г. Пермь |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А71-4497/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации - Осипов А.А., паспорт, доверенность от 03.12.2018;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 июня 2019 года по делу N А71-4497/2019,
принятое судьей Торжковой Н.Н.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Обелиск" (ОГРН 1091831002988, ИНН 1831135672)
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (ОГРН 1021801511720, ИНН 1833004594)
третьи лица: Жданов Михаил Алексеевич, Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 65 600 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 65 600 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2019 года с учреждения в пользу ООО "Обелиск" взыскано 65 600 руб. долга, 2624 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке апелляционного производства. Ответчик просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что повторное возмещение расходов на изготовление и установку памятников не предусмотрено. Кроме того, учреждение считает, что данный спор должен быть рассмотрен по правилам гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании и письменном отзыве доводы жалобы поддерживает, просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в 2017 между ООО "Обелиск" и Ждановым М.А., имеющим в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия его погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, заключены договоры подряда, по условиям которых истец изготовил, доставил и установил надгробные памятники, в том числе участникам Великой Отечественной войны Машковцеву Л.Л., Голубеву Ю.А.
Факт оказания услуг по установке памятника Машковцеву Л.Л. подтвержден договором подряда от 11.09.2017 N 108, актом приемки выполненных работ от 11.09.2017 N 108, квитанцией строгой отчетности формы БО-13 N 002093 на 32800 руб. (л.д.11-17). Факт установки памятника Машковцеву Л.Л. подтвержден справкой администрации муниципального образования "Среднепостольское" от 11.12.2017 N 675, а также фотографиями места захоронения и установки памятника (л.д.22-24). Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что Машковцев Л.Л. являлся участником ВОВ.
Факт оказания услуг по установке памятника Голубеву Ю.А. подтверждается договором подряда от 11.09.2017 N 105, актом приемки выполненных работ от 11.10.2017 N 105, квитанцией строгой отчетности формы БО-13 N 0020106 на 32800 руб. (л.д.25-32). Факт установки памятника Голубеву Ю.А. подтвержден справкой администрации муниципального образования "Девятовское", а также фотографиями места захоронения и установки памятника (л.д.35-37). Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что Голубев Ю.А. являлся участником Великой Отечественной войны.
По договорам от 11.09.2017 Жданов М.А. уступил истцу права требования возмещения расходов на установку вышеуказанных памятников.
Истец направил ответчику заявления с требованием о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробных памятников, ответчик расходы в указанном размере истцу не возместил.
Отказ ответчика в возмещении расходов послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании 65 600 руб. (32800 руб. х 2).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании расходов по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны законны, обоснованы и подтверждены надлежащими доказательствами.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьей 5 данного закона умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6).
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. Предприниматель, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
В соответствии с пунктом 35 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. В соответствии с пунктом 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с пунктом 36 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 38 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Таким образом, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 5622/09 от 28.07.2009.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы" установлено, за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники лицам, умершим (погибшим) в период с 12 июня 1990 г. по 31 декабря 1992 г., которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку военных памятников"(в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N1234) установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу):
участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 26280 рублей;
остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 32803 рублей.
Понесенные истцом расходы подтверждены материалами дела, а именно, актами выполненных работ по договорам подряда, квитанциями по форме БО-13 (01), фотографиями места захоронения и установки памятников участникам Великой Отечественной войны. Указанные расходы на общую сумму 65600 руб. ответчиком не возмещены.
Основанием для отказа в возмещении расходов послужили выводы учреждения о том, что ранее им уже возмещались расходы на установку памятников Голубеву Ю.А. и Машковцеву Л.Л.
Между тем в силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 гарантии государства по изготовлению и установке надгробных памятников, предусмотренные настоящим Указом, не предоставляются в случае, если лицу из числа названных в пункте 1 настоящего Указа был изготовлен и установлен надгробный памятник за счет государства либо была осуществлена оплата за счет государства изготовления и установки надгробного памятника такому лицу.
Действительно, ранее учреждение уже возмещало расходы на установку памятников Голубеву Ю.А., что подтверждается квитанцией о выдаче денежных средств ООО "Мемориал" от 10.12.2009, приложенным к ней расчетом, договором между этим обществом и Голубевым И.Н. на установку надгробного памятника от 14.11.2009 (л.д.57-65).
Однако из постановления о приостановлении предварительного следствия от 26.01.2019 (в отношении должностных лиц ООО "Мемориал" и ООО "Монумент", л.д.107) и об отказе в возбуждении уголовного дела от 12.12.2018 (в отношении должностных лиц учреждения) установлено, что деятельность по установке памятников осуществлялась обществом "Мемориал" фиктивно, памятник на месте захоронения Голубева Ю.А. не устанавливался. Аналогичный вывод сделан в отношении деятельности ООО "Мемориал" и памятника Машковцеву Л.Л.
Данные выводы следователей (дознавателей), изложенные в постановлениях о приостановлении предварительного следствия и об отказе в возбуждении уголовного дела, обоснованно приняты судом во внимание, так как иными доказательствами эти выводы не опровергаются. Учреждение не подтвердило суду, что фактически его работники выходили на места установки памятников и проверяли, таким образом, факт их установки.
Поскольку памятники Голубеву Ю.А. и Машковцеву Л.Л. до 2017 года фактически не были установлены, расходы истца на установку этих памятников в 2017 году подлежат возмещению.
Кроме того, как верно учтено судом, надлежащих доказательств возмещения расходов на установку памятника Машковцеву Л.Л. учреждением не представлено. Из книги учета регистрации оплаты расходов (в том числе записи N 19921) вовсе не следует, что оплата произведена за изготовление и установку надгробного памятника Машковцеву Л.Л. Более того, факт выдачи (получения) денежных средств не заверен чьей-либо подписью (л.д.80).
Довод военного комиссариата о неподведомственности данного спора, также подлежит отклонению, так как расходы взыскиваемые обществом "Обелиск" по настоящему делу, понесены им при осуществлении предпринимательской деятельности.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) не имеется.
Взыскание с учреждения госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2019 года по делу N А71-4497/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4497/2019
Истец: ООО "Обелиск"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Удмуртской Республики"
Третье лицо: Жданов М. А., МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7495/19
18.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10726/19
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7495/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-4497/19
04.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7495/19
10.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10726/19
27.06.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-4497/19