по недропользованию по РС(Я) N 323 от 13.08.2013).
В 2018 году ООО "Аргыс-голд" повторно представило на государственную экспертизу материалы подсчета запасов рассыпного золота на месторождении руч. Корбоккю по состоянию на 01.06.2018.
По результатам рассмотрения материалов учреждением также было установлено их низкое качество, отсутствие технико-экономического обоснования параметров кондиций для подсчета запасов, незавершенность разведочной стадии работ, в связи с чем экспертная комиссия учреждения, в том числе отнесла запасы к оценочным, подготовленным к проведению разведочных работ (пункт 3.1.3 заключения N 526/18 от 30.10.2018).
Протоколом N 509 от 31.10.2018 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Управления по недропользованию по РС(Я) утверждено решение государственной экспертизы N 526/18 от 30.10.2018 и в части отнесения запасов к оценочным, подготовленным к проведению разведочных работ (пункт 2.4).
Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Частью 1 статьи 29 Закона "О недрах" определено, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
В соответствии с частями 3, 4 указанной статьи заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Последовательность административных процедур при проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр определены Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденным приказом Минприроды России от 10.01.2018 N 4 (далее - Административный регламент).
Согласно части 7 статьи 29 Закона "О недрах" проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр.
В силу пункта 19 Административного регламента организацию проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляют Роснедра и его территориальные органы.
На основании пункта 21 Административного регламента проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным бюджетным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых".
Пунктом 72 Административного регламента определено, что с целью проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр ФБУ "ГКЗ" создает экспертную комиссию.
Результаты государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии.
В соответствии с пунктом 77 Административного регламента заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в течение 1 дня с даты подписания направляются в Роснедра или его соответствующий территориальный орган.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для отнесения месторождения руч. Корбоккю к оцененным послужили выводы о недоизученности месторождения, отсутствие подсчетных параметров кондиций, установленных на основании технико-экономических расчетов, позволяющих определить масштабы и промышленную значимость месторождения с необходимой степенью достоверности, требуемых для отнесения месторождения к разведанным (пункты 24, 25 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной Приказом МПР РФ от 11.12.2006 N 278).
По результатам рассмотрения материалов, представленных на государственную экспертизу, ФБУ "ГКЗ" принято, в том числе решение:
- считать возможным использование для оценки запасов месторождения россыпного золота руч. Корбоккю параметров кондиций, утвержденных для подсчета запасов россыпи руч. Малый Бергеннях (пункт 3.1.1);
- отнести утвержденные запасы к оцененным, подготовленным к проведению разведочных работ (пункт 3.1.3), а также рекомендовало ООО "Аргыс-голд":
- выполнить на месторождении разведочные работы в соответствии с действующими нормативными требованиями и с учетом замечаний экспертизы;
- по результатам разведочных работ разработать ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов месторождения руч. Корбоккю, провести подсчет запасов золота и попутного серебра и представить материалы ТЭО с подсчетом запасов на государственную экспертизу в установленном порядке. При разработке ТЭО предусмотреть применение современных технологий, минимизировать эксплуатационные затраты и обеспечить перевод забалансовых запасов в балансовые.
Протоколом N 509 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Управления по недропользованию по РС(Я) утверждено заключение государственной экспертизы N 526/18 от 30.10.2018.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые пункты заключения экспертной комиссии N 526/18 от 30.10.2018 и Протокола N 509 от 31.10.2018 совершены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку последний вправе повторно обратиться в учреждение с представлением надлежащим образом оформленных материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых с учетом всех замечаний комиссии.
Довод заявителя о возможности отнесения месторождения (части) к разведанным, отклоняется судебной коллегией с учетом следующего.
Частью 7 статьи 29 Закона "О недрах" установлено, что проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно пункту 19 Административного регламента организацию проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляют Роснедра и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным бюджетным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" (ФБУ "ГКЗ").
Согласно пункту 72 Административного регламента с целью проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр ФБУ "ГКЗ" создает экспертную комиссию.
Результаты государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии.
