г. Пермь |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А50-40908/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ": Павлова А.В., паспорт, доверенность N 71 от 01.01.2017; Антонова А.В., паспорт, доверенность N 237 от 08.05.2019; Вольхин Д.В., паспорт, доверенность N 67 от 10.01.2019; Воскресенский К.В., паспорт, доверенность N 173 от 25.02.2019;
от заинтересованного лица - Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры: Дарипов Р.А., удостоверение; Зимуков Р.В., удостоверение;
от третьего лица - Прокуратуры Пермского края: Дарипов Р.А., удостоверение, доверенность от 14.05.2019; Зимуков Р.В., удостоверение, доверенность от 14.05.2019;
от третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю: Аксарин В.В., паспорт, доверенность N 8 от 05.03.2019; Беляева А.В., паспорт, доверенность N 2 от 22.01.2019,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 апреля 2019 года по делу N А50-40908/2018,
вынесенное судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" (ОГРН 1035900103997, ИНН 5902201970)
к Пермской межрайонной природоохранной прокуратуре
третьи лица: Прокуратура Пермского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным представления Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об отходах от 16.11.2018 N 2-2-2018.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что вывод суда о том, что трубы обладают признаками отхода, не основан на нормах действующего законодательства и не обоснован имеющимися в деле доказательствами; в решении не дана оценка доводам общества о неисполнимости представления; вывод суда о недоказанности нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности противоречит обстоятельствам дела; суд необоснованно отказал обществу в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 в соответствии с частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Щеклеиной Л.Ю. на судью Гладких Е.О.
Судом апелляционной инстанции на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя к материалам дела приобщены акты обследования от 30.08.2019, по ходатайству Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю приобщены выкопировка из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" (ЦДНГ-1), письмо об утверждении нормативов и лимитов на их размещение N ГЧ/03- 4880 от 12.08.2019, приказ от 12.08.2019 N 252 о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Представленные заявителем пояснения по итогам судебной экспертизы, а также подготовленные Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю письменные доводы на экспертное заключение N 02-65/2019/ПФ-ТО от 29.07.2019 приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ.
Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя выразили несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц ссылались на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой (далее - прокуратура) по заданию Генеральной прокуратуры РФ от 12.10.2018 N 74/3-39-2017 и поручению прокуратуры Пермского края от 23.10.2018 N 7/1-29-2018 проведена проверка исполнения ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отработанными стальными трубами нефте- и газопроводов. Решением о проведении проверки N 81 от 29.10.2018 срок проведения проверки установлен с 29.10.2018 по 27.11.2018, письмом о проведении проверки от 29.10.2018 у общества запрошены соответствующие документы и информация.
В ходе проверки установлено, что основной вид деятельности ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" - добыча сырой нефти, для транспортирования которой создана сеть нефтепроводов, в результате капитального ремонта, реконструкции и иных работ с нефтепроводами у общества в земле остаются стальные трубы, отсоединенные от действующих нефтепроводов и выведенные из эксплуатации, при этом, в нарушение требований п. 1 и п. 3 ст. 14, п. 4 ст. 18, п. 1 и п. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" образующиеся отходы в виде труб, отсоединенных от действующих нефтепроводов, не отнесены к конкретному классу опасности, паспорта отходов на них не разработаны и в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю не направлены, учет данных отходов не обеспечен, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технические отчеты по обращению с отходами, отчетность по форме 2-ТП (отходы) общества не содержит сведения об обращении с названными отходами.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой обществу "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" внесено представление от 16.11.2018 N 2-2-2018, в котором изложено требование к обществу безотлагательно с явкой в природоохранную прокуратуру рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих (1); рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника отдела экологии Вольхина Д.В. и иных виновных в указанном нарушении лиц (2); в течение месяца о результатах принятых мер письменно сообщить в прокуратуру с приложением копий подтверждающих документов.
Не согласившись с указанным представлением, ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого представления недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции усмотрел основания для отмены обжалуемого судебного акта, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе, нормами ст. 22, 24 названного Федерального закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, вносить соответствующее представление.
Таким образом, оспариваемое представление внесено заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему законодательством полномочий.
Из содержания оспариваемого представления следует, что основанием для вынесения оспариваемого представления послужило нарушение обществом требований действующего законодательства об отходах производства и потребления, выразившееся в том, что образующиеся отходы в виде труб, отсоединенные от действующих нефтепроводов, не отнесены к конкретному классу опасности, на них не разработаны и не представлены в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю паспорта отходов, не обеспечен учет данных отходов, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технические отчеты по обращению с отходами, отчетность по форме 2-ТП (отходы) общества не содержат сведения об обращении с названными отходами.
