г. Пермь |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А71-18109/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заинтересованного лица от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ИНН1835059990, ОГРН 1041805001501) - Абалтусов М.В. паспорт, по доверенности от 04.09.2019 N 9;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 мая 2019 года
по делу N А71-18109/2018, принятое судьей О.В. Иютиной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фараон"
(ИНН 1832131494, ОГРН 1151832008888)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ИНН1835059990, ОГРН 1041805001501)
о признании незаконным решения от 13.07.2018 N 7155,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фараон" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 13.07.2018 N 7155 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 мая 2019 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе налоговый орган приводит доводы о том, что поручение N 28739 от 09.02.2018 и требование от 14.02.2018 N 08-12/102573 об истребовании документов (информации) составлены в соответствии с установленным формам, утвержденным Приказом N ММВ-7-2/189@, соответствуют требованиям статьи 93.1 НК РФ, содержат необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какие документы (информация) запрашивается налоговым органом. По мнению Инспекции, доводы заявителя о неполучении налогоплательщиком требования опровергаются фактическими обстоятельствами. Доказательством надлежащего направления и получения требования, направленного в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией по почте, в силу прямого указания на это в пункте 4 статьи 31 Кодекса, считаются врученными на шестой день, со дня отправки заказного письма: требование от 14.02.2018 N 08-12/102573 направлено в адрес ООО "Фараон" по почте заказным письмом 28.02.2018, считается полученным - 12.03.2019, срок для исполнения требования - 19.03.2018. Выводы о нарушении почтовым оператором правил доставки корреспонденции не подтверждены материалами дела. Неполучение обществом почтовых отправлений носит систематический характер. Кроме того, инспекцией проведен осмотр места регистрации общества 22.01.2018 года и установлено, что общество по указанному адресу не располагается.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике в соответствии со ст. 93.1 НК и в связи с истребованием документов (информации) или информации по сделке у контрагента проверяемого лица или у лица, располагающего информацией по проверяемому лицу или у налогоплательщика, при проведении камеральной налоговой проверки ООО "Аркада", в адрес Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике было направлено поручение N 28739 от 09.02.2018.
Во исполнение указанного поручения Межрайонная ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике направила в адрес ООО "Фараон" было направлено требование от 14.02.2018 N 08-12/102573 об истребовании документов (информации) в отношении финансово-хозяйственных отношений ООО "Фараон" с ООО "Главное управление монолитного домостроения", которое является поставщиком товара (услуг) в ООО "Аркада"
Из представленных в дело доказательств следует, что требование от 14.02.2018 было направлено 02.03.2018 налоговым органом в адрес заявителя по почте.
07.05.2018 налоговым органом в адрес заявителя было направлено уведомление N 08-16/11679-35 от 04.05.2018 о необходимости руководителю (представителю) общества явиться 17.05.2018 для вручения Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
18.05.2018 должностным лицом Инспекции со ссылкой на то, что в установленный пятидневный срок истребуемые документы обществом не представлены, составлен акт N 7302 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (далее - Акт) (л.д. 55-58).
28.05.2018 налоговым органом в адрес заявителя были направлены вышеуказанный акт и уведомление N 08-16/12839-26 от 18.05.2018 о необходимости руководителю (представителю) общества явиться 13.07.2018 для рассмотрения материалов по Акту.
Решением Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике от 13.07.2018 N 7155 общество с учетом отягчающего обстоятельства (повторного совершения налогового правонарушения) привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 20 000 рублей (л.д. 50-53).
Не согласившись с вышеуказанным решением налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, по результатам рассмотрения которой Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 26.09.2018 г. N 06-07/19755@ решение Инспекции от 13.07.2018 N 7155 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием ООО "Фараон" для обращения в суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции заявленное требование удовлетворено, поскольку установлено, что, не обеспечив налогоплательщику возможность участия в рассмотрении материалов проверки, налоговый орган нарушил существенные условия процедуры их рассмотрения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, участвующего в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
В силу п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ - влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии обстоятельства предусмотренного п.2 ст. 112 НК РФ размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
Как следует из материалов дела, в порядке исполнения поручения во исполнение поручения N 28739 от 09.02.2018 Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике, в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в адрес ООО "Фараон" было направлено требование от 14.02.2018 N 08-12/102573 об истребовании документов (информации) в отношении финансово-хозяйственных отношений ООО "Фараон" с ООО "Главное управление монолитного домостроения", которое является поставщиком товара (услуг) в ООО "Аркада". К требованию была приложена копия поручения Межрайонной ИФНС России N5 по Удмуртской Республике от 09.02.2018 N 28739.