В соответствии с пунктом 77 Административного регламента заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в течение 1 дня с даты подписания направляются в Роснедра или его соответствующий территориальный орган.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов ООО "Аргыс-голд" представленных на государственную экспертизу ЯФ ФБУ "ГКЗ" принято решение отнести утвержденные запасы к оцененным, подготовленным к проведению разведочных работ (п. 3.1.3. Экспертного заключения), обществу рекомендовано выполнить на месторождении россыпного золота руч. Корбоккю разведочные работы в соответствии с действующими нормативными требованиями и с учетом замечаний экспертизы.
Как следует из материалов дела, в Заключении экспертной комиссии от 30.10.2018 года N 526/18 Якутского филиала ФБУ "ГКЗ" (г. Якутск) и в Протоколе Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Якутнедра от 30.10.2018 года N 509 отсутствуют требования дополнительных обязанностей в проведении Заявителем геологоразведочных работ на месторождении руч. Кобоккю.
Экспертизой установлено, что месторождение недоизучено и в заключении экспертной комиссии приведены соответствующие доводы отнесения месторождения к оцененным согласно пункту 25 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых" (далее - Классификация запасов), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 278.
В рекомендациях, изложенных в экспертном заключении, в соответствии с Классификацией запасов, недропользователю ООО "Аргыс-голд" предложено выполнить работы разведочной стадии, следующей за оценочной, и по результатам разведочных работ разработать ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов месторождения руч. Корбоккю.
Необходимость разработки ТЭО постоянных разведочных кондиций предусмотрено пунктом 4.1.8. Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые)", утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов от 5 июля 1999 года N 83-р.
Таким образом, при проведении экспертизы Отчета и утверждении экспертного заключения требования действующего законодательства были соблюдены в полном объёме, какие-либо нарушения порядка проведения экспертизы запасов полезных ископаемых Якутнедра и ЯФ ФБУ "ГКЗ" допущены не были.
Соответственно довод апеллянта, изложенный в дополнении к жалобе, о том, что общество вправе на свой предпринимательский риск осуществлять работы по промышленной добыче рассыпного золота до государственной экспертизы геологической информации спорного участка недр основаны на неверном толковании положений статьи 27 Закона о недрах применительно к выданной лицензии.
Заинтересованными лицами также заявлено о пропуске обществом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд.
На основании части 4 названной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом.
Судом установлено, что экземпляр протокола N 509 от 31.10.2018 и заключение экспертной комиссии N 526/18 от 30.10.2018, являющееся неотъемлемой частью протокола, вручен представителю ООО "Аргыс-голд" Дмитриеву Евгению Петровичу 08.11.2018 (т.д.2 л.д.63), что заявителем не оспаривается.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что общество, обратившись в арбитражный суд с заявленными требованиями только 19.03.2019, пропустило трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для оспаривания ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия.
В заявлении общество просило восстановить срок на обжалование, однако в возражениях от 14.06.2019 и в судебном заседании суда первой инстанции представитель общества полагал необходимым исчислять трехмесячный срок с 24.12.2018 - даты получения письма управления от 20.12.2018 N 01-1/21-4517 и, как следствие, соблюдение срока.
Указанная позиция общества судом правильно признана ошибочной, поскольку заявитель имел реальную возможность, в том числе, одновременно с обращением в управление с письмом от 10.12.2018 своевременно обратиться в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) за судебной защитой. Однако заявитель указанным правом не воспользовался.
При этом судебной коллегией принимается во внимание то обстоятельство, что обращение в управление с письмом от 10.12.2018 не было направлено на обжалование оспариваемых ненормативных актов, а свидетельствует только запросе соответствующих разъяснений, на что указывает и сам заявитель.
Поскольку пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), постольку суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
Заявителем жалобы по платежному поручению от 16.07.2019 года N 603 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 16.07.2019 года N 603 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2019 года по делу N А58-3027/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аргыс-голд" (ИНН 1435190976, ОГРН 1071435011812) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3027/2019
Истец: ООО "Аргыс-голд"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия), Якутский филиал ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых"
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых"
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6098/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6098/19
10.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4572/19
03.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3027/19
21.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3027/19