При проведении проверки исполнения обществом требований действующего законодательства об отходах прокуратурой установлено, что в 2015 и 2016 гг. в связи с капитальным ремонтом промыслового нефтепровода ДНС-0120-УППН Павловка ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" отсоединены от данного объекта и выведены из эксплуатации участки ПК 106+00 - ПК 216+00 (длина 11000 м) и ПК216+00 - ПК 326+00 (длина 1 000 м), эксплуатируемые с 1984 г. и изготовленные из труб стальных электросварных прямошовных диаметром 325 мм и толщиной стенки 7 мм (изготовлены по ГОСТ 10704-76).
По данным Расчета остаточного ресурса трубопровода от 20.08.2013 N 76П-13, выполненного ООО "НТЦ "Нефтегаздиагностика" (приложение к заключению экспертизы промышленной безопасности от 16.04.2014), минимальная возможная толщина стенки на участках ПК 106+00 - ПК 216+00 составила от 4,9 мм до 5,2 мм; ПК 216+00 - ПК 326+00 - от 5,0 мм до 6,6 мм. Глубина коррозии с внешней стороны труб на вышеназванных участках составила от 0,0 мм до 1,0 мм.
Из акта ИП N 76-13 от 16.08.2013 о проведении контроля изоляционного покрытия, подготовленного ООО "НТЦ "Нефтегаздиагностика" (приложение к заключению экспертизы промышленной безопасности от 16.04.2014), следует, что на трубах промыслового, нефтепровода ДНС-0120-УППН Павловка нанесена битумная мастика толщиной 2 мм, которая на многих участках трубопровода нарушена.
Установив, что стальные трубы (ПК106+00 - ПК 216+00 (длина 11 000 м) и ПК 216+00 - ПК 326+00 (длина 11 000 м), отсоединенные от действующих нефтепроводов, не соответствуют первоначальным заводским характеристикам, ГОСТам из-за длительной эксплуатации и естественного износа (уменьшена толщина стенок, на трубах присутствует коррозия, трубы загрязнены нефтепродуктами, на трубах есть нарушенная изоляция), их дальнейшее использование без удаления из земли, без подготовки к последующей эксплуатации (использованию), без разработки документации, содержащей описание их фактического состояния, невозможно, а также исходя из того, что отсоединенные участки промыслового нефтепровода ДНС-0120-УППН Павловка (участки ПК 106+00 - ПК 216+00 (длина 11 000 м) и ПК 216+00 - ПК 326+00 (длина 11 000 м) реализуются ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" по договору купли-продажи N 18z1299 от 14.06.2018 в качестве остатков материально- технических ресурсов ООО "АльянсНефтеСтрой", без извлечения из земли, без удаления с них изоляции, остатков нефти, загрязненных грунтов и прочих загрязнений, исходя из анализа норм пунктов 1, 4 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (ратифицирована Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ; далее - Конвенция), раздел А Приложения IV к Конвенции (далее - Приложение IV), положений "ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст; далее - ГОСТ Р 53691-2009), "ГОСТ 10704-76. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" и заменивший его "ГОСТ 10704-91. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент." (далее - ГОСТ 10704-76, ГОСТ 10704-91 соответственно), Федерального классификационного каталога отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО), прокуратура посчитала, что образованные в результате деятельности общества стальные трубы, отсоединенные от действующих нефтепроводов, являются отходами, потому что удаляются, предназначены для удаления, подлежат удалению, а использование указанных выше труб для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное их применение, в том числе повторное применение труб по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация) является утилизацией отходов.
Суд первой инстанции поддержал вышеприведенные выводы прокуратуры и, отклоняя доводы заявителя о том, что отсоединенные трубы не подпадают под понятие "отходы", руководствуясь нормами ст. 1 Закона об отходах, ст. 2 Базельской конвенции, приложение IV к данной конвенции, раздела 3 ГОСТ Р 53691-2009, раздела 5 "Производственные аспекты" ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (принят постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), пришел к выводам, что удаление необязательно связано с операцией, приводящей исключительно к не использованию отходов (захоронение или уничтожение), а заключение договоров об отчуждении труб, отсоединенных от нефтепроводов, как товара, и их дальнейшая реализация как товара, не исключает их определение как отхода.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ, Закон N 89-ФЗ).
В ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 2 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 18 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действующей на день вынесения представления) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50).
Пунктами 1 и 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗустановлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет отходов, предоставлять отчетность в установленном порядке.
