город Ростов-на-Дону |
|
12 сентября 2019 г. |
дело N А32-5407/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей Д.В. Емельянова, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю: представитель Дашко Т.В. по доверенности от 21.03.2019,
от акционерного общества "Туапсетранссервис": представитель Мингулов А.А. по доверенности от 30.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2019 по делу N А32-5407/2019
по заявлению акционерного общества "Туапсетранссервис"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю о признании недействительным решения,
принятое судьей Гонзус И.П.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Туапсетранссервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения от 01.11.2018 N 10-14/42254, требования N8109 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 20.12.2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2019 по делу N А32-5407/2019 признаны недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю от 01.11.2018 N10-14/42254 о привлечении акционерного общества "Туапсетранссервис" к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование N8109 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.12.2018, как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда от 21.05.2019 по делу N А32-5407/2019, налоговая инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции N Ю-14/42254 от 01.11.2018 в части доначисления налога (в связи с применением налогоплательщиком налоговой ставки 0,9 %) в сумме 301 469 руб., штрафных санкций в размере 30 146,9 руб., пеней в сумме 42 534,14 руб., в удовлетворении заявления в указанной части отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции нарушил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт не согласен с обжалуемым судебным актом в части признания правомерным применения налогоплательщиком ставки земельного налога 0,5% и признания недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления налога в связи с применением налогоплательщиком налоговой ставки 0,9%. Судом не учтено, что основным видом деятельности заявителя является: транспортная обработка прочих грузов, что не соответствует виду разрешенного использования: эксплуатация, содержание, ремонт, развитие наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств. Правомерность выводов инспекции подтверждена органом, утвердившим ставки земельного налога на территории Туапсинского городского поселения, - Советом Туапсинского городского поселения Туапсинского района, который в письме от 05.10.2018 N 44 сообщил, что по данным Управления Росреестра земельному участку с кадастровым номером 23:51:0102001:69 установлен вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы грузового автотранспортного предприятия, который отнесен к 9 группе, подгруппа - земельные участки баз и складов. Для указанной подгруппы установлена ставка земельного налога - 0,9 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не заявлено.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2019 по делу N А32-5407/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в обжалуемой части.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит обжалованный судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2017 год инспекцией принято решение N 10-14/42254 от 01.11.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обжалуемом решении N 10-14/42254 от 01.11.2018 налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение вследствие занижения налоговой базы по земельному налогу путем применения для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102001:69 в размере 75 367 247, 43 руб. в соответствии с Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 (далее - Приказ N 2640).
По мнению налогового органа, при расчете земельного налога за 2017 год применению подлежит кадастровая стоимость земельного участка в размере 229 311 500,58 руб., утвержденная Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - Приказ N1756), действующим на территории субъекта Российской Федерации с 2012 года.
Вывод инспекции обусловлен тем, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Приказом N 2640, применима только с 01.01.2018, поскольку сведения о размере кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05.02.2017.
Кроме того, налоговый орган признал неправомерным применение налогоплательщиком при исчислении земельного налога ставки в размере 0.5 % на основании пункта 13 Решения Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 23.05.2017 N 63.9, и доначислил земельный налог за 2017 год исходя из ставки 0.9 % (пункт 9 названного Решения), принимая во внимание вид разрешенного использования земельного участка.
Не согласившись с решением налоговой инспекции N 10-14/42254 от 01.11.2018, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 24-12-2135 от 17.12.2018 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Налоговый орган направил налогоплательщику требование N 8109 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.12.2018, которым предложил уплатить недоимку в размере 1 215 499 руб., пени в сумме 171 494,28 руб. и штраф в сумме 168 696,80 руб.
Платежными поручениями N 49 и N 50 от 18.01.2019 налогоплательщик исполнил указанное требование.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции и требования об уплате налогов, пени и штрафа.
Удовлетворяя заявленное требование о признании недействительным решения налоговой инспекции от 01.11.2018 N 10-14/42254, суд первой инстанции исходил из того, что при исчислении и уплате земельного налога с 01.01.2017, заявитель правомерно применен показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102001:69 в размере 75 367 247,43 руб., утвержденный вступившим в силу Приказом N 2640, улучшающим положение налогоплательщика, а также налоговую ставку в размере 0,5 процента от его кадастровой стоимости. Суд указал, что утвержденная Приказом N2640 кадастровая стоимость спорного земельного участка заявителя значительно меньше соответствующего показателя, утвержденного Приказом N1756, что свидетельствует об улучшении положения заявителя, поскольку применение обществом кадастровой стоимости, установленной Приказом N2640, снижает налоговую нагрузку путем уменьшений налоговой базы по земельному налогу. Суд указал, что Приказ N2640, как нормативный акт законодательства о налогах и сборах, улучшающий положение налогоплательщиков, вступил в силу на следующий день после его официального опубликования, и действует в субъекте Российской Федерации - Краснодарском крае с 16.12.2016. Судом отклонен довод инспекции о том, что показатели кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденные Приказом N2640, внесены в ЕГРН только 05.02.2017, а по состоянию на 01.01.2017 в ЕГРН значились подлежащие применению показатели кадастровой стоимости, утвержденные Приказом N1756. Суд пришел к выводу о том, что для правильного разрешения настоящего спора необходимо учитывать действие вступившего в силу нормативного акта законодательства о налогах и сборах во времени, без учета времени на то, чтобы содержащиеся в нем сведения и положения были внесены в ЕГРН.