Оценив требование о предоставлении документов (информации) от 14.02.2018 N 08-12/102573, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оно содержит необходимые сведения, позволяющие определить и идентифицировать запрашиваемые документы и информацию, в требовании имеется соответствующее поручение Межрайонной ИФНС России N5 по УР от 09.02.2018 N 28739, в котором указано на ст. 93.1 НК и на истребование документов (информации) или информации по сделке у контрагента проверяемого лица или у лица, располагающего информацией по проверяемому лицу, при проведении камеральной налоговой проверки в отношении ООО "Аркада".
В рассматриваемом случае Межрайонная ИФНС России N 5 по УР, по поручению которой Межрайонной ИФНС России N 9 по УР было направлено требование в адрес заявителя, запрашивала документы в рамках проведения камеральной проверки налоговой декларации ООО "АРКАДА" ИНН 1838016988 по НДС за 3 кв. 2017.
Таким образом, законные основания для выставления требования у налогового органа имелись, поскольку это полномочие прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Меду тем, судом первой инстанции установлено, что, не обеспечив налогоплательщику возможность участия в рассмотрении материалов проверки, налоговый орган нарушил существенные условия процедуры их рассмотрения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
В силу пункта 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение десяти дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Пунктом 6 статьи 101.4 НК РФ определено, что по истечении срока, указанного в пункте 5 данной статьи, в течение десяти дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
В силу пункта 12 статьи 101.4 данного Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда в пункте 73 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 Кодекса, недействительным.
Исходя из пункта 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234) (в редакции N 2 от 13.02.2018, действующей в спорный период (действие указанной редакции распространяется на период с 09.04.2018 по 30.03.2019), почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
В силу пункта 4.38 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП "Почта России" N 114-п от 17.05.12, почтовым отправлениям присваивается штриховой почтовый идентификатор, по которому возможно отследить принятие и доставку почтового отправления, а также установить факт вручения направленных уполномоченным органом документов.
На каждом этапе пересылки информация почтового идентификатора заносится в единую систему учета и контроля, благодаря чему возможно отследить прохождение почтового отправления через сеть Интернет на официальном сайте Почты России (www.russianpost.ru).
Из материалов дела следует, что налоговым органом по почте на адрес государственной регистрации заявителя - г. Ижевск, ул. Ленина, д.62, оф.3, были направлены:
02.03.2018 в адрес заявителя направлено требование от 14.02.2018 N 08-12/102573 (ШПИ - 42606320396937), о чем свидетельствуют списки почтовой корреспонденции ф. 103 от 28.02.2018, список регистрируемых почтовых отправлений N 5 от 02.03.20018 (л.д.66-71);
07.05.2018 в адрес заявителя направлено уведомление от 04.05.2018 о необходимости руководителю (представителю) общества явиться 17.05.2018 для вручения Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (списки заказной почтовой корреспонденции Ф.103, N 38 л.д. 77-80);
28.05.2018 в адрес заявителя направлено уведомление от 18.05.2018 о необходимости руководителю (представителю) общества явиться 13.07.2018 для рассмотрения материалов по Акту от 17.05.2018, о чем свидетельствуют списки почтовой корреспонденции ф. 103 от 25.05.2018, список регистрируемых почтовых отправлений N 5 от 28.05.20018 (л.д.72-76).
23.07.2018 в адрес заявителя направлено решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике от 13.07.2018 N 7155 (списки заказной почтовой корреспонденции Ф.103, N 38 л.д. 62-65).
Из материалов дела следует, что указанные почтовые отправления были возвращены в адрес отправителя с отметками о том, что адресат отсутствует.
Требование о представлении документов от 14.02.2018 N 08-12/102573 было направлено в адрес заявителя почтовой связью заказным письмом 02.03.2018; данное письмо согласно сведениям с официального сайта "Почта России" прибыло в место вручения 05.03.2018, в этот же день возвращено отправителю по причине "адресат отсутствует", 06.03.2018 покинуло место возврата/досылки.
Уведомление от 18.05.2018 о необходимости руководителю общества явиться 13.07.2018 для рассмотрения материалов по акту от 17.05.2018 отправлено Инспекцией в адрес ООО "Фараон" 28.05.2018 заказным письмом с почтовым идентификатором N 42606324144961, прибыло в место вручения 30.05.2018, в этот же день состоялась неудачная попытка вручения и корреспонденция выслана обратно отправителю; 31.05.2018 покинуло место возврата/досылки.
Решение от 13.07.2015 N 7155 отправлено Инспекцией заказным письмом с почтовым идентификатором N42606326115303 в адрес ООО "Фараон" 23.07.2018, прибыло в место вручения 24.07.2018, 25.07.2018 состоялась неудачная попытка вручения и корреспонденция выслана обратно отправителю.
В соответствии с п. 34 Правил N 234 письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи. Адресатом (его уполномоченным представителем) может быть продлен срок хранения почтовых отправлений (за исключением почтовых отправлений разряда "судебное") и почтовых переводов в случае, если такая возможность предусмотрена в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
В рассматриваемом случае порядок вручения ООО "Фараон" почтовых отправлений соблюден не был.
Из информации, размещенной на официальном интернет-сайте ФГУП "Почта России" в электронном сервисе "Отслеживание почтовых отправлений" следует, что в течение одного-двух дней после неудачной попытки вручения письма адресату, оно уже возвращалось обратно отправителю.
Также органом почтовой связи не был соблюден 30-дневный срок хранения почтовых отправлений.
Доказательств, подтверждающих уклонение общества от получения писем Инспекции, в материалах дела не имеется, как не имеется и сведений о том, что почтовой организацией предпринимались меры по вручению почтовых отправлений обществу, а оно отказалось от получения.
Между тем, налоговый орган посчитал, что заявителем как требование о представлении документов, так и вышеуказанные уведомления о вызове были получены, акт проверки был рассмотрен и решение о привлечении ООО "Фараон" к ответственности было вынесено в отсутствие представителя налогоплательщика и налоговый орган не располагал на дату вынесения акта сведениями о вручении обществу уведомления от 04.05.2018 N 08-16/11679-35, направленного ему заказным письмом.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В соответствии со статьей 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
В рассматриваемом случае неполучение адресованных ООО "Фараон" заказных писем произошло не по вине ООО "Фараон", а в результате установленного судом факта ненадлежащей доставки почтовых отправлений.
Доказательства того, что поступившая на адрес ООО "Фараон" корреспонденция не была ему вручена по обстоятельствам, зависящим от общества, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, с учетом отсутствия представителя общества при рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, суд пришел к законным и обоснованным выводам о лишении налогоплательщика возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов и представлять свои возражения, о нарушении налоговым органом требований статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае допущенное нарушение процедуры привлечения к ответственности является существенным.
Доводы апелляционной жалобы налогов органа со ссылкой на пункт 4 статьи 101.4 НК РФ, в соответствии с которым, в случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки, рассмотрены апелляционным судом и отклонены, так как материалами дела подтверждено, что почтовое отправление с уведомлением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки возвращено в Инспекцию с отметкой "отсутствие адресата по указанному адресу" по причине допущенной ошибки органом почтовой связи. Однако оспариваемое решение налогового органа вынесено без принятия мер по установлению факта надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проведения контрольных мероприятий, что является нарушением процедуры рассмотрения материалов и самостоятельным основанием для признания вынесенного по ее результатам решения недействительным.
На основании изложенного, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 13.07.2018 N 7155, не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Фараон", в связи с чем, правомерно признано судом недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 мая 2019 года
по делу N А71-18109/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-18109/2018
Истец: ООО "ФАРАОН"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Удмуртской Республике