Такой порядок учета утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 утверждены правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
В рассматриваемом случае, стальные трубы, отсоединенные от действующих нефтепроводов, отнесены прокуратурой в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденных приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, к блоку отходов 4 "отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1-3, 6-9" (код ФККК 40000000000), типу отходов "лом и отходы четных и цветных металлов" (код ФККК 46000000000), подтипу отходов "Лом и отходы, содержащие черные и цветные металлы загрязненные" (код ФККО 46800000000), группа отходов "лом и отходы черных и цветных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)" (код ФККО 46810102204), или позиция "лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15% и более)" (код ФККО 46810112203), или позиция "отходы изделий из черных металлов с битумно-полимерной изоляцией" (код ФККО 46810151204), или позиция "лом и отходы стальных изделий, загрязненных нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)" (код ФККО 46810511514). Кроме того, данные трубы могут быть отнесены к подгруппе отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (код ФККО 46952000000), позиция отхода "трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией" "код ФККО 46952212514).
Исходя из определения отходов, приведенному в ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ, имеет значение происхождение отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления) и их удаляемость. Таким виды обращения с отходами как обработка или утилизация названный Закон предусмотрел применительно к отходам вообще - к веществам или предметам, которые удаляются. Определение понятия удаление отходов в настоящем Законе отсутствует.
Для целей применения национального законодательства об отходах применимо определение термина "удаление отходов", приведенное в п. 6.23 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 28.1.2001 N 607-ст), согласно которому удаление опасных или других отходов: сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения.
При этом в п. 3 ГОСТ 30772-2001 указано, что настоящий стандарт соответствует Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
В данном случае при продаже труб, отсоединенных от трубопроводов, общество не осуществляет операции по удалению отходов, поскольку не предполагает их последующее уничтожение или захоронение.
Ссылки прокуратуры на то, что стальные трубы, отсоединенные от нефтепроводов, обладают признаками отходов в соответствии с определениями, указанными в Базельской конвенции, ратифицированной Федеральным законом РФ от 25.11.1994 N 49-ФЗ, судом апелляционной отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Конвенции "отходы" представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 2 Конвенции, разделу А Приложения IV "удаление" означает любую из операций, которые не ведут к возможной рекуперации, рециркуляции, типизации, прямому повторному или альтернативному использованию; раздел А охватывает все такого рода операции по удалению, которые встречаются на практике (то есть приведенный в нем перечень закрытый и не подлежит расширению).
Таким образом, для того, чтобы быть признанными удалением отходов, операции Общества с трубами должны подпадать под какую-либо позицию из перечня, приведенного в разделе А Приложения IV.
В оспариваемом представлении не указано, под какую конкретно позицию данного перечня (пункты Dl - D14) подпадают рассматриваемые операции, какой из указанных позиций соответствует действия общества по обращению с трубами. Под раздел В Приложения IV указанные операции общества с трубами также не подпадают.
Не может служить основанием для признания стальных труб отходами указание прокуратуры на ГОСТ Р 53691-2009, поскольку данный стандарт установлен в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", не раскрывает понятие "удаление", требования настоящего стандарта в добровольном порядке учитывают при разработке документации для любых отходов при их образовании и на этапах их ликвидации, приведенные в нем определения понятию "отходы" не могут служить основанием для признания труб отходом, поскольку из указанных формулировок следует, что трубы могут признаны отходом при их несоответствии правилам эксплуатации, в связи с чем они полностью непригодны для использования в том качестве, в котором они предназначены.
Согласно ФККО разновидностью отходов "лом и отходы черных и цветных металлов (46000000000), является группа отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (46952000000).
Ломом и отходами цветными и (или) черных металлов в соответствии с основными понятиями, данными в ст. 1 закона N 89-ФЗ, являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Таким образом, для того, чтобы стальные трубы были признаны отходами, им необходимо прийти в негодность или утратить свои потребительские свойства.
Доказательств того, что отсоединенные от трубопроводов трубы пришли в негодность или утратили свои потребительские свойства, поэтому должны быть отнесены в соответствии с Законом об отходах к лому и отходам черных металлов, материалы дела не содержат.
При этом само по себе наличие в ФККО группы отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" не свидетельствует о том, что отсоединенные от трубопроводов (а не отработанные) трубы являются отходами в смысле, определенном ст. 1 Закона об отходах.
Напротив, заключение экспертизы промышленной безопасности от 16.04.2014 N З-069-14 рег. N 48-Ту-13853-2014, заключение специалиста в области экологической исследований от 28.01.2019 N 018800/15/59001/042019/И-11320/19z0133 указывают на качественное состояние и целесообразность дальнейшего использования спорных труб.
Так, заключением промбезопасности было признано соответствие данного трубопровода установленным нормам, а также, что он может эксплуатироваться еще 4 года.
Ссылки прокуратуры на несоответствие труб первоначальным заводским характеристикам, установленным ГОСТ 10704-91, ГОСТ 19903, не могут служить основанием для признания труб отходом, поскольку указанные ГОСТ применяются только к вновь изготовленной продукции, которой отсоединенные от трубопроводов трубы не являются
Факт отсечения труб от действующего трубопровода не является достаточным условиям для признания их отходом (Правила безопасности эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 N 5125).