Проверяя правомерность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0.5 % при исчислении земельного налога, суд исходил из того, что пунктом 13 решения Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 23.05.2017 N 63.9 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств установлена налоговая ставка в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Суд пришел к выводу, что ключевыми словами, определяющими различия между видами разрешенного использования земельных участков, являются не "производственные здания, строения, сооружения, и т.д.", а отнесение этих объектов к различным видам деятельности.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам апеллянта и имеющимся в деле документам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалованный судебный акт подлежит отмене в обжалованной части, принимая во внимание нижеследующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты обложения земельным налогом, из числа которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ исключены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Разрешенное использование земельных участков, как и категория земель, -неотъемлемая характеристика земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Следовательно, присвоение земельному участку вида разрешенного использования должно соотноситься с действительным видом разрешенного использования данного участка, в том числе с учетом функционального назначения расположенных на участке объектов недвижимости. При этом в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 01.02.2018, земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102001:69 отнесен к землям поселений с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы грузового автотранспортного предприятия.
При определении налоговой ставки налоговая инспекция правомерно исходила из следующего.
В соответствии с Решением Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 23.05.2017 N 63.9 налоговая ставка земельного налога для земельных участков с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных задний, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в состав которого входят земельные участки баз и складов (группа 9), установлена в размере 0,9 %.
Согласно письму Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 05.10.2018 N 44, по данным Управления Росреестра земельному участку с кадастровым номером 23:51:0102001:69 установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы грузового автотранспортного предприятия, который отнесен к 9 группе, подгруппа - земельные участки баз и складов. Для указанной подгруппы в 2017 году установлена ставка земельного налога - 0,9 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2017 год применил в отношении спорного земельного участка ставку 0,5 процентов, которая установлена в пункте 13 Решения Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 23.05.2017 N 63.9 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений и устройств.
По мнению суда апелляционной инстанции, с учетом категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102001:69, принадлежащего налогоплательщику, общество неправомерно применило налоговую ставку 0,5 %.
Выводы суда основаны на нижеследующих нормах права.
Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, ставка земельного налога, предусмотренная 13 Решением Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 23.05.2017 N 63.9, предназначена для земельных участков, относящихся к землям транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102001:69 не относится к землям транспорта и не предназначен для используются в целях обеспечения деятельности объектов автомобильного транспорта. Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 01.02.2018, земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102001:69 отнесен к землям поселений с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы грузового автотранспортного предприятия.
Таким образом, налогоплательщик неправильно применил ставку земельного налога, предусмотренную пунктом 13 Решения Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 23.05.2017 N 63.9.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вид разрешенного использования спорного земельного участка в 2017 году, налоговая инспекция правомерно доначислила налогоплательщику земельный налог за 2017 год в связи с применением ставки 0.9 % в размере 301 469 руб., соответствующие налоговые санкции в размере 30 146,9 руб., пени в размере 42 534,14 руб.
Решение налоговой инспекции от 01.11.2018 N 10-14/42254 в указанной части является законным и обоснованным, а заявление акционерного общества "Туапсетранссервис" в этой части не подлежало удовлетворению судом первой инстанции, в связи с чем обжалованный судебный акт подлежит отмене в обжалованной части.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и пришел к выводам, не соответствующим имеющимся в деле доказательствам, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2019 по делу N А32-5407/2019 подлежит отмене в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 01.11.2018 N 10-14/42254 в части доначисления земельного налога за 2017 год в размере 301 469 руб., штрафных санкций в размере 30 146,9 руб., пеней в размере 42 534,14 руб.
В связи с отменой обжалованного судебного акта в части, суд апелляционной инстанции в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отмененной части принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2019 по делу N А32-5407/2019 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю от 01.11.2018 N 10-14/42254 в части доначисления земельного налога за 2017 год в размере 301 469 руб., штрафных санкций в размере 30 146,9 руб., пеней в размере 42 534,14 руб.
В отмененной части в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5407/2019
Истец: АО "Туапсетранссервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Краснодарскому краю, ФНС России межрегиональная инспекция N6 по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10516/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10516/19
12.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12573/19
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5407/19