город Воронеж |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А14-886/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой О.В.,
при участии:
от Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Шамардина И.В., представитель по доверенности от 19.10.2018, выдана сроком на 3 года, паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Беркут": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2019 по делу N А14-886/2019 (судья Аришонкова Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Беркут" (ОГРН1113668018650, ИНН 3664111190) к Государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании незаконными и подлежащими отмене решения N2719 от 03.12.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, решения N2719 от 03.12.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения N3209 от 03.12.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в размере 39 307,32 руб., решения N3209 от 03.12.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Беркут" (далее - заявитель, ООО ЧОП "Беркут") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, отделение Фонда социального страхования) о признании незаконными и подлежащими отмене решения N 2719 от 03.12.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, решения N 2719 от 03.12.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения N 3209 от 03.12.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в размере 39 307,32 руб., решения N 3209 от 03.12.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2019 по делу N А14-886/2019 заявленные требования удовлетворены.
Решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации:
-N 3209 от 03.12.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ;
-N 3209 от 03.12.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в размере 39 307,32 руб.;
- N 2719 от 03.12.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- N 2719 от 03.12.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения
признаны недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Суд обязал государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Беркут".
Не согласившись с решением суда первой инстанции отделение Фонда социального страхования обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что страхователем создана искусственная ситуация для получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившаяся в формальном оформлении трудовых отношений с работником без намерения получения от него исполнения трудовых обязанностей фактически.
Указывает, что действия страхователя, реализующего свои правомочия посредством предоставления в качестве доказательства возмещения средств социального страхования всего лишь документов, формально соответствующих действующему законодательству Российской Федерации, без подтверждения объема фактически выполненных трудовых обязанностей своим сотрудникам, а также без учета иных обстоятельств, имеющих значение, не могут являться правомерными.
Представитель отделения Фонда социального страхования в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Общество соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
ООО ЧОП "Беркут" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника судебного процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, заслушав мнение участника судебного процесса, явившегося в судебное заседание, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отделением Фонда социального страхования была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Беркут" за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Итоги проведенной проверки отражены в акте N 2719 от 18.10.2018.
По результатам рассмотрения материалов проведенной камеральной проверки отделением Фонда социального страхования приняты решения N 2719 от 03.12.2018:
- о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 35 901,60 руб.;
-о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Беркут" с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 35 901,60 руб. за период октябрь 2017 г.; ООО ЧОП "Беркут" предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 35901,60 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Кроме того, отделением Фонда социального страхования также была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Беркут" за период с 01.01.2018 по 30.06.2018.
Итоги проверки отражены в акте N 3209 от 18.10.2018.
По результатам рассмотрения материалов проведенной камеральной проверки отделением Фонда социального страхования были приняты решения N 3209 от 03.12.2018:
- о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 39 307,32 руб.;
-о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные обществом с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Беркут" с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в общей сумме 39307,32 руб. за период январь 2018 г. (20453,37 руб.), апрель 2018 (6284,65 руб.), май 2018 (6284,65 руб.), июнь 2018 (6284,65 руб.);
ООО ЧОП "Беркут" предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 39307,32 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Не согласившись с решениями N 2719 от 03.12.2018, N 3209 от 03.12.2018 ООО ЧОП "Беркут" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
На основании статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 22 Федерального закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Размер и порядок назначения, исчисления, выплаты страхового обеспечения гражданам, имеющим детей - пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, индивидуальные предприниматели.
На основании пункта 3 части 1 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, осуществляется в территориальных органах страховщика на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 19.05.2005 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (часть 4 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ являются, в том числе, пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В части 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 255-ФЗ, застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (с 01.02.2017), составляет 613,14 руб. с учетом индексации.
При рождении ребенка застрахованному лицу выплачивается единовременное пособие, размер которого (если дата рождения ребенка после 1 февраля 2017 г.) составляет 16 350,33 руб.