По результатам судебной экспертизы, оформленной экспертным заключением N 02-65/2019/ПФ-ТО от 29.07.2019, эксперт пришел к следующим выводам:
- участки стальных труб (Г1К 106+00 - ПК 216+00 длина 11000 м, ПК 216+00 - Г1К 326+00, длина 11000 м), отсоединенные от действующего промыслового трубопровода "ДНС-0120 - УППН "Павловка" ЦДНГ N 1, входящего в состав опасного производственного объекта "Система промысловых трубопроводов Дороховского месторождения" (per. N А48-10051-0278) ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", не являются пришедшими в негодность и/или утратившими свои потребительские свойства:
- возможно применение участков стальных труб в составе участков (ПК 106+00 - ПК 216+00 длина 11000 м, ПК 216+00 - ПК 326+00, длина 11000 м) промыслового трубопровода "ДНС-0120 - УППН "Павловка" ЦДНГ N 1, входящего в состав опасного производственного объекта "Система промысловых трубопроводов Дороховского месторождения" (per. N А48-10051-0278) ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", при введении их в эксплуатацию по прежнему назначению, при условии проведения испытаний и экспертизы промышленной безопасности данных участков промыслового трубопровода. Свойства стальных труб, ранее составляющих указанные выше участки промыслового трубопровода (толщина стенки, механические характеристики), определенные по результатам ЭПБ от 16.04.2014 г. N 3-069-14 per. N 48-ТУ-13853-2014, результатам от 20.06.2019 г. диагностического обследования промыслового трубопровода ДНС-0120 - УППН "Павловка", выполненного ООО "Диагностика-Сервис", являются допустимыми для труб в составе стальных промысловых нефтепроводов с рабочими характеристиками, не превышающими установленных;
- возможно применение указанных выше труб для строительства, ремонта и реконструкции объектов пониженного уровня ответственности, в том числе зданий и сооружений вспомогательного использования, связанных с осуществлением строительства или реконструкции зданий или сооружений, либо расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального строительства (например, трубопроводов водоснабжения и водоотведения сезонного (временного), вспомогательного использования, либо расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального строительства). Условия применения: рабочее давление не более 2,0 МПа, рабочая температура от плюс 5 - до плюс 20 °С.
Следовательно, спорные трубы не пришли в негодность и обладают свойствами, позволяющими их использовать в качестве труб стальных нефтепроводов, а также по иному назначению, в том числе в качестве трубопроводов водоснабжения и водоотведения сезонного (временного), вспомогательного использования, либо расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального строительства.
При таких условиях отсутствуют основания для признания спорных труб отходом группы "лом и отходы черных и цветных металлов" (код ФККО 4 60 000 00 00 0), к которой относится группа "трубы стальные нефте- газопроводов отработанные (код ФККО 4 69 520 00 00 0), поскольку объективных доказательств, свидетельствующих о том, что в результате хозяйственной и иной деятельности, обществом в указанный в представлении период были образованы отходы заявленного класса, прокуратурой не представлено.
Доводы прокуратуры и Управления о том, что заключение эксперта является неполным, содержат противоречия, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку представленное ООО "Безопасность в промышленности" экспертное заключение не вызывает у суда сомнений в обоснованности заключения эксперта, является полным и обоснованным, противоречия в выводах эксперта, иных обстоятельств, вызывающих сомнения в достоверности проведенной экспертизы, отсутствуют, эксперт был надлежащим образом предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оснований для критической оценки экспертизы не имеется. Ходатайства о назначении по делу дополнительной или повторной экспертизу не заявлено.
Доводы Управления Росприроднадзора по Пермскому краю о том, что с 12.08.2019 обществу утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на объекты 1 категории НВОС, не свидетельствуют о признании отсоединенных спорных труб отходами как пришедшими в негодность или утратившими свои потребительские свойства.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным представления Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об отходах от 16.11.2018 N 2-2-2018.
Таким образом, требования заявителя подлежит удовлетворению, решение арбитражного суда первой инстанции - отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
Учитывая результат рассмотрения дела, в соответствии со ст. 110 АПК РФ понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению, по апелляционной жалобе и за проведение судебной экспертизы подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ".
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 апреля 2019 года по делу N А50-40908/2018 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным представление Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об отходах от 16.11.2018 N 2-2-2018.
Обязать Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" (ОГРН 1035900103997, ИНН 5902201970) судебные расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей, по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей и за проведение судебной экспертизы в сумме 300 000 (Триста тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-40908/2018
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"
Ответчик: Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, ПРОКУРАТУРА ПК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5344/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5344/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5344/19
10.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6547/19
13.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5344/19
10.04.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-40908/18