г. Тула |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А23-7465/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилье" (г. Людиново, ОГРН 1064024013855, ИНН 4024008895), ответчика - государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Регион-Л" (г. Людиново, ОГРН 1044004101228, ИНН 4024008158), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилье" на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.05.2019 по делу N А23-7465/2018 (судья Сахарова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилье" (далее - ООО "Жилье", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - ГЖИ Калужской области, инспекция) от 31.07.2018 N 1808 о внесении изменений в реестр лицензий Калужской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Регион-Л" (далее - ООО "Регион-Л").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Жилье" обжаловало его в апелляционном порядке.
ГЖИ Калужской области и ООО "Регион-Л" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 28.08.2017 между собственниками помещений в многоквартирном доме 29 по ул. 3 Интернационала в г. Людиново Калужской области и ООО "Жилье" заключен договор N 96 управления многоквартирным домом сроком на 5 лет.
Общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме (МКД), состоявшимся 08.05.2018, были приняты, в числе прочих, следующие решения:
- по второму вопросу повестки дня - расторгнуть договор управления МКД с ООО "Жилье" с 14.06.2018,
- по третьему вопросу повестки дня - согласовать и заключить договор с ООО "Регион-Л" на управление многоквартирного дома с 15.06.2018,
- по четвертому вопросу повестки дня - наделить совет дома в составе Синяковой И.Г., Кириченко А.А., Гайдуновой Н.В., Пигарева А.В. правом заключить договор управления МКД с управляющей компанией ООО "Регион-Л".
Председатель совета дома Синякова И.Г. направила в адрес ООО "Жилье" и ГЖИ Калужской области копию протокола общего собрания собственников от 08.05.2018 N 01/2018.
Синяковой И.Г. и ООО "Регион-Л" 13.06.2018 в адрес ООО "Жилье" были направлены письма с просьбой передать ООО "Регион-Л" акты приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им.
Указанные заявления приняты Белошапко 13.06.2018.
ООО "Регион-Л" 14.06.2018 представило в адрес ГЖИ Калужской области заявление о включении дома 29 по ул. 3 Интернационала в г. Людиново Калужской области в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом на основании протокола общего собрания.
По результатам проверки заявления и приложенных к нему документов инспекцией 21.06.2018 за N 1662 составлено заключение и вынесено решение от 21.06.2018 N 1662 о приостановлении рассмотрения заявления на срок 30 рабочих дней.
Впоследствии, инспекцией 31.07.2018 за N 1808 составлено заключение, согласно которому заявление о внесении изменений в реестр лицензий Калужской области и приложенные к нему документы соответствуют установленным требованиям, в связи с чем предлагается исключить многоквартирный дом 29 по ул. 3 Интернационала в г. Людиново Калужской области из списка многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилье", и включить этот дом в список многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Регион-Л", внести соответствующие изменения в реестр лицензий Калужской области в соответствии с требованиями приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок N 938/пр) с 01.08.2018.
Решением инспекции от 31.07.2018 N 1808 названный МКД исключен из списка домов, находящихся в управлении ООО "Жилье", и включен в список домов, находящихся в управлении ООО "Регион-Л", с внесением соответствующих изменений в реестр лицензий Калужской области в соответствии с требованиями Порядка N 938/пр.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены статьей 198 ЖК РФ.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ определено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 данной статьи).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в", "г", "д" пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
- адрес многоквартирного дома;
- основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
- реквизиты договора управления многоквартирным домом;
- данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);
- данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Подпункты "а", "в", "д", "е" пункта 3 Порядка N 938/пр определяют, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ;
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Как следует из материалов дела, 14.06.2018 в инспекцию поступило заявление ООО "Регион-Л" о включении дома 29 по ул. 3 Интернационала в г. Людиново Калужской области в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом на основании протокола общего собрания.
К заявлению прилагались копия протокола общего собрания собственников от 08.05.2018 N 01/2018, копия договора управления от 15.06.2018 N 02, копия ИНН ООО "Регион-Л", копия лицензии ООО "Регион-Л", копия ОГРН ООО "Регион-Л", копия письма в ООО "Жилье" о необходимости предоставления технической документации на МКД (акта приемки-передачи), скриншот подачи электронной заявки в ГИС ЖКХ.
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка N 938/пр установлено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
По результатам проверки заявления и приложенных к нему документов инспекцией 21.06.2018 за N 1662 составлено заключение о необходимости приостановления рассмотрения заявления ООО "Регион-Л" о внесении изменений в реестр лицензий Калужской области в части включения многоквартирного дома 29 по ул. 3 Интернационала в г. Людиново Калужской области в список многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Регион-Л", на срок 30 рабочих дней с момента вынесения решения в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Порядка N 938/пр.
ГЖИ Калужской области 21.06.2018 вынесено соответствующее решение N 1662.
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора
- в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
- в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка.
Письмом от 25.06.2018 N Н-гжи-40/1897-18 инспекция сообщила ООО "Жилье" о том, что собственниками помещений многоквартирного дома 29 по ул. 3 Интернационала в г. Людиново Калужской области 08.05.2018 принято решение о расторжении договора управления с ООО "Жилье" и выборе в качестве управляющей организации ООО "Регион-Л", а также просила в срок до 09.07.2018 представить информацию, являющуюся основанием для продолжения управления вышеуказанным домом. Названное письмо поступило в ООО "Жилье" 29.06.2018.
ООО "Жилье" 04.07.2018 направило в инспекцию письмо N 1761, в котором указало, что собственники помещений МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условия такого договора.
Из представленного в материалы дела заключения от 31.07.2018 N 1808 следует, что инспекция пришла к выводу о том, что:
1) заявление ООО "Регион-Л" соответствует пункту 2 Порядка N 938/пр;
2) представлены документы в соответствии с пунктом 3 Порядка N 938/пр;
3) заявление и документы соответствуют пункту 5 Порядка N 938/пр:
- сведения, содержащиеся в заявлении и документах, достоверны;
- отсутствуют противоречия сведений, представленных заявителем, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
- заявителем выполнены требования, установленные с частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе;
- отсутствует вступившее в законную силу решение суда о признании заявителя банкротом;
- отсутствуют признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, установив, что заявление и документы представленные ООО "Регион-Л" соответствуют условиям, указанным в пункте 5 Порядка N 938/пр, инспекция вынесла правомерное решение от 31.08.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Калужской области.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у собственников спорного МКД оснований для расторжения договора управления ввиду исполнения ООО "Жилье" своих обязанностей по договору надлежащим образом отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ, глава 29 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ, предусматривающая, что досрочный односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом со стороны собственников помещений в нем допустим в случае невыполнения условий договора управления управляющей организацией, способствует обеспечению реализации принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), стабильности соответствующих правоотношений, а также соблюдению справедливого баланса интересов сторон договора управления многоквартирным домом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1001-О).
В силу положений пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что характер и субъектный состав участников спорных правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Следовательно, аргумент заявителя жалобы об отсутствии у собственников спорного МКД оснований для расторжения договора управления с ООО "Жилье" является несостоятельным.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
ООО "Жилье" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 24.05.2019 N 732.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.05.2019 по делу N А23-7465/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилье" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.05.2019 N 732.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7465/2018
Истец: ООО Жилье
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Калужской области, Государственная жилищная инспекция по Калужской области
Третье лицо: ООО "Регион-Л"