В силу пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В статье 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При этом финансирование выплаты указанных пособий, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 3 Закона N255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд (части 5 и 6 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
С учетом приведенных норм права, условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются следующие:
- постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов;
- наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом;
- наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что основанием для обращения ООО ЧОП "Беркут" с заявлением о выделении денежных средств для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию за 2017, 2018 г.г. в общей сумме 75 208,92 руб. явилось несение Обществом соответствующих расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию работнику Корбут Т.Л. в связи с материнством, в том числе пособия по беременности и родам за период с 27.10.2017 по 31.03.2018 на основании листка нетрудоспособности от 27.10.2017 N 285 964 378 001, листка нетрудоспособности от 28.12.2017 N 285 911 389 988 в общей сумме 40 004,64 руб., единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 16 350,33 руб., ежемесячного пособия по уходу за ребенком - Корбут М.В., 26.12.2017 года рождения, в сумме 6 284,65 руб. ежемесячно.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для непринятия к зачету расходов произведенных страхователем послужил вывод Фонда о том, что страхователем создана искусственная ситуация для получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившаяся в формальном оформлении трудовых отношений с работником (являющимся одновременно супругой страхователя) без намерения получения от него исполнения трудовых обязанностей фактически.
В частности, исходя из представленных страхователем в ходе проведенной проверки пояснений и документов, Фонд пришел к выводу об отсутствии производственной необходимости и экономической целесообразности для трудоустройства в качестве менеджера по работе с клиентами беременной женщины на поздних сроках беременности, а также о создании страхователем искусственной ситуации для получения выплат.
Отклоняя доводы заинтересованного лица, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (п.1 ст. 65, ч.5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 16 ТК РФ).
Согласно статье 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из материалов дела усматривается, что ООО ЧОП "Беркут" зарегистрировано в качестве юридического лица с 29.04.2011, основным видом его деятельности является деятельность частных охранных служб.
На основании приказа ООО ЧОП "Беркут" от 30.06.2017 N 4-шр с 17.07.2017 в штатное расписание Общества введена должность менеджера по работе с клиентами.
Введение указанной должности, по заявлению Общества было обусловлено характером осуществляемой им деятельности (деятельность частных охранных служб), предполагающей работу с клиентами организации, а также необходимостью улучшения финансовых показателей организации за счет поиска новых заказчиков оказываемых Обществом услуг.
В связи с указанным, с 17.07.2017 в качестве менеджера по работе с клиентами была принята на работу Корбут Т.Л.
Трудовые отношения с Корбут Т.Л. оформлены путем заключении соответствующего трудового договора от 17.07.2017 N 59, в соответствии с которым Корбут Т.Л. принята на работу в ООО ЧОП "Беркут" на должность менеджера по работе с клиентами по основному месту работы, без испытательного срока, бессрочно.
Указанное также подтверждается записью в трудовой книжке АТ - IX N 8871565, согласно которой Корбут Т.Л. с 17.01.2017 принята на должность менеджера по работе с клиентами приказом N 15-к от 17.07.2017.
В подтверждение фактического исполнения трудовых обязанностей Корбут Т.Л. в качестве менеджера по работе с клиентами заявителем представлены в материалы копии коммерческих предложений клиентам (подписанные, в том числе, Корбут Т.Л.), служебных и докладных записок (также подписанные указанным работником), запросы ценовой информации, скриншоты страниц электронных писем, содержащих запросы на охрану объектов, техническое задание на оказание охранных услуг территории БУЗ ВО "ВГКБСМП N 8" на 2018 год, в "Воронежском центральном парке", в парке "Алые паруса", а кроме того табели учета рабочего времени и расчета заработной платы, расчетные ведомости, платежные ведомости, подтверждающих перечисление последней заработной платы.
Также из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что во втором полугодии 2017 году ООО ЧОП "Беркут" был заключен ряд договоров охраны с заказчиками.
По данным упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности Обществом за 2017 год получена прибыль в сумме 285 тыс. руб.
Исходя из данных оборотно - сальдовой ведомости по счету 62 "расчеты с покупателями и заказчиками" усматривается, что стоимость реализованных Обществом заказчикам услуг за второе полугодие 2017 года увеличилось в 2 раза по сравнению с первым полугодием (обороты за рассматриваемый период по дебету 62 счета).
Кроме того, сведения о Корбут Т.Л. в качестве работника ООО ЧОП "Беркут" отражены в представленных в орган Пенсионного фонда РФ сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль- декабрь 2017 года (данные сведения представлялись в установленные сроки, в подтверждение чего представлены копии протоколов входного контроля, что свидетельствует о реальном характере трудовых отношений заявителя с указанным работником).
Суд области также правомерно принял во внимание, что после ухода Корбут Т.Л. в отпуск по беременности и родам, на время ее отсутствия обязанности менеджера по работе с клиентами в ООО ЧОП "Беркут" с 09.01.2018 до 20.03.2018 в порядке совмещения должностей исполняла главный бухгалтер Бутко Е.А. с доплатой в размере 6 000 руб. (приказ N 30-к от 09.01.2018), с 20.03.2018 до 31.10.2018 указанные обязанности в порядке совмещения должностей исполнял заместитель директора по кадрам Шумской С.В. с доплатой в размере 7 000 руб. (приказ N36/1-к от 20.03.2018). С 01.11.2018 на должность менеджера по работе с клиентами на период отпуска Корбут Т.Л. по беременности и родам был принят другой работник - Гриднев Андрей Олегович (приказ (распоряжение) о приеме работника на работу N 65-к от 01.11.2018). Установленные обстоятельства также позволяют прийти к выводу, что подтверждена производственная необходимость наличия штатной единицы менеджера по работе с клиентами в ООО ЧОП "Беркут".
Апелляционная коллегия соглашается, что представленными документами подтверждено наличие у ООО ЧОП "Беркут" с Корбут Т.Л. трудовых правоотношений на основании заключенного трудового договора и наступление страховых случаев (беременность и роды, рождение Корбут Т.Л. ребенка, а также предоставление ей отпуска по уходу за ребенком), вследствие чего, у Общества, с которым Корбут Т.Л. находилась в трудовых правоотношениях на момент наступления страховых случаев, имелась обязанность выплатить ей страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию в виде соответствующих видов пособий, т.е. обстоятельства, свидетельствующие о необходимости выделения средств на возмещение страхового обеспечения.
Доказательств, однозначно свидетельствующих о невыполнении либо объективной невозможности выполнения Корбут Т.Л. трудовых обязанностей в должности менеджера по работе с клиентами, направленности действий заявителя на необоснованное получение социального страхования в отсутствие реальности соответствующих трудовых отношений, злоупотреблении заявителем своими правами, заинтересованным лицом в нарушение ч.1 ст. 65, ч.5 ст. 200 АПК РФ не представлено. Таких доказательств не представлено и в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Суд области принял во внимание, что введение в штатное расписание ООО ЧОП "Беркут" должности менеджера по работе с клиентами с 01.07.2017 было обусловлено причинами производственного характера, направлено на улучшение финансово-экономических показателей работы организации, получение прибыли в результате осуществления реальной хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по охране объектов и имущества заказчиков, в связи с чем обоснованно не согласился с доводами заинтересованного лица о создании заявителем искусственных условий для получения государственных пособий в отсутствие подтверждения наличия фактических трудовых отношений с застрахованным лицом.
Суд первой инстанции верно указал, что установленное законом право работника Корбут Т.Л. на обязательное социальное страхование было реализовано работодателем путем исполнения обязанности производить уплату страховых взносов на застрахованное лицо в установленном законом размере, в силу чего у заявителя возникло право на возмещение указанных затрат за счет средств обязательного социального страхования в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оснований для отказа в принятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в общем размере 75 208,92 руб., также основания для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) указанных расходов страхователя в общей сумме 75 208,92 руб. у отделения Фонда социального страхования не имелось, в связи с чем требования заявителя обоснованно удовлетворены.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними и основаны на предположительных сомнениях, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Фактически они повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом области допущено не было.
С учетом изложенного, судебный акт суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2019 по делу N А14-886/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-886/2019
Истец: ООО ЧОП "Беркут"
Ответчик: ГУ Филиал N1 ВРО ФСС